Сага о северном Муроме

Не так давно знакомые собрались в Муромский монастырь. Давно планировали эту поездку, но каждый раз сомневались — доберутся ли? «Что же тут особенного? — может спросить в недоумении читатель. — До Мурома дороги вполне приличные». Однако речь идет вовсе не о городе на Оке. Муром, да не тот!

Обитель Лазаря
Наверное, даже муромляне далеко не все знают, что далеко на севере существует еще один Муром — Муромское озеро, речка Муромка, Муромский остров и на нем Муромский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Находится этот северный Муром на Онежском озере, на границе Карелии, Архангельской и Вологодской областей. По легенде, очень давно в том месте обосновались переселенцы из нашего Мурома на Оке. А уже потом туда пришел инок Лазарь — грек из Константинополя, основавший в заповедной глуши Успенский монастырь. Было это во второй половине XIV столетия.

Лазарь Муромский — современник преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Поначалу на пустынном лесном берегу он поставил деревянный крест, построил небольшую келью и рубленную в клеть церквушку. А уже позже, когда там собралось изрядное число братии, словно из самой воды поднялись стены, башни и храмы Муромской обители. Главный храм был сооружен во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел «жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей».

Лазарь Муромский скончался в 1391 году — 620 лет назад, на 106 году от рождения. Даже сегодня это очень почтенный возраст, а для того времени был поистине мафусаилов век. Мощи подвижника до сих пор покоятся в монастыре.

В 1612 году муромская обитель подверглась разорению «от немецких и литовских людей», но ее восстановили вновь. В XVIII столетии Муромский Успенский монастырь был упразднен, в середине XIX века — возобновлен.

Разорение и возрождение
После прихода к власти большеви ков, в 1919 год у, закрытую обитель отдали под коммуну «имени товарища Троцкого», потом там размещались инвалидный дом и даже рыболовецкий колхоз имени Ворошилова. Бывший монастырь стал официально именоваться поселком Муромский. Во время Великой Отечественной войны финские войска, союзники гитлеровской Германии, почти три года занимали западное побережье Онеги. Для предотвращения возможной высадки вражеского десанта берег вокруг монастыря был заминирован. Мины убрали уже после войны. Хочется надеяться, что все.

С середины 1960-х годов это место запустело. К 1969 году в Муромском проживали лишь старик со старухой. После того как бабушка умерла, ее супруг не вынес одиночества и зимой, когда вокруг на десятки верст не было ни одной живой души, повесился. Нашли его лишь весной…

Построенную еще при жизни основателя монастыря деревянную церковь Воскрешения Лазаря разобрали, перевезли в Кижи, где она теперь занимает почетное место как самый древний сохранившийся до наших дней деревянный храм в России! И если кто-то бывал в этом знаменитом музее деревянного зодчества, то непременно видел и эту муромскую жемчужину, которой уже более шести веков.

Возрождение Муромского монастыря началось 20 лет назад. К тому времени уцелели белокаменные стены разоренного Успенского собора, руины церкви Всех Святых, деревянная часовня на братском кладбище, а также полуразрушенный братский корпус. В июле 1991-го на двух теплоходах к Муромскому полуострову (в который в течение веков превратился бывший остров) прибыл тогдашний епископ Петрозаводский Мануил со свитой. Теплоходы из-за отмели не смогли вплотную подойти к берегу, поэтому владыку и сопровождавших лиц пришлось перевозить на катерах. Преосвященный благословил начать восстановление обители.

Но работы там очень затруднены не только из-за недостатка средств, но и вследствие крайней труднодоступности Мурома на Онеге. Каждый кирпич туда приходилось возить на лодках по неспокойному, а подчас очень коварному озеру, где много мелей и стерегущих жертву плавающих бревен-топляков.

Сегодня в Муромском монастыре восстановлены братский корпус, где устроены зимняя церковь, трапезная и кельи для немногочисленной братии. Часовня на кладбище перестроена в летний храм. Постепенно восстанавливается Всесвятская церковь. Настоятель обители игумен Макарий передвигается исключительно на внедорожнике — иначе на «большую землю» просто не попасть. Туристам, рискующим добраться в Муромский монастырь на авто, приходится объезжать препятствия прямо по дну озера, рискуя утопить машины. А самый удобный путь туда, как и в старину, по воде, на лодках.

Хождение за три моря
Среди исследователей истории Муромского монастыря второй половины XIX века известен выпускник Петербургской духовной академии, писатель и богослов Яков Семенович Елпидинский – потомок фамилии священнослужителей, хорошо известной во Владимирской епархии. Владимирское духовенство нередко уезжало на окраины России, где занимались миссионерской деятельностью.

Отдельного рассказа заслуживает биография сына Якова Елпидинского Андрея, который в детстве вместе с отцом не раз бывал в Муромском монастыре. Он окончил семинарию, но вместо сана священника получил погоны прапорщика и отправился на фронт первой мировой войны. Революцию Андрей Елпидинский не принял, и в 1920-м эмигрировал: вначале в Финляндию, потом — в Германию и во Францию. За кордоном работал на фабрике, судостроительной верфи, получил специальность электротехника. Но духовное начало взяло верх. В 1925 году в Пари же в возраст е 31 года он принял иноческий постриг и был рукоположен в иеромонаха с именем Андроник. После окончания Богословского института стал настоятелем православной общины в городе Бельфор на востоке Франции. Но служение там не устраивало пастыря. Он чувствовал в себе задатки миссионера-проповедника.

В начале 1930-х гг. иеромонах Андроник неожиданно для своих знакомых уехал в далекую Индию, являвшуюся тогда британской колонией. Там он стал руководителем православной миссии на Малабарском побережье на юго-западе полуострова Индостан, протянувшемся на 845 километров. Отец Андроник пользовался огромным авторитетом у своей паствы, причем его почитали даже представители других конфессий. Ярким примером этого стал случай, когда католический священник передал свой храм и даже собственный дом под православную миссию. За заслуги Андроник Елпидинский был возведен в сан архимандрита. В 1939 году готовилась его хиротония в епископы, но этому помешала начавшаяся вторая мировая война.

Когда Индия получила независимость, там начались гонения на пастырей «чужих» религий. Поэтому в 1949 году архимандрит Андроник покинул страну, которую считал своей второй родиной, и переехал в США. Там он стал настоятелем православного Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании, где находилась академия Русской православной церкви за границей. Среди духовных чад архимандрита Андроника были многие известные духовные деятели православного зарубежья, например, митрополит Американский и Канадский Герман (Свайко), здравствующий и поныне.

Даже находясь на седьмом десятке, архимандрит Андроник много ездил по православным приходам Америки. Один из таких пастырских визитов оказался роковым. 30 марта 1959 года самолет, на борту которого находился отец Андроник, потерпел аварию в местечке Суф-Канаан штата Пенсильвания. Спасшихся в авиакатастрофе не было. В том же году в столице далекой Аргентины, в городе Буэнос-Айрес, вышла книга Андроника (Елпидинского) «18 лет в Индии». Память об этом удивительном человек до сих пор жива по всему миру.

Николай ФРОЛОВ

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Чемпионат России в Муроме – это реально Муромские спортсмены-водомоторники готовятся к зональному чемпионату, а возможно, и чемпионату...
  2. Этих детей можно спасти Настоятель мужского Спасо-Преображенского монастыря в Муроме игумен Кирилл выступил с...
  3. Петропавловский монастырь возрождают всем миром В Вознесенской церкви по воскресеньям проходят службы. С нее начали...
  4. Немцы займутся мусоропереработкой в Муроме Руководство округа встретилось с представителями «Ремондис» - одной из крупнейших...
  5. В Муроме появился розарий Выращенные розы планируется продавать горожанам и гостям города. Читать далее...
Запись опубликована в рубрике Вехи истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Новости Омска Как диктофон edic miny tiny спас утренник сына Место СМИ в жизни современного общества

Комментарии запрещены.