16+

Шелковый путь села Заречье

Художница Галина Масленникова возродила сразу два старинных промысла: сначала организовала в столице артель по производству народной русской куклы, а затем буквально с нуля восстановила на малой родине, в селе Заречье Киржачского района, шелкобархатоткачество – уникальное ремесло, которым славился Покровский уезд в XIX веке.

Гро-гро для прекрасной дамы
Двухэтажный дом в Заречье построил для своей семьи еще прапрадед Галины, промышленник Иван Думнов. На втором этаже – жилые комнаты, на первом – хозяйственные помещения. Здесь зареченские ткачи получали шелк для работы и сдавали готовые ткани с непривычными для уха названиями: гро-гро, армюр, шелковый репс, каунаус, а также знаменитый некогда шелковый бархат. Рулоны поставлялись в лучшие магазины Москвы и Санкт-Петербурга, и даже члены царской семьи носили наряды, сшитые из этих тканей.

Наша знать издавна отличалась любовью к роскоши. О том, что значительная часть русского золота тратится на закупку европейских материалов для шитья богатого платья, задумались во времена Бориса Годунова. Рачительный самодержец решил, что для казны полезнее воспитать отечественного производителя, чем поддерживать импортного. В результате из Италии в Москву на двадцати пяти подводах были доставлены станки, мастера и прочее необходимое. Со временем промысел разросся: из Москвы в Богородск (сегодняшний Ногинск), а оттуда – в соседний Покровский уезд. Российские ткани не только не уступали по качеству европейским, но и превзошли их: наши мастера вплетали в основу золотые и серебряные нити, украшали материю узорами и рисунками.

В XIX веке село Заречье стало одним из центров шелкобархатной промышленности. Ткачеством занималось почти все село, наниматься на работу приезжали даже люди из других губерний. Умелый ткач зарабатывал около 25 рублей в месяц; серьезные деньги при том, что корова тогда стоила 5-6 рублей. Некоторые семьи насчитывали по четыре-пять поколений ткачей. В Заречье появились и свои фабриканты. Одним из самых крупных был Иван Фадеевич Думнов. Он возглавлял дело, в котором было занято около ста человек: владел фабрикой на 20 станков, а остальные раздал ткачам в аренду для работы на дому. Думновы построили в селе церковь, больницу для ткачей, давали деньги на содержание школы.

После свержения монархии жизнь в селе изменилась: прежние мелкие и средние фабриканты (между прочим, удачливые выходцы из крестьян) либо были расстреляны, либо отправлены в ссылку, либо сгинули в эмиграции. Новые хозяева жизни сочли, что пролетариату ни к чему шелк и бархат, на прежней фабрике Думновых стали выпускать дешевый плюш для полушубков и подкладочный атлас. В доме Сергея Ивановича, деда Галины, разместили сельскую школу, закрывшуюся в 90-х годах прошлого века.

Музей «по ниточке»
– Впервые я приехала в Заречье в 1999 году, – вспоминает Галина Масленникова, – я знала, что здесь жили мои предки. Мне было интересно взглянуть на место, где они когда-то жили, на дом, в котором родилась моя мама. Когда я впервые его увидела – все еще красивый, несмотря на выбитые окна – я ощутила сильнейший душевный порыв и поняла, что должна непременно вернуть и оживить этот дом.

Здание было выкуплено. Когда Галина Масленникова начала заниматься ремонтом, то заинтересовалась и историей промысла своих предков, прониклась его уникальностью и решила восстанавливать все сразу. В архивах разыскивалась история покровского шелкобархатоткачества. В домах друзей и по объявлениям находили старинную мебель, часы, самовары, подсвечники и другие предметы быта. В экспедициях по киржачским селам и деревням собирались раритетные материалы. Когда-то ткацкие станки стояли во многих домах, и старожилы оберегали память о ремесле. На чердаках и в сараях сохранились части этих станков, челноки, машинки для резки бархата и другие ценные детали. Деревенские бабушки выносили связанные пучками латунные пруточки, с помощью которых когда-то формировался ворс ткани, и говорили о том, как долго мечтали, что промысел когда-нибудь возродится.

Одной из главных «находок» стала Зоя Ивановна Булдакова – последняя жительница Заречья, которая еще помнила, как нужно ткать бархат. Эта женщина позволила буквально за последнюю ниточку ухватить исчезающее ремесло. С ее помощью был собран и налажен станок, на котором удалось получить первые метры ткани, сделанные по старинной технологии. Кстати, этот агрегат – едва ли не единственный в мире: Галина Масленникова списывалась с ткацким музеем Лиона и выяснила, что их самые ранние экспонаты – механические станки, «ручные» же не сохранились практически нигде.

Трудами Галины Масленниковой в Заречье были восстановлены дом фабриканта, маленький дом ткача и ткацкая светелка – артельное помещение для выделки тканей. Там восстановили всю технологическую цепочку производства – от размотки нитей до получения полотна. В усадьбе разместили еще и выставку кукол, одетых в народные костюмы: из них были собраны целые сцены деревенской жизни: ярмарка, масленичные гуляния, уборка сена… Чтобы посмотреть экспозицию и своими руками прикоснуться к древнему ремеслу, в Заречье приезжали школьники всего Киржачского района – здесь для них проводили уроки краеведения. Параллельно с созданием музея в местном Доме культуры (кстати, это здание тоже некогда принадлежало семье Думновых) на средства президентского гранта был организован фольклорный коллектив «Узорочье». Галина Масленникова планировала открыть и маленькую мастерскую, где Зоя Булдакова могла бы передавать свой бесценный ткаческий опыт сельской молодежи.

Ремесло как терапия
Планы рухнули в одночасье: летом 2009 года случился пожар, уничтоживший крестьянскую избу. Так как своей пожарной команды в Заречье нет, пламя перекинулось и на дом фабриканта. Уцелела только ткацкая светелка со станками – потому что как раз из-за подобных случаев ее всегда строили вдалеке от жилого дома. На первых порах у владелицы даже руки опустились. Но друзья уговорили не бросать начатое, и возрождение дома началось заново.

– К счастью, в этот период очень многие знакомые и незнакомые люди поддержали нас: и деньгами, и трудом, и подаренными вещами – предметами крестьянского обихода, утварью, – рассказывает Галина Масленникова, – без этой помощи мы бы не справились. Кроме того, нам с мужем пришлось искать мастеров, которые могли бы восстановить здание таким, каким оно было прежде, а кое-что учиться делать самим – например, осваивать резьбу по дереву и роспись предметов быта «под старину». Но зато в процессе родилась мысль о том, что все это выходит за пределы одной мастерской или музея, и нужно создавать здесь, в Заречье, центр возрождения народных традиций и ремесел, где могли бы учиться новому делу дети и молодежь. Так я написала проект, получивший в итоге грант президента Российской Федерации.

По этой программе предполагается, что в Заречье смогут приехать не только обычные школьники, но и дети из неблагополучных семей, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации подростки, а также молодые инвалиды. Атмосфера старинного русского дома должна отвлечь их от привычной обстановки и восстановить силы, а народные промыслы помогут раскрыть себя и увлечься новым делом. Средства гранта предусматривают привлечение к этой работе педагогов из Киржача, Ногинска и Москвы, мастеров-ремесленников, художников, психологов.

– Этот проект я рассчитываю запустить уже к лету, – говорит Галина Масленникова, – еще не знаю, как это будет выглядеть на практике. Не хотелось бы ограничиваться однодневными ознакомительными поездками, поэтому я планирую что-то вроде палаточного этнографического лагеря неподалеку от дома Думновых, на берегу реки Шерны. В народных промыслах я вижу очень большой потенциал, способный подтолкнуть детей к творчеству, помочь им самореализоваться. Практика показала, что это может быть востребовано: многие зареченские ребятишки уже приходят к нам, чтобы помочь с реставрацией дома, повозиться с деревяшками и железками. Думаю, и другим детям было бы неплохо найти подобное увлечение, чтобы потом оно помогало им в жизни. А заодно это способствовало бы сохранению у потомков наших народных традиций…

Вперед, в прошлое
Приезжавший в прошлом году в Заречье ведущий научный сотрудник отдела свода памятников Государственного института искусствознания, куратор Свода памятников архитектуры и монументального искусства Владимирской области Алексей Гриц, написал в своем заключении: «Комплекс застройки Заречья, связанный с распространенным в этих краях производством шелка, помимо художественной, имеет и значительную историческую ценность. Этот промысел, ныне полностью исчезнувший, не имеет аналогов в других частях России и является уникальной особенностью данной территории…

Поэтому представляется крайне необходимым включение комплекса застройки с. Заречье в число памятников архитектуры и монументального искусства России, а также принятие неотложных мер к его сохранению. Уникальная застройка Заречья может быть использована для возрождения шелкового промысла, а также для туристических и рекреационных целей, что в свою очередь может стать важным фактором социально-экономического развития региона».

Заречье – большое село, но, как и многие, постепенно вымирает. Практически нет надежды на восстановление здесь сельского хозяйства или современной промышленности. Но есть и другой путь. Галина Масленникова мечтает о том, что когда-нибудь Заречье – или его часть – превратится в этническую деревню, где мастера будут заниматься народными ремеслами и снабжать своими изделиями музеи и туристические центры. Гости из России и из-за рубежа станут гулять по улицам, рассматривая и фотографируя старинные дома и их обитателей, одетых в национальные костюмы. Дети всей страны смогут приехать, чтобы наглядно ощутить историю и культуру своей страны. Такие проекты пользуются большой популярностью за рубежом и нет никаких причин, по которым у нас могло бы не получиться. Она даже готова найти людей, согласных вложить в этот проект силы, время и средства.
Дело за малым – чтобы местные власти оказали поддержку не только добрым словом, но и на деле.

Марина СЫЧЕВА

Просмотры: