16+

Девица «на рогах»

Трудно поверить, что «убойной» вещью для жениха из деревни под Владимиром всего сто лет назад считались шерстяные перчатки малинового цвета, носившиеся летом!

Кто? Тип в пальто!

Современному жителю региона-33 сразу не понять фразу о том, что, мол, у многих крестьян и крестьянок во владимирских деревнях имелись свои дипломаты! Между тем дипломатом когда-то именовался популярный тип пальто, как мужского, так и женского. А прежде распространенное выражение «ходить на рогах» – это не о пьяном загуле или криминальной разборке, а о… суздальской невесте, носившей дорогой шелковый платок, под который по моде подкладывались «козелки» из лучинок, образовавшие подобие рожек – это считалось знаком, что девка на выданье!

Традиционная русская одежда дольше всего продержалась в сельской глубинке. Начиная с рубежа XIX-XX веков, все большее влияние и на крестьянский гардероб стала оказывать западная традиция. Все чаще кафтанам и кокошникам шли на смену пиджаки и шляпки, которые обычно заносили на малую родину работавшие на городских заводах и фабриках селяне. Тем не менее, в деревне исконная одежда, хотя тоже видоизменяясь со временем, продержалась долго. Именно в глухих деревнях, начиная со второй половины прошлого века, этнографические экспедиции разыскивали чудом уцелевшие в бабушкиных сундуках сарафаны и поневы, поддевки и рубахи доставшиеся от предков.

Со скрипом башмаки

В 1890-е годы прежде обычная в крестьянском обиходе посконная, самотканая одежда уступала место изделиям из покупного ситца, который фабрики Иваново-Вознесенска  производили в изобилии. Так преподаватель Владимирского женского епархиального училища Сергей Недешев, сын священника погоста Борисоглебский, что в Баглачеве (неподалеку от нынешнего Радужного), писал о земляках-крестьянах следующее:

«Будничной одеждой мужчин является ситцевая рубаха и нанковые или холщевые штаны, сапоги похуже и картуз (шляпы и лапти почти вышли из употребления). В праздники надевают или пиджаки, или, большей частью, сибирки суконные с борами назади, или суконные халаты». Молодежь одевается моднее: в трековые пары поверх расшитой рубахи, «щиблеты» или ботинки и непременно калоши. Состоятельная молодежь носит кожаные пиджаки. Девушки предпочитают платье сарафану. Поверх платья девицы носят холодные и теплые жакетки, длинные дипломаты и шубы; на голову повязывают ситцевые и шерстяные платки; из обуви носят шагреневые башмаки с пряжками «со скрипом», калоши. Девицы в нарядной одежде видят цель жизни и верное средство для «приличного» замужества. Отказывая себе в необходимом, лишая себя удовольствия в употреблении лучшей пищи, они всякую выгоданную копейку обращают в одежду».

Для пышности и форсу

Житель Суздальского уезда Алексей Бобров рассказывал в конце XIX века о том, что будничная одежда крестьян «разнится от праздничной скорее тем, что имеет более солидный возраст и не отличается чистотой». А вот описание праздничной крестьянской одежды Суздальского уезда по Боброву: у мужчин это «чистый картуз, шапка, шарф, поддевка или крытый полушубок с кушаком, под который надевают штаны и рубаху с поясом. Молодежь надевает рубахи поцветистей и носит пиджаки. Старухи носят черные платки и считают за стыд носить цветной. Влияние города проявляется в том, что платья все чаще вытесняют сарафаны, появляются и кофточки».

Крестьянские девушки носили «коноватые ваты», точнее платки из коновата, вида восточного шелка, а «ваты» – это скорее «фаты» – множественное число от привычного «фата». Именно под эти «ваты» подкладывались сделанные из лучинок подобия рожек – такова была причудливая сельская мода. «Про девушку в таком головном уборе скажут: «Она уж на рогах ходит – невестится». Это значит, что ей не менее 16 лет», – свидетельствовал Бобров. Интересна цветовая гамма женских платков в суздальских селах и деревнях той поры. Девицы и молодые женщины носили непременно платки красного цвета, солдатки – белые, желтые или зеленые, вдовы и старухи – черные.

Член Юрьевской уездной земской управы Николай Дружинин оставил подобнейшее описание крестьянской одежды Юрьевского уезда. Именно он поведал о том, что «парни летом из щегольства носят шерстяные перчатки малинового цвета». А вот одежда синих тонов там почему-то считалась подходящей лишь старикам. Дружинин поведал и о количественном составе крестьянских нарядов. Например, в семьях зажиточных крестьян у девушек тогда имелось по 15-20 платьев, у бедных – от 3 до 5, причем речь идет по большей части о шелковых праздничных платьях.

Любимыми цветами платьев были розовый или малиновый (мужские ситцевые рубахи чаще всего встречались красного и зеленого цветов). На праздник считалось необходимым одевать на девушку сразу по 2-3 платья одно на другое (а иногда и по 4-5 разом), в том числе и летнюю жару. Делалось это «для вящей пышности»: чем девушка пышнее, тем она красивее. При этом Дружинин уточнял, что сельские девушки до «женских кальсонов еще не дошли» и, кроме нижней юбки, белья не носили.

Наиболее модной и престижной мужской обувью у крестьян Юрьев-Польского уезда, как и во всей губернии, считались сапоги лакированной кожи. В традиции было носить поверх сапог еще и галоши. Причем делалось это не с целью уберечь парадные сапоги от грязи, а для форса. Причем сапоги с галошами носили даже жарким летом. Как свидетельствовал очевидец, «стоит пойти дождю, – и сельский щеголь снимает сапоги, насаживает их на палочку и несет за плечами, боясь замарать праздничную обувь». Еще бы! У парней и мужиков именно сапоги считались главнейшим элементом их «прикида». Их в третьей четверти XIX века крестьянские модники покупали даже по 10 рублей – примерно столько же тогда стоили лучшие форменные офицерские сапоги, в которых «их благородия» вращались в самых высших кругах!

Облик наших предков сильно отличался от стереотипного, подчас даже карикатурного образа крестьянина в лаптях и армяке, который подавался в фильмах про «царское время» и какой до сих пор можно видеть при выступлениях фольклорных коллективов.

Мода в красках

По одежке1Судить о внешнем облике владимирских крестьян мы можем по картинам художников.

Таких работ немного, но благодаря им мы имеем возможность увидеть облик селян разных эпох в цвете. Самые первые работы подобного рода – картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора», написанные в 1774 и 1777 гг. в селе Старое Татарово Суздальского уезда (ныне Вязниковского района).

По одежке3В середине XIX века академик живописи Федор Солнцев для альбома «Древности Российского государства» создал серию работ с изображением крестьянской одежды различных губерний, в том числе и Владимирской, хотя наш край в сущности оказался обойден вниманием живописца.

В 1883 году знаменитый художник Виктор Васнецов написал портрет крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, зимой подрабатывавшего извозчиком в Муроме. Это был эскиз для картины «Богатыри», где черты Петрова приобрел былинный Илья Муромец.

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *