Вишневый культ

В XIX веке во Владимире было 400 вишневых садов, в ХХ владимирская вишня стала почти легендой, а в XXI ей стоит превратиться в мощный российский бренд

достояние губернии

Вишневый культ

В XIX веке во Владимире было 400 вишневых садов, в ХХ владимирская вишня стала почти легендой, а в XXI ей стоит превратиться в мощный российский бренд

Журнал "Вестник Европы" в 1811 году писал, что владимирцы фактически молились на свою вишню – в пору сбора урожая они отмечали языческий(!) праздник Помоны, древнеримской богини плодов. А сегодня многие позабыли, что владимирская вишня – это не один сорт, а целых пять. О культовой садовой культуре "Призыву" рассказала Валентина БЛИНОВА, методист Патриаршего сада (Городской станции юннатов).

Откуда ягодка взялась?

В XII веке на краю котловины будущего Патриаршего сада стоял терем Андрея Боголюбского. Тогда на склоне и посадили первые плодовые деревца. Настоящим питомником владимирской вишни сад сделали монахи к XIV веку, а значит – первые саженцы завезли к нам еще раньше. Есть три версии происхождения ягоды-легенды.

Грузинская. Дикая, степная вишня попала во Владимир чуть ли не от самой царицы Тамары, бывшей замужем за одним из "меньших" русских князей. Или же ее привезли в обозе грузинского святителя Антония, одного из кандидатов в первые русские Патриархи. Или это сделали грузинские переселенцы, которых спасла от кавказских распрей в России дочь Петра I, царица Елизавета.

Киевская. Вишню на Владимирщину принесли те, кто в XI-XII столетии покинул теплую Киевскую Русь ради нового государства – Руси северо-восточной, Владимиро-Суздальской. Благо, посадочный материал – корневая поросль или просто косточки – не мешал в долгой дороге.

Греческая. Возможно, что вишню привезли из греческого Афонского монастыря прямо в суздальский Васильевский монастырь главные путешественники средних веков – монахи. Это косвенно подтверждает название самой крупной и сладкой разновидности ягод – "васильевская".

Пять рубинов на столе

1. Эталонная "Родителева". Это ее часто называют просто "владимирской". Признана российским стандартом, именно по сравнению с ней (крупнее-мельче, слаще-кислее и т.д.) оцениваются все другие сорта вишен. "Родителева" устойчива к морозам. Цвет плодов в форме "репки" темно-красный (даже в черноту), размер 1,4х1,7 см. Вкус сладкий с приятной горчинкой. Ягоды хороши во всех видах – свежими, сушеными, в вареньях, джемах и т.д. Они созревают во второй половине июля и быстро начинают осыпаться, поэтому со сбором урожая мешкать нельзя.

2. "Бель-Алуха". Самый урожайный и морозоустойчивый сорт владимирской вишни. За светлый, розовато-желтый сок ее прозвали "белью", а за темно-алый цвет ягод ее же в Вязниковском районе зовут "алухой". Плоды немного меньше, чем у "родителевой", и употребляют их чаще в переработанном виде, например, варят варенье. Созревает "бель" в конце июля, и ягоды ее долго остаются на ветках.

3. Царская ягода – "Васильевская". Уцелел ли сейчас этот аристократический сорт – точно неизвестно. Еще в 1936 году в регионе встречались только отдельные ее экземпляры. Она плохо переносит морозы, сильнее других сортов страдает от вредителей, и для ее размножения требуется особый навык. У менее умелых садоводов она долго не жила, и в советский период интерес к ней был утрачен. А прежде ароматные, сладкие и крупные плоды "васильевской" ценились настолько высоко, что ели их только в свежем виде, не пуская в переработку, и подавали к столу особо важным персонам.

4. "Сайка" (по словарю Владимира Даля – "сайга") – второй в области после "родителевой" сорт по степени распространения. Растет не кустом, а деревом высотой до 4 метров. Плоды поменьше, чем у "родителевой", но такие же темно-красные. Мякоть кисло-сладкая с некоторой горчинкой. Ягоды могут провисеть на дереве до самых морозов, долго не портятся, хорошо переносят транспортировку. "Сайки" бывало настолько много, что ее пускали под пресс, а из сока делали пищевой краситель.

5. "Левинка". Возможно, называется так по имени вошедшего в городскую черту Владимира села Левино поле. Ее плоды по величине уступают только "васильевской", а по цветовой насыщенности – "родителевой", однако не так вкусны. Ягоды хорошо переносят транспортировку и используются преимущественно в переработанном виде.

достояние губернии

Вишневый культ

В XIX веке во Владимире было 400 вишневых садов, в ХХ владимирская вишня стала почти легендой, а в XXI ей стоит превратиться в мощный российский бренд

Журнал "Вестник Европы" в 1811 году писал, что владимирцы фактически молились на свою вишню – в пору сбора урожая они отмечали языческий(!) праздник Помоны, древнеримской богини плодов. А сегодня многие позабыли, что владимирская вишня – это не один сорт, а целых пять. О культовой садовой культуре "Призыву" рассказала Валентина БЛИНОВА, методист Патриаршего сада (Городской станции юннатов).

Откуда ягодка взялась?

В XII веке на краю котловины будущего Патриаршего сада стоял терем Андрея Боголюбского. Тогда на склоне и посадили первые плодовые деревца. Настоящим питомником владимирской вишни сад сделали монахи к XIV веку, а значит – первые саженцы завезли к нам еще раньше. Есть три версии происхождения ягоды-легенды.

Грузинская. Дикая, степная вишня попала во Владимир чуть ли не от самой царицы Тамары, бывшей замужем за одним из "меньших" русских князей. Или же ее привезли в обозе грузинского святителя Антония, одного из кандидатов в первые русские Патриархи. Или это сделали грузинские переселенцы, которых спасла от кавказских распрей в России дочь Петра I, царица Елизавета.

Киевская. Вишню на Владимирщину принесли те, кто в XI-XII столетии покинул теплую Киевскую Русь ради нового государства – Руси северо-восточной, Владимиро-Суздальской. Благо, посадочный материал – корневая поросль или просто косточки – не мешал в долгой дороге.

Греческая. Возможно, что вишню привезли из греческого Афонского монастыря прямо в суздальский Васильевский монастырь главные путешественники средних веков – монахи. Это косвенно подтверждает название самой крупной и сладкой разновидности ягод – "васильевская".

Пять рубинов на столе

1. Эталонная "Родителева". Это ее часто называют просто "владимирской". Признана российским стандартом, именно по сравнению с ней (крупнее-мельче, слаще-кислее и т.д.) оцениваются все другие сорта вишен. "Родителева" устойчива к морозам. Цвет плодов в форме "репки" темно-красный (даже в черноту), размер 1,4х1,7 см. Вкус сладкий с приятной горчинкой. Ягоды хороши во всех видах – свежими, сушеными, в вареньях, джемах и т.д. Они созревают во второй половине июля и быстро начинают осыпаться, поэтому со сбором урожая мешкать нельзя.

2. "Бель-Алуха". Самый урожайный и морозоустойчивый сорт владимирской вишни. За светлый, розовато-желтый сок ее прозвали "белью", а за темно-алый цвет ягод ее же в Вязниковском районе зовут "алухой". Плоды немного меньше, чем у "родителевой", и употребляют их чаще в переработанном виде, например, варят варенье. Созревает "бель" в конце июля, и ягоды ее долго остаются на ветках.

3. Царская ягода – "Васильевская". Уцелел ли сейчас этот аристократический сорт – точно неизвестно. Еще в 1936 году в регионе встречались только отдельные ее экземпляры. Она плохо переносит морозы, сильнее других сортов страдает от вредителей, и для ее размножения требуется особый навык. У менее умелых садоводов она долго не жила, и в советский период интерес к ней был утрачен. А прежде ароматные, сладкие и крупные плоды "васильевской" ценились настолько высоко, что ели их только в свежем виде, не пуская в переработку, и подавали к столу особо важным персонам.

4. "Сайка" (по словарю Владимира Даля – "сайга") – второй в области после "родителевой" сорт по степени распространения. Растет не кустом, а деревом высотой до 4 метров. Плоды поменьше, чем у "родителевой", но такие же темно-красные. Мякоть кисло-сладкая с некоторой горчинкой. Ягоды могут провисеть на дереве до самых морозов, долго не портятся, хорошо переносят транспортировку. "Сайки" бывало настолько много, что ее пускали под пресс, а из сока делали пищевой краситель.

5. "Левинка". Возможно, называется так по имени вошедшего в городскую черту Владимира села Левино поле. Ее плоды по величине уступают только "васильевской", а по цветовой насыщенности – "родителевой", однако не так вкусны. Ягоды хорошо переносят транспортировку и используются преимущественно в переработанном виде.

древняя механизация

Клячуга – вороний страх

Экспедиция адъюнкта Академии наук Ивана Лепехина, путешествовавшего по России в сопровождении команды студентов, чучельника и рисовальщика, прибыла во Владимир 10 июля 1768 года. Он писал:

– С непривычки трудно было уснуть. Ночью в городе, сплошь покрытом вишневыми садами, ни на секунду не молкнет стук колотушек, которыми владимирцы отгоняют птиц от созревших вишен.

Адъюнкт Лепехин оставил описание остроумной "шумовой машины" XIII-го века, называвшейся "клячугой". Посреди сада на четырех столбах воздвигалась вышка для сторожа. От нее во все стороны отходили длинные веревки с погремушками. Приметив птицу, сторож тряс соответствующую веревку и грохотом спугивал вредителя. К такой работе привлекали даже малых детей.

есть проблема

Куда уходит вишня?

В ХХ веке владимирская вишня явно сдала свои позиции "главной вишни России". В ходу остались только самые неприхотливые разновидности. А ведь "владимирская вишня" могла стать такой же знаменитой торговой маркой, как "Вологодское масло". В ХIX веке нашу вишню растили в Западной Европе, особенно в Австрии и Германии, а сейчас она успешно культивируется в США. В чем же дело?

– Хотя владимирские сорта неплохо переносят холода, в суровые зимы они все же вымерзают. В 1938-41 и в 1970-е годы морозы нанесли нашей вишне колоссальный урон;

– самодеятельные садоводы – "шестисоточники" сажают на своих участках по 2-4 деревца одного сорта, которые плодоносят еле-еле или не плодоносят совсем. Дело в том, что, скажем, "родителева" вишня почти не опыляет себя. Для того, чтобы из цветов развивались ягоды, ее всегда сажали "в компании" с "левинкой" или "белью". Владимирские вишни лучше всего живут в "вишняке" (густой посадке);

– после революции хозяев роскошных садов прогнали, колхозы и совхозы предпочли заниматься более "перспективными" культурами, а вырастить настоящий "вишняк" на своих 4-6 сотках неважной земли садовод-любитель просто не в состоянии.

справка "Призыва"

"Помона" –
царица садов

Pomun – по-латыни означает "яболоко". Символ Помоны – садовые ножницы. Специального ее дня не существовало, праздником считался сам сбор садового урожая. Известно, что жители Владимира XIX века праздновали Помону, перенося собранную вишню в хранилища. При этом они красиво наряжались и распевали песни. Когда и откуда в древний православный город пришел этот языческий обычай, – исследователям еще предстоит выяснить.

сплошная польза

Средство
от маразма и падучей

Тот, кто много ест владимирскую вишню, никогда не будет страдать старческим слабоумием. Ей же успешно лечили нервные заболевания, вплоть до падучей (эпилепсии). В старинном врачебном трактате о пользе вишни говорилось в стихах:

Если ты вишни поешь,
То получишь немалые блага:
Будет хорошая кровь у тебя.

Михаил ЯЗЫНИН.

Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике