Сожжение белого камня

В числе наиболее старинных неземледельческих промыслов Владимирского края - ломка камня-известняка и приготовление извести.

69 0
1Каменоломный промысел1 (2)

Каменоломный промысел существовал в XVII столетии и даже еще раньше, чему свидетельствами изготовленные из известняка надгробные плиты XVI-XVII веков, находимые в нынешнем Ковровском районе.

Что видел Паллас

Разработками камня по большей части занимались крестьяне Бельковской и Великовской волостей прежнего Ковровского уезда – там, где находились залежи известняка Мелеховско-Федотовского месторождения карбонатных пород.

Известно, что еще в 1630-е гг. в селе Коврове готовилась известь для церковного строения в Суздальском Покровском монастыре. В июне 1768-го разработки известняка в деревне Федотово (в пределах нынешнего поселка Мелехово) посетил академик Петр Симон Паллас, руководивший естествоиспытательской экспедицией Петербургской Академии Наук. В труде «Путешествие по различным провинциям Русского государства» он описывал эту поездку так:

«Страна выше Коврова наполнена известковыми слоями, до реки Клязмы простирающимися; но мы продолжали путь прямо к известковым заводам, лежащим верст за 10 оттуда при государственной деревне Федотовой. Смотря по толщине и твердости известкового слоя, ломают камень на строение, а отчасти на сжение извести и возят оной в Москву и Тверь. Для сжения извести кладут ломаное каменье в кучи на подобие круглой печи, в которой оставляют продушину; и такая куча бывает складена рядами из дров и камней. Известковый слой цветом светлосерой и беловат, сверху очень тверд; но чем глубже, тем мягче и рухлее, или большой наполнен влажностию».

Декада огня

Как же добывали белый камень и делали известь? Работы начинались с праздника Рождества Богородицы (8 сентября) и продолжались до осенней распутицы. После снятия земли на пять аршин (более 3,5 метров) вглубь от поверхности, показывался верхний слой известкового камня. Его поднимали ломами и разбивали железными клиньями при помощи молота. Этот молот у крестьян именовался «кулаком». Таким же способом добывался и цокольный камень, только его не разбивали на мелкие куски. Слой известкового камня обычно шел вглубь до 5 аршин, а цокольного – на 2 аршина.

Вынимали камень на поверхность «на трубку» – так называли бревно, просверленное насквозь. Рабочие врывали в землю так называемый маяк, то есть кол в 2 аршина вышины, обычно еловый, или сосновый. На этот кол надевали трубку с выдолбленными на средине четырьмя отверстиями, в которые вставляли колья, и выворачивали опутанный канатом камень. При такой операции трудилось до 20 человек.

Вынутые камни укладывались вокруг ямы, образовавшейся после их подъема из грунта, и образовывали подобие свода. Под них клали дрова. Для обжига камня до извести огонь жгли непрерывно по 10 суток. На каждую печь требовалось не менее 9 человек, работавших в три смены.

Случалось, что в печи «прорывало окошки» – несколько камней сверху падали, а огонь, устремлялся в окошко, лишаясь силы, необходимой для обжигания камня до извести. Тогда работы прекращали, и поврежденную печь бросали.

Крестьянское дело

Для устройства печей по обжигу известняка требовалось получить дозволение властей. Так, например, 4 июня 1746 года крестьянин деревни Андреевское ковровской вотчины Андрей Иванов «с товарищи» подал «доношение» архимандриту Спасо-Евфимиевского монастыря Кириллу: «…Имеется при селе Троецком земля в крестьянском нашем жеребьи на которой надлежит зделать известь… А ныне я нижайший с товарищи желаю в том месте сочинить печь, в которой оную известь обжигать покупкою дровами из своих коштов…»

Разрешение на устройство печей было дано, с тем, однако, если от крестьян сел Коврово и Троицкое «спору не будет». Кроме того, предписывалось «монастырский лес не рубить» и отдавать монастырю «от каждой печи по 20 четвертей [извести] без всякого отрицания».

В Коврове «ломать камень» прекратили в последней четверти XIX столетия. В уезде же во второй половине XIX века известковый камень более всего добывался крестьянами села Великово и окрестных деревень на так называемых «Великовских горах». Каменоломщики работали тогда, в основном, на хозяев, купивших землю в местах выхода известняка на поверхность. Наиболее крупными были разработки крестьянина села Большие Всегодичи Сергея Леонтьевича Петрова, проводимые близ села Великова, крестьянки Анны Ивановны Смирновой – у деревни Федотово, что на территории нынешнего поселка Мелехово, а также дворянина Адольфа Александровича Студзицкого – у деревни Андреевка Бельковской волости – в черте современного Коврова.

Основа экономики

DSC09133В 1910 году каменоломщик Иван Смирнов устроил для обжига извести кольцевую 14-камерную печь Гофмана. С этого времени производство извести стало внесезонным. Зато добыча камня к тому времени сократилась. Его в строительстве вытесняли цемент и бетон.

Позже на базе известкового завода и нескольких мелких карьеров на основе Мелеховско-Федотовского месторождения известняков и доломитов в 1950 году был основан Ковровский механизированный карьер (ныне Владимирское карьероуправление), а в 1955-м – Ковровское карьероуправление.

В 1979-м в Мелехово появился отдельный «Завод производства извести». Так старинный промысел положил начало важной отрасли местной промышленности. И сегодня именно предприятия стройидустрии составляют основу экономики Ковровского района.

В тему:

 Орляник и оржаник Владимирский историк Константин Тихонравов в статье «Известковые копи во Владимирской губернии», опубликованной в 1857 году, описал, как происходила добыча известкового камня в Ковровском уезде: «Известковый камень лежит не более 5 аршин глубины от поверхности земли; он идет слоями и бывает трех сортов: цокольный, лещадный и собственно известковый, из которого добывается известь. Но, по различным свойствам, крестьяне подразделяют его по слоям, в каком порядке он открывается вглубь, на шесть разрядов: 1) верхний слой – орляник, 2) затем слой – оржаник, 3) леденик (крепкий), 4) сапик (мягче), прыткой, самый лучший, белый, идущий вглубь аршина на два толщины и 6) серой – для пола и фундамента. Этим слоем кончают добывание, хотя ниже все еще идет камень и еще лучшего качества, но по трудности вынимать его на поверхность земли, из глубины, довольно значительной, работы прекращаются».

На фото: так выглядела печь по обжигу извести в Германии в середине XIX века

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение