16+

Ихтиозавр из клязьминской поймы

2Во Владимирской области зафиксирован уникальный факт: найдены кости ихтиозавров – морских рептилий, обитавших здесь сотни миллионов лет назад.

В силу своей геологической истории край наш беден останками «ужасных ящеров», хотя в пермском, юрском и меловом периодах таковые здесь и обитали. Иногда радуют отдельными весьма скромными находками некрупные динозавры пермского периода: их извлекали на свет в Гороховецком и Вязниковском районах, но это разрозненные кости и зубы, отложенные, перемешанные и захороненные в руслах древних рек.

Находок останков юрских ихтиозавров, т.н. «рыбоящеров», в изобилии заселявших воды моря, затопившего Центральную Россию 150 млн лет назад, до последнего времени не было. Но часто бывает, что находит вовсе не тот, кто ищет… Так случилось и на этот раз: цепочка последовательных удачных событий сложилась в замечательный научный факт обретения Музеем природы г. Владимира двух позвонков «владимирского» ихтиозавра.

Находки из траншеи

Многим владимирцам хорошо известно село Устье, расположившееся в клязьминской пойме недалеко от железнодорожной станции Колокша.

Старинная церковь, место слияния двух рек Колокши и Клязьмы, душистые в летний зной пойменные луга, остров, расположенный посередине строптивых морщинистых вод Клязьмы.

Люди среднего возраста хорошо помнят изобилие пионерских лагерей во времена СССР в этом удобном для отдыха месте. Да и в наше время множество дачников, нагруженных рюкзаками и сумками, буквально захватывают перрон станции, выгружаясь из московской электрички в летний период. Осенью эти места, затянутые косыми сетями дождей и расцвеченные яркими красками увядания, заметно пустеют.

В Устье живет Александр Сергеевич – трудится на своем подворье, сажает картофель, заготавливает сено, разводит кроликов, сам строит добротные рубленые хозяйственные постройки. Во время прокладки очередной траншеи под фундамент ему во множестве начали попадаться окаменевшие раковины древних моллюсков, которые он, как человек внимательный и аккуратный, складывал в оцинкованное корыто. А затем на лопатном штыке, отполированном до блеска, он поднял два блестящих черных диска, похожих на хоккейную шайбу. Если окаменевшие раковины его мало удивляли – подобные древности ранее он видел во множестве на берегах Клязьмы, – то черные тяжелые диски были в новинку. Его сосед, владимирский художник Валерий Валентинович Лебедев вспомнил про Музей природы и решил передать туда необычные находки.

Тигр юрского моря

С первого взгляда сотрудники Музея природы поняли: тяжелые, пропитанные сернистым железом находки – позвонки ихтиозавра, жившего в морях юрского периода. Ихтиозавры, грозные хищники юрских морей Подмосковья, питались рыбой и головоногими моллюсками. Длина их тела могла достигать 15 метров, они были широко распространены в морях мезозойской эры, а их останки хорошо известны. Существует мнение, что эти животные в отличие от своих сухопутных яйцекладущих родственников, были живородящими.

Юрский период был «золотым веком» этих рептилий, но расцвет – это всего лишь начало упадка, и в меловом периоде ихтиозавры повсеместно вымерли. Обычно находят лишь разрозненные части этих «монстров», целые же скелеты -большая редкость. После смерти туши, видимо, подвергались различным неприятностям -переносу морскими течениями, нападениям вездесущих акул и т.д. – и уже частями упокаивались в разных местах морского дна.

В пойму!

Сразу возник вопрос: а вдруг в Устье все же есть целый скелет, и при рытье траншеи извлечена только его часть? Едва дождавшись выходных, мы выехали в село. Нашли подворье Александра Сергеевича и, взяв лопаты, спускаемся в траншею глубиной около 1,5 метра.

Вот светло-оранжевый песок с черными фрагментами раковин аммонитов и мелкой галькой, «шурфуем» его около двух часов, но никаких останков ихтиозавров нет. Перейдя луг, выходим к крутым клязьминским обрывам. Снова знакомая оранжевая прослойка юрского песка простирается у самой воды, и опять пусто. Видимо, мощные потоки вод пра-Клязьмы после последнего оледенения и былого многоводья смыли часть геологических отложений, приблизив сильно перемешанные древние находки к нынешней современной нам поверхности.

Отмыв руки и лопаты, прямо на берегу устраиваемся перекусить, наблюдая, как осенний ветер рвет последние листья с ольшанников, горстями бросая их в темную воду реки, а в прибрежных кустарниках звонко попискивают и шуршат занятые поиском корма вездесущие синицы. Под нашими ногами оставленные улетевшими ласточками-береговушками летние норки, как будто многочисленными пустыми глазницами, грустно взирают на противоположный берег реки.

Ветер усиливается, начинает накрапывать дождь с мелким снегом. Пойма приобретает унылый вид зимних сумерек, при нашем приближении к станции снег валит уже хлопьями, повисая на высохших шумящих бурьянах, проводах и ветвях деревьев. И в то, что здесь когда-то шумели теплые древние моря, плавали рыбоящеры, акулы и аммониты, почти не верится.

Денис ДУДЕНКОВ,
зав. отделом природы ГВСМЗ

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *