В далеком 1897 году сделал первые обороты двигатель, изобретенный Рудольфом Дизелем. С тех пор эти моторы, названные в его честь, выдержали проверку временем. Во Владимире находится институт тракторных и комбайновых дизелей НИКТИД. С вступлением России в рынок институт расширил круг научной проблематики. О том, какие задачи стоят перед НИКТИДом, мы побеседовали с его генеральным директором Виталием Папоновым.

– Виталий Сергеевич, про НИКТИД во Владимире ходят жуткие слухи – будто бы институт переживает последние предсмертные конвульсии, и т.д. и т.п. Давайте прольем свет на реальное положение дел.
– При переходе к рыночной экономике многие предприятия оказались на грани банкротства. Не стал исключением и наш институт. Заказов от разваливающейся промышленности не было, задержка зарплаты доходила до 7-8 месяцев, сотрудники увольнялись. Остались только те, кто не мыслил своего существования вне науки. Этим людям я хочу высказать глубокую и искреннюю благодарность – без них не удалось бы сохранить НИКТИД.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Институт наладил связи с заводами автомобильной промышленности, возобновились и расширяются заказы от сельхозмашиностроения. Численность сотрудников увеличивается, растет заработная плата, защищаются диссертации. Мы уже испытываем дефицит инженерных и рабочих кадров.

– Чем НИКТИД может заинтересовать специалистов высокой квалификации?
– Хорошей зарплатой, которая постоянно повышается. Наш институт предоставляет широкие возможности для научного роста. Например, недавно успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук главный бухгалтер Светлана Рыбакова и директор по маркетингу Тамара Байбурина. Наши работники хорошо защищены в социальном плане. Помимо обычного соцпакета институт помогает в оплате дорогостоящего лечения.

– В последнее время большое внимание уделяется экологическим показателям двигателей. Как выглядят в этом плане дизели, выпускаемые в России и в ближнем зарубежье?
– Серийные дизели для тракторов и комбайнов, как правило, не отвечают требованиям международных стандартов по экологии. Над улучшением экологических характеристик работают все заводы. ВМТЗ изготовил образцы дизелей жидкостного охлаждения, на которых можно получить лучшие экологические параметры по сравнению с "воздушниками".
Алтайский моторный завод начал активно модернизировать свою продукцию, изготовил опытные образцы новых, более совершенных дизелей. НИКТИД примет самое непосредственное участие в работах, которые ведутся на этих заводах.

– А НИКТИД обладает реальным потенциалом для преодоления высот "Евро-4"?
– Этой проблемой мы еще не занимались, хотя технология ее решения нам понятна. Мы приобрели современную аппаратуру для анализа состава выхлопных газов. Она позволяет определить не только газообразные составляющие, но и массу твердых частиц с точностью до десятого знака после запятой.

– Но ведь заводы тоже могут обзавестись такой аппаратурой…
– Да, такая аппаратура есть на заводах автомобильной промышленности, где экологические требования жестче, чем в сельхозмашиностроении. Заводы тракторной промышленности приобретать ее не планируют по причине высокой стоимости и наличия ее у НИКТИДа. Также у нас есть кадры, подготовленные для этой работы.

– Какие задачи, кроме экологических, ставят тракторостроители перед разработчиками двигателей?
– Прежде всего, надо организовать производство рядных шестицилиндровых дизелей мощностью от 120 до 240 л.с., крайне необходимых для установки на пропашные тракторы и комбайны. Выпускаемые сегодня двигатели Алтайского моторного завода имеют слишком большую массу и не годятся для этих целей. Сейчас готовится программа по созданию нового семейства дизелей, в которой НИКТИДу отводится далеко не последняя роль.

– Автомобильные дизели имеют лучшие массогабаритные и удельные показатели по сравнению с тракторными. Почему в производстве двигателей для сельхозтехники не используется опыт автомобилистов?
– Двигатель для трактора и автомобиля – это разные вещи. Тракторный дизель должен иметь 2 тысячи оборотов в минуту, иначе трансмиссия будет слишком громоздкой, с большими механическими потерями и пониженной надежностью.
А автомобильные дизели имеют 3-4 тысячи об/мин для обеспечения необходимой скорости движения автомобиля. При дефорсировании мощность снижается пропорционально уменьшению частоты вращения коленвала дизеля. Таким образом, теряется выигрыш по удельным показателям.
Кроме того, тракторный дизель более металлоемок по сравнению с автомобильным. Двигатель автомобиля устанавливается на резиновых подушках и практически никаких нагрузок, кроме сил, действующих внутри него, не несет. Тракторный мотор включен в силовую схему сельхозмашины и испытывает все нагрузки, действующие при движении по неровной почве. Поэтому двигатель сельскохозяйственного назначения должен быть намного жестче автомобильного.
При использовании автомобильного V-образного дизеля на комбайне возникает дополнительная сложность. Исходя из традиционной компоновки комбайнов, половина цилиндров оказывается прижатой к бункеру. В результате обслуживание и мелкий ремонт двигателя крайне затруднены.

– Виталий Сергеевич, среди читателей "Призыва" немало владельцев легковых автомобилей. Что новенького НИКТИД готовит для них? На выставке продукции промышленности Владимирской области я видел дизель для "Оки", разработанный вашим институтом. Впечатлял его ресурс – 150000 километров пробега до капиталки против 50000 у "родного" бензинового аналога. Какая судьба постигла этот двигатель?
– "Ока" не отвечает современным требованиям по безопасности, поэтому ее производство будет прекращено. Соответственно не стала востребованной и наша разработка.
Заволжский моторный завод готовит к производству дизель для автомобилей Горьковского и Ульяновского заводов. Мы принимаем активное участие в его испытаниях и доводке.

– Но ведь ГАЗ начинал производство дизеля по лицензии "Штайера".
– Этот двигатель не принял рынок – "ГАЗель" с таким мотором стоила гораздо дороже, чем с родным бензиновым движком. Дизель Заволжского моторного завода будет намного дешевле.

– Автомобильные дизели являются новинкой в деятельности НИКТИДа. А какие направления для института традиционны?
– НИКТИД занимается испытаниями новых горючесмазочных материалов, двигателей, их деталей, систем и агрегатов. Мы выполняем доводку двигателей по мощностным, экономическим и экологическим характеристикам на соответствие российским и международным стандартам, проводим сертификационные испытания ДВС и их деталей.
Наши специалисты помогут оценить уровень надежности, найдут пути снижения шума и вибрации двигателей, проведут прочностные расчеты. НИКТИД изготавливает экспериментальные детали двигателей, испытательные стенды и нестандартное технологическое оборудование.
У нашего института есть все необходимое для этих работ: аккредитованный Гостех регулированием России испытательный центр двигателей мощностью от 20 до 600 кВт, оснащенный современным исследовательским оборудованием, цех опытного производства, располагающий универсальными металлорежущими станками, Центр коллективного пользования по лазерным информационным технологиям с уникальным оборудованием для быстрого прототипирования.

Беседовал Сергей БАРАНОВ.
Фото Александра АСАУЛЯКА и Светланы КАРАНДЕЕВОЙ.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей существует более 40 лет. Образованный в 1960 году как филиал Государственного научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), к 1984 году НИКТИД стал головным научно-техническим центром по тракторному и комбайновому двигателестроению. Институт участвовал в проектировании, испытаниях и отработке технологии всех выпускаемых сейчас двигателей. Благодаря этому, сложились устойчивые партнерские связи со многими заводами России, производящими автотракторные двигатели и их составные части в городах Заволжье, Ярославль, Набережные Челны, Нижний Новгород, Барнаул, Чебоксары, Волгоград и других.

НИКТИД приглашает на работу специалистов по следующим направлениям:
газоаналитическое оборудование;
горюче-смазочные материалы;
исследование шума и вибраций двигателей;
испытания двигателей;
металловедение;
обслуживание весовых устройств и испытательного оборудования.
Приветствуется ученая степень кандидата или доктора наук.
Приглашаем испытателей двигателей 4-6 разрядов с опытом работы более двух лет. Зарплата от 8 тысяч рублей, полный соцпакет.
Телефон отдела кадров 23-06-28.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике