Командировка в Афган

Казалось, 80-е годы не предвещали каких-либо серьезных потрясений для нашей страны. Все было стабильно. Работала экономика, развивался научно-технический прогресс, рождались и учились дети. И наше послевоенное поколение даже...

506 0

Казалось, 80-е годы не предвещали каких-либо серьезных потрясений для нашей страны. Все было стабильно. Работала экономика, развивался научно-технический прогресс, рождались и учились дети. И наше послевоенное поколение даже не представляло, что окажется в гуще событий, произошедших в Афганистане, а затем в Чечне.

В декабре 1951 года в простой семье в поселке Хмелевец Меленковского района родились двойняшки – мальчик и девочка. С этим пополнением в семье Стуловых стало пятеро детей. Мальчик – его назвали Анатолием – с детства был неравнодушен к технике. В отца пошел. Отец Иван Петрович прошел всю войну в качестве водителя полка дальней авиации. В знак высоких заслуг был награжден командованием новеньким «Студебеккером», на котором приехал домой и на котором потом в местном колхозе зарабатывал семье на хлеб. Толя тоже мечтал быть водителем. Но в 1967 году после окончания школы поступил в ГПТУ №22 учиться на токаря, практиковался, а затем работал на заводе им. Орджоникидзе в цехе домашних холодильников. Вскоре пришла пора армии: служба проходила в морской авиации на Баренцевом море.

В 1972 году демобилизовался, снова работал токарем в родном коллективе – словом, все шло вполне обыденно. Но лето выдалось засушливым, начались пожары, и для их тушения отряд заводчан отправили в Рязанскую область. Там Анатолий вместе с другими ребятами проявил себя геройски. И по возвращении отряда шестеро из его числа, в том числе и комсомолец Стулов, получили именные часы и… направление на работу в милиции.

В ночной милиции

Служба началась в Муромском ОВД, где за старшиной Стуловым был закреплен мотоцикл «Урал» и служебная собака Джин. Анатолия зачислили в подразделение ночной милиции. Работал добросовестно. Была масса задержаний нарушителей общественного порядка и преступников. Работать приходилось и в зной, и лютую стужу.

А жизнь между тем шла своим чередом. Анатолий женился, в 1975 году родился сынишка, который позже по примеру отца выбрал работу в МВД, и тоже, как и отец, прошел школу боевых действий, но уже в Чечне. В 1982 год у старшину Стулова вызвал к себе замполит, который сказал о принятом решении и направлении ряда сотрудников в Афганистан.

– Это огромное доверие, – подчеркнул начальник. – Направляем тех, в ком уверены на сто процентов. Но право выбора – ехать или нет – остается за самим сотрудником. Даю сутки на размышление.

Стулов решил – еду! В это время в Афганистане уже находились зам. начальника милиции полковник И.Ф. Блохин и сотрудник батальона Александр Тимошин. А всего из области выезжало 14 человек. Инструктаж проводил лично начальник УВД, фронтовик, генерал Петров.
Около двух недель бойцов готовили в Ташкенте, где целыми днями они учились стрелять из всех видов оружия, водить боевую технику и т.д. Полтысячи человек вылетело на 6 самолетах Ил-76М в Шиндан, а оттуда часть отряда, где был и Анатолий, уже на вертолетах в провинцию Фарах, которая находится на границе с Ираном. Если в Москве было минус 20, в Ташкенте плюс 18, то в Фарахе ждала жара в 40 градусов по Цельсию.

При выходе из вертолета Стулов встретил своего земляка сержанта Тимошина, который обратным рейсом возвращался в Россию. Он предупредил: здесь стреляют, братишка, будь аккуратней. По приезде действительно сразу обстреляли, и кто-то пошутил, что это так душманы приветствуют вновь прибывших.

Разведка боем

Во временном пункте дислокации было 14 бойцов, 3 переводчика-узбека и еще трое кашеваров. Из техники – 2 БТР, БМП, 2 бронированные «Нивы» и ГАЗ-66. Основная функция подразделения – разведка, и зачастую – разведка боем. Вместе с ребятами седлали БТР, проверив все технические данные и возможности, ну и, конечно, оружие: КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) и ПКТ (пулемет крупнокалиберный танковый). Работу проводили совместно с десантурой, которую возглавлял майор Щербак. Отчаянный офицер из Одессы, с которым у Стулова сложились добрые отношения.

Майор уважал старшину за отважный характер, хладнокровие, надежность и за умением мастерски владеть вооружением. К примеру, в целях недопущения подходов бандитов к месту дислокации ежедневно проводился обстрел прилегающих горных массивов. Так вот, Стулов трассерами умел так обвести рельеф гор, что пули высекали со скал снопы искр: получался ослепительный фейерверк. Так не могли стрелять даже бывалые кадровые военнослужащие.
Было организовано взаимодействие с местной полицией «Церандой» и афганскими армейскими частями, хотя последние занимали выжидательную позицию и особо не старались наводить порядок. Вместе с десантурой наши милиционеры прошли большую южную часть Афгана в районе границ с Ираном и Пакистаном. Были мелкие стычки с душманами. Были и серьезные войсковые операции. Одна из операций в ущелье Адамир-пилот запомнилась на всю жизнь.
В ущелье длиной 12 км скопилось до 2 тысяч боевиков, притом взять их было очень сложно из-за наличия большого количества пещер и схронов. Операция длилась около двух недель. Были задействованы и авиация, и артиллерия. А когда банду разгромили, и наши бойцы с чувством выполненного долга возвращались на базу, попали в мощную засаду с установкой радиоуправляемых фугасов и мин.

Засада на бахче

«Духи» рассчитали до мелочей. Ребята после боев выходили изможденные, закончился провиант, а самое главное, вода. Жара внутри БТР – до 70 градусов. Двухсоткилометровый марш, в горле пересохло, говорить невозможно, и только микрофон шлемофона помогает что-то понять.

И вдруг среди этого ада – долина с арбузной бахчой. Можно хоть как-то утолить жажду личного состава. Колонна остановилась, и десантники по команде майора Щербака кинулись за сочными арбузами. Старшина Стулов побежал вслед за ребятами. В то время, когда он взял несколько арбузов и повернул к своим, услышал вначале свист пуль, а затем недалекие хлопки выстрелов. Упали двое бежавших рядом десантников. Пули угодили им в спины.

Кинув арбузы в открытый люк, старшина оказался втянутым сильными руками в БТР как раз в тот момент, когда по броне зацокали пули. Командир дал команду «Вперед!», но душманы, пропустив бронетехнику, вначале подорвали шедший сзади ГАЗ-66 с десантниками, а затем переднюю БМД (боевая машина десанта). Погибли сразу несколько наших бойцов. Многие были ранены. Завязался бой. «Духи» были кругом, они подходили все ближе, не давая шансов вырваться из окружения. Старшина Стулов из пулемета искал и уничтожал боевые точк и. И вдруг боковым зрением он увидел, как справа в БТР целится из гранатомета душман в черной чалме. Еще мгновение, и будет выстрел!

Анатолий потом вспоминал этот момент и рассказывал, что в голове пронеслась вся жизнь. Он даже представил, как от попадания кумулятивной гранаты в БТРе сдетонировали наши гранатометы «Муха» и другой боезапас. Спасла, наверное, родительская молитва да родная землица, завернутая в платочек и хранящаяся у груди. Граната, задев стабилизатором за башню, срикошетила и улетела в сторону. Ждать второго выстрела Анатолий не стал. Он повернул пулемет и хладнокровно нажал на гашетку. До врагов было несколько десятков метров, и он видел их искаженные лица и их смерть. Сразу как-то заныло под сердцем, и какое-то новое совсем незнакомое чувство пронзило сознание. До этого он разил врага, но так близко – впервые.
Позже у майора Стулова была встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, где он подсел к скромному молчаливому солдату, грудь которого украшали ордена и медали. Оказывается, фронтовик был снайпером. И когда Анатолий спросил, как он догадывался, попал во фрица или нет, в ответ услышал: «Сердце не обманешь».

…Бой еще продолжался. Потом по запросу о помощи и по приказу командующего группировкой генерала Громова к месту схватки прилетели два МиГа, а затем и два «Карася» (так бы ли условно обозначены вертолеты), и это сразу изменило обстановку. Дважды зайдя над позициями боевиков, они сразу же охладили их боевой пыл. И последние, неся потери, отступили.

Возвращение

Семь месяцев в Афгане тянулись словно годы. Каждый день мог быть последним в жизни, и сегодня, спустя годы, Анатолий Иванович помнит эти суровые испытания, которые ему пришлось пройти вместе со своими боевыми друзьями.

По возвращении на Родину их принял начальник УВД генерал Петров, который, не скрывая слез, обнял каждого из ребят и поблагодарил за работу. Он сказал, что звонили из Москвы и сообщили: самыми надежными и отважными бы ли ребята из Мурома. Кроме двух афганских наград, старшине Стулову была вручена одна из уважаемых солдатских медалей «За боевые заслуги». Пройдя многие ступени служебной деятельности, он закончил службу в ОВД в звании майора командиром подразделения.

Анатолий Иванович и сейчас на боевом посту, является членом совета региональной общественной организации Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России. Он постоянно в гуще общественной жизни города. Побывал на уроках мужества в каждой школе и других учебных заведениях города Мурома. Делясь боевым опытом, он не любит рассказывать о своих подвигах и больше говорит о друзьях, с которыми ему пришлось воевать рука об руку. Говорит о дружбе и взаимовыручке. О том, что нужно учиться защищать свою Родину и просто любить ее всем сердцем.

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение