Особая страна – лицей. «Это были два лучших года в моей жизни», – говорят выпускники промышленно-коммерческого лицея города Владимира

Промышленно-ком мерческий лицей города Владимира - учреждение инновационное, и вовсе не удивительно, что по многим параметрам с момента своего основания в 1992 году он обгоняет на десяток лет...

Промышленно-ком мерческий лицей города Владимира – учреждение инновационное, и вовсе не удивительно, что по многим параметрам с момента своего основания в 1992 году он обгоняет на десяток лет своих коллег по системе образования, причем не только во Владимирской области.

Появляется, допустим, какое-то нововведение в лицее – через несколько лет подобный принцип вводится в государственном масштабе. Например, в начале 90-х Владимирский промышленно-коммерческий лицей в числе немногих был создан именно для обучения детей старшего звена -10-11-классников, чтобы целенаправленно давать им серьезную довузовскую подготовку. Сегодня такой принцип взяли за основу работы многие лицеи в России. Или вот еще инновация. С 1992 года в лицее существует 13-балльная система оценок. До этого даже в целом по России не добрались – лишь недавно в отечественном образовании Президентом была предложена 10-балльная система оценок. Система контроля знаний учащихся плюс система получения ими высококачественного образования вкупе с профессиональной подготовкой (с выдачей квалификационного удостоверения) – это свидетельство того, что учреждение работает на опережение.

А не замахнуться ли нам…

– Мы ведь в начале 90-х замахнулись, как теперь это выяснилось, на единый государственный экзамен, – констатирует директор лицея Валерий Емельянов и весьма грамотно обосновывает свое заявление.

Дело в том, что в основе ЕГЭ лежат принцип мониторинга уровня знаний учащихся и принцип соревновательности. В последние годы областной департамент образования даже стал выпускать справочники показателей успешности школ региона, определяя их рейтинг в областной системе образования. А в промышленно-коммерческом лицее уже в течение 18 лет проводятся контрольные недели, смысл которых – погружение ребенка в конкурентную среду и определение его учебного рейтинга в рамках данного образовательного учреждения.

Итак, за год проводятся четыре контрольные недели, результаты которых засчитываются учащимся по накопительной системе баллов. Здесь нужно пояснить, что в учебном плане лицеистов, кроме профильных (русский язык, математика, обществознание и английский язык) и базовых предметов (необходимых для получения среднего образования), есть предметы ознакомительные и предметы, дающие начальную профессиональную подготовку. По каждому предмету учителя разрабатывают свою систему контроля: это могут быть контрольные работы, тесты, доклады, рефераты.

По результатам оценок по всем видам работ выводится средний балл. – Поскольку у нас 13-балльная шкала, дифференциация получается достаточно интересная, –  рассказывает Валерий Евгеньевич, – за всю историю существования лицея лишь один раз трое учащихся набрали одинаковое количество баллов. Поэтому мы легко устанавливаем рейтинг. При этом мы строго соблюдаем педагогические требования –  на всеобщее обозрение помещаем лишь пятерых лучших учащихся из каждого класса, остальные результаты мы не публикуем, о них знают лишь сами ребята и их родители.

За два лицейских года ученики переживают восемь контрольных недель. По их результатам составляются индивидуальные графики движения каждого лицеиста, так что никто не остается без внимания. Такая технология позволяет выявлять и решать проблемы на ранних стадиях. Результат себя оправдывает – за всю историю существования лицея ежегодно отмечается практически стопроцентное поступление его выпускников в высшие учебные заведения, причем не только нашего региона, но и страны, и даже зарубежья.

А еще здесь есть внутрилицейская номинация «Лучший выпускник». Ежегодно солидные премии, установленные бывшими выпускниками лицея, ныне успешными бизнесменами, получают три человека. Однако, чтобы стать номинантом, нужно сильно потрудиться в течение двух лет учебы – необходимо отлично учиться, выдавать успешные результаты по олимпиадам и конкурсам, принимать участие в общественной жизни, а еще заслужить положительную оценку своих одноклассников. В этом году премии получили Алексей Еременков, Елена Баутина, Андрей Судаков.

Все имеет значение

–  Каждый год я провожу среди учащихся лицея опрос, – Валерий Евгеньевич достает из стола стопку исписанных листов и, не выбирая, начинает зачитывать пожелания и замечания ребят относительно организации жизни в лицее. Замечаний много – дети не стесняются высказывать свои мысли. Под анкетой подписи не требуются, но они во многих случаях есть. Атмосфера в лицее открытая – и руководство, и учителя всегда готовы к диалогу.

–  Например, из года в год меня ученики просят поставить две скамейки и две урны перед входом в лицей, – рассказывает директор. – Я ребятам говорю: не буду ставить. Объясняю – почему: «Вы каждые полтора часа по 10 минут можете посидеть на этих лавочках, а что потом? Потом их облюбуют нетрезвые личности, которые будут здесь распивать спиртные напитки». Вот дети просили в холле поставить банкетки – мы поставили. Хотя мне за молодежь стыдно: полтора часа сидят в классе, а после звонка, практически не разгибаясь, усаживаются на банкетку вместо того, чтобы размяться.

И все-таки в вопросниках больше положительных откликов о жизни в лицее:

–  Оставайтесь такими же радушными. Пусть будет больше мероприятий, которые сближают лицеистов и раскрывают их таланты. Здесь отличный педагогический состав. Спасибо вам!

– Жаль, что мы последний дизайн-класс. Это были два самых лучших года в моей школьной жизни. (Отделение дизайна с этого года в лицее закрылось – как объяснил Валерий Емельянов, из-за того, что у детей нет возможности во Владимире дальше учиться этой профессии. Есть отделение дизайна на худграфе гуманитарного университета, однако количество бюджетных мест там год от года снижается).

–  Меня все устраивает, хотя хотелось бы, чтобы некоторые предметы преподавались на более сложном уровне, а не на общедоступном. Возможно ли увеличение часов по общепрофессиональным предметам?

–  Хотелось бы больше экскурсий на исторические места.

–  У меня замечания: сделайте нормальную раздевалку! (К слову, раздевалку отремонтировали, сейчас с этим в лицее все в порядке).

–  Хотелось бы расставить парты полукругом во всех классах.

Кстати, по поводу парт. Это давняя и интересная история. Лицей имеет многолетние дружеские связи с коммерческим колледжем в Дании. В 1992 году Валерий Евгеньевич побывал у заграничных друзей и удивился, увидев, что там в аудиториях столы стоят подковой – учителям так удобнее работать индивидуально. Датское ноу-хау директор владимирского лицея решил ввести у себя в учреждении. Сколько было возмущения, вспоминает с улыбкой директор: например, коллеги удивлялись, как в этих условиях давать детям контрольные работы по вариантам. И, тем не менее, на педсовете Валерий Евгеньевич уговорил коллектив поработать в новых условиях полгода: если, мол, не понравится, поставим все обратно. В итоге, работать по-новому всем понравилось. И все же жизнь потихоньку расставила все на свои места. Оказалось, что в условиях российской системы образования такая расстановка столов больше подходит для гуманитарных предметов (истории, обществознания), а вот предметы естественного и математических циклов требуют классической расстановки мебели. Так и оставили. Зато в кабинетах иностранного языка столы поставили полукругом – это уже местное усовершенствование. По мнению педагогов лицея, так легче вести диалоги. Валерий Емельянов уверен, все в образовательном процессе имеет свое значение, даже расположение мебели.

Но вернемся к вопроснику. Все-таки главная его цель – определение качества преподавания учебных и профессиональных предметов в учреждении. Опросы проводятся ежегодно, и каждый ученик ставит свои оценки.

– Прежде я с ребятами долго разговариваю, – говорит Валерий Евгеньевич, – объясняю, что они должны выставить свои оценки именно за качество преподавания предмета, а не оценку человеку, учителю. Я стараюсь до них донести важную мысль, что у каждого учителя может быть свой темперамент и характер, с кем-то труднее, с кем-то легче работать, но, в любом случае, дети пришли сюда учиться, а наша задача помочь им в этом. Как мы помогаем, как учителя помогают, независимо от их характера? В этом и есть смысл вопросника.

Ребята выставляют свои оценки за каждый предмет по 13-балльной шкале, анонимно, хотя некоторые не стесняются подписать свои анкеты. Фамилия учителя не указывается, лишь предмет, плюс ставится оценка за классное руководство. Если преподавание предмета оценивается ниже восьми баллов, преподаватель по нему больше в лицее не работает. Это редкий случай, но так бывает. Поначалу учителя неоднозначно отнеслись к такому нововведению. Тем не менее, одна из педагогических заповедей гласит: человек есть то, что он есть в глазах других людей. Так что новшество прижилось и весьма успешно стоит на службе образовательного процесса. В начале 90-х это был первый случай, и нельзя сказать, что даже сегодня ноу-хау промышленно-коммерческого лицея активно подхватили во всех школах. Хотя стоило бы!

Вырастить успешную личность

И все же инновационность учреждения образования зависит не только от того, сколько и какие новшества введены его руководством и педагогическим составом. Скорее, здесь должна быть создана атмосфера, предполагающая полную свободу как для работников самого учреждения, так и для детей и их родителей. Промышленно-коммерческий лицей в этом смысле можно назвать стопроцентно маркетинговым учреждением. А суть маркетинга, как известно, состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей клиента.

– Мы обязательно все обсуждаем, рассматриваем идею со всех сторон, просчитываем, сколько это будет нам стоить, насколько это выгодно, как это повлияет на имидж нашего учреждения, как это воспримут ученики, – рассуждает Валерий Емельянов. – Самое главное в том, что любые управленческие решения должны приниматься в интересах потребителя, в данном случае ученика и родителя.

В лицее свято соблюдаются заповеди. Вот одна из них: «Помоги, если можешь, если не можешь сам, найди того, кто сможет помочь». То, что учителя всегда готовы прийти на помощь – объяснить, подсказать, направить в нужное русло, – это даже не обсуждается. Все происходит естественным образом, поэтому дети не чувствуют себя здесь неразумными детьми, а принимают участие в жизни учреждения на равных с педагогами.

Еще одна из заповедей: «О хорошем – при всех, о плохом – индивидуально». Один из самых мощных педагогических принципов, который все знают, но редко кто пользуется. В лицее это в порядке вещей. Здесь никто никогда никого не воспитывает – в плохом смысле этого слова. Даже на родительских собраниях учителя говорят только о том, что в лицее произошло хорошего, что нужно делать дальше. Все конкретные проблемы конкретных учащихся обсуждаются индивидуально с родителем. То же самое происходит и с учениками. У каждого из них есть своя зачетная книжка, и все его успехи и неудачи – информация, открытая лишь родителям.

– А зачем ребенка ругать? Какой в этом смысл? С ним нужно просто работать, – уверен руководитель лицея. – Ученик – это наша главная задача. Все ребята приходят к нам из разных школ, и даже при одинаковых оценках их знания могут быть разными. Верх профессионализма в нашей работе – сделать из каждого ученика успешную личность. И в первую очередь, чтобы он был относительно себя в состоянии успеха, то есть чувствовал себя успешным. Тогда многие задачи для него будут в жизни преодолимы.

Стать учащимся промышленно-коммерческого лицея города Владимира – очень почетно и интересно. Это реальный шаг на пути к будущей профессии. Четыре профиля – экономический, экономико-правовой, математика-информатика и технология управления – предполагают обучение на более высоком уровне, чем в обычной школе. Потому, кроме школьных учителей, здесь преподают профессионалы из владимирских вузов – госуниверситета, гуманитарного университета, юридического института и университета кооперации. Успехи учителей – в успехах их учеников. В этом году лицей вышел на первое место среди школ города по количеству медалей: четыре золотых и шесть серебряных. По всем предметам показатели ЕГЭ здесь выше, чем среднегородские. Ученики лицея успешно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Например, на всероссийском конкурсе «Золотое руно» Андрей Зеленов, ученик 10 «В» класса, занял первое место. На всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее» в МГТУ им. Баумана лицеисты Андрей Судаков, Алексей Еременков, Илья Полюшкин и Михаил Жутиков собра л и все призовые места: диплом первой степени, два диплома второй степени и диплом третьей степени. Победа дает возможность учиться в этом престижном вузе.

В этом году, кроме Владимира, выпускники лицея покорили Чехию (Алена Медведева поступила в Карлов университет), Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Иваново. Среди вузов – Московская финансово-промышленная академия, столичный институт радиоэлектронной аппаратуры, МГТУ имен и Баумана, МИФИ, Московский университет государственного регионального управления, Московский автодорожный институт, Санкт-Петербургская финансово-экономическая академия, нижегородские университеты – государственный, гуманитарный, теплогазовентиляции, электротехнический, Ивановская медакадемия.

И это тоже говорит о многом.

Здесь все по-взрослому

Слово учащимся 11 «В» класса промышленно – коммерческого лицея.

Дмитрий Куницкий: В лицее учиться классно, весело, интересно. Здесь отличные учителя, они дают хорошую подготовку. Например, хочется сказать спасибо Татьяне Олеговне, которая преподает алгебру и геометрию в математических классах. Наш лицей отличается от простой школы – нас готовят к институтской жизни. У нас много преподавателей вузов, которые к нам относятся серьезно, как к взрослым. Это радует.

Андрей Зеленов: Мне нравится учиться в лицее, потому что это совершенно иной уровень. Учиться в радость, чувствуешь, что тебе самому это нужно – не так как в школе, когда тебя все заставляют делать. И сами предметы интересные. Каждый может выбрать тот профиль, который ему ближе. Допустим, мы учимся в классе информатики и математики, у нас есть очень интересные предметы, для каждого найдется то, что ему по душе. Здесь хорошие учителя, они дают сильную подготовку к ЕГЭ, к олимпиадам, поэтому многие выпускники легко поступают в московские вузы. Я и сам собираюсь участвовать в олимпиадах – если выступлю успешно, тоже буду поступать в Москве. А еще здесь у меня отличные друзья, и вообще все ребята относятся друг к другу очень хорошо.

Алексей Ефремов: У нас, можно сказать, очень домашняя обстановка, ни один ученик лицея не хотел бы вернуться назад в школу. Здесь проходят всевозможные мероприятия – к Дню учителя, посвящение в лицеисты, выезды на природу. Эти мероприятия сдружают всех, и выпускники не забывают свой лицей, приходят сюда, встречаются со своими учителями, у каждого остается здесь часть души. Уровень преподавательского состава намного выше, чем в любой школе. У нас работают вузовские преподаватели, которые к нам относятся как к взрослым людям. В лицее учатся всего 200 человек, поэтому все знакомы друг с другом, всех знаешь в лицо. Это здорово.

Алина Гусева: Помимо серьезного учебного процесса, в лицее весело проходят праздники. Дети готовятся к ним, волнуются, а учителя радуются. Каждый год мы выезжаем на природу, все проходит в атмосфере дружбы.

Юля Гаранина: В последнее время у нас появилась новая структура – Совет лицея. Здесь ученики обсуждают проблемы, предлагают свои решения. Мы готовим и внеучебные мероприятия, помогаем учителям. Самоуправление – очень нужная структура. Ценно то, что мы можем внести в жизнь лицея свои коррективы. Спасибо нашим учителям и руководству лицея, которые нам позволили это сделать.

Яна Гурова: Я считаю, что в лицее есть хорошая возможность для самовыражения. Лицеисты могут участвовать в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях. Конечно, мне нравится система обучения, которая готовит нас к институтской жизни. Нравится, что учителя относятся к нам как к взрослым и дают сильную подготовку к ЕГЭ, готовят нас к профессии. Я не жалею, что перешла учиться из школы в лицей.

Данила Лопухов: В лицее грамотно поставлен учебный процесс – ученики не устают от уроков и с удовольствием приходят на каждую пару. У нас пары, как в институте – каждый день в среднем по четыре, и поскольку предметов меньше (в отличие от школы, где по 7-8 уроков в день), то и домашних заданий приходится готовить меньше. К тому же учителя очень добрые: если возникают вопросы, проблемы, они без лишних слов помогают и объясняют все. Грамотно поставлены курсы подготовки к ЕГЭ – учителя спокойно относятся к тому, чтобы объяснить индивидуально, если что-то непонятно.

Алексей Кисловский: В лицейской жизни много плюсов, и один из главных в том, что здесь нет учеников младше 10 класса. В средних школах очень много маленьких детей, порой там трудно находиться, устаешь от шума. А здесь спокойная домашняя обстановка – все такие милые и хорошие.

Ирина Дубиневич

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике