16+

Первый князь Суздальский

Город Суздаль – один из древнейших центров Залесского края Киевской Руси. Но ранняя его история до сих пор изучена не слишком хорошо. Пожалуй, больше материала для нее дали археологические раскопки, нежели летописи.

Немного известно и о статусе первых суздальских князей, рассказывая о которых, первым обычно называют Владимира Всеволодовича Мономаха. Однако очевидно, что не он был первым суздальским правителем. Кого же можно называть самым первым суздальским князем?

Удел, да не тот
Впервые в летописи «Суждаль» упоминается в 1024 году – во время правления великого князя киевского Ярослава Мудрого. Именно он впервые выделил Залесскую (Ростово-Суздальскую) Русь в отдельный удел. Считается, что первым его обладателем стал Всеволод Ярославич – четвертый сын Ярослава и отец Мономаха. Однако этот князь получил Суздаль и Ростов лишь после 1054 года. Это год кончины Ярослава Мудрого. Известно, что за несколько лет до смерти он наделил уделами своих сыновей, и Суздаль там числился вовсе не за Всеволодом.

Как свидетельствует академик Международной академии наук Евразии, заслуженный деятель науки РФ профессор Татьяна Семенкова, «у старого больного Ярослава не хватило решимости оставить верховную власть кому-то одному из сыновей. Европейский принцип соправительства им не был использован. Свои земли он поделил между сыновьями, завещая им жить в согласии, почитая старшего брата. Владимир получил Новгород, Всеволод -Переяславль, Вячеслав – Суздаль и Белоозеро, Игорь – Смоленск, Изяслав – Киев, а поначалу и Новгород. Таким решением Ярослав заложил новый виток борьбы за великокняжеский престол».

Таким образом, Всеволоду Ярославичу первоначально достался Переяславль-Русский – один из важнейших центров Киевской Руси (в честь него был назван Переяславль-Залесский). И лишь потом в придачу к Переяславскому княжеству Всеволод I, прадед князя владимирского и суздальского, по договору с братьями закрепил за собой и Залесский край.

Младший сын Ярослава Мудрого
Кто же такой Вячеслав Ярославич – самый первый удельный князь суздальский? Историки установили, что это один из младших сыновей Ярослава Мудрого и его супруги, шведской принцессы Ингигерды, родившийся в 1036 году в Киеве. По тогдашним меркам, княжич-подросток уже признавался способным занять какой-либо удел или город для самостоятельного правления. К примеру, креститель Руси Владимир Святославич, отец Ярослава Мудрого, стал князем новгородским на 11-м году жизни. Скорее всего, Вячеслав получил Суздаль где-то около 1050 года.

Вскоре Ярослав женил его на графине Оде Брауншвейгской (Штаденской) – дочери немецкого принца Людольфа Брауншвейгского и племяннице германского императора Генриха III и одновременно папы Римского Льва IX. Браки между детьми Ярослава Мудрого с королевскими династиями Западной Европы были обычным делом. Самым известным подобным союзом стало замужество княжны Анны Ярославны с королем Франции Генрихом I.

Точно неизвестно, когда Вячеслав посетил свое удельное княжество. Во всяком случае, вероятность его пребывания в Суздале достаточно велика. Однако в отечественной истории Вячеслав Ярославич малоизвестен, так как век его оказался короток. Первый князь суздальский скончался в 1057 году всего лишь на 22-м году жизни. Перед смертью он успел получить еще и Смоленск, где его память чтят весьма трепетно, в отличие от Суздаля. Место погребения князя Вячеслава неизвестно. Возможно, он похоронен в Смоленске, не исключено, что в Киеве, но есть вероятность, что тело князя положили в Суздале!

Трагический герой
Однако история семейства Вячеслава Сузальского, Белозерского и Смоленского на этом не закончилась. От брака с принцессой Одой у Вячеслава Ярославича был сын Борис, родившийся в 1053 году, но дядья не дали 4-летнему мальчику никакого удела. Поэтому мать увезла юного княжича в Германию к своей родне. По известию германского хрониста Альберта Штаденского, Ода, покидая Русь, зарыла в укромном уголке «великие сокровища». В Германии она вновь вышла замуж, а Борис вырос при дворе своего дяди, германского императора Генриха IV (того самого, который получил известность покаянием перед папой Римским в Каноссе).

Лишь 23 года спустя в 1077-м 24-летний Борис Вячеславич появился на Руси. Он считал себя ограбленным дядьями и, прежде всего, великим князем киевским Изяславом Ярославичем. Судя по всему, Борис воспользовался спрятанными сокровищами матери, потому уже вскоре он сумел собрать большую дружину и даже нанять конные отряды половцев. С этим воинством Борис 4 мая 1077 года захватил Чернигов, но продержался там лишь неделю. Тогда он бежал в Тмутаракань, где встретился с другим князем-изгоем, своим двоюродным братом Олегом Святославичем.

Соединив свои дружины, эти князья вновь двинулись на Чернигов. Борису и Олегу удалось вновь занять город. Им навстречу выступили с большим войском великий князь киевский Изяслав Ярославич с сыном Ярополком и его брат князь переяславский Всеволод Ярославич с сыном Владимиром – будущим Мономахом. Противники сошлись 3 октября 1078 года на Нежатиной Ниве – примерно на месте нынешнего украинского города Нежина Черниговской области. В ожесточенном бою единственный сын первого суздальского князя Борис Вячеславич сложил свою голову на поле брани. Однако и его главный недруг Изяслав Киевский тоже пал в сражении. Один из конных дружинников Бориса ударил Изяслава копьем в плечо. Ранение оказалось смертельным. Оба войска понесли очень большие потери. Этот бой, одна из самых кровавых междоусобиц на Руси XI столетия, оказался запечатлен в знаменитой поэме «Слово о полку Игореве». «Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на Канину зелену наполому поста за обиду Олгову храбра и молода князя». Такова оказалась трагическая судьба первого князя суздальского. А само суздальское княжение с тех пор окончательно утвердилось за победителями Бориса Вячеславича – Всеволодом I и его сыном Владимиром Мономахом, дедом Андрея Боголюбского.

Николай ФРОЛОВ

Просмотры: