1 ТУР
Да будет сей град великое княжение и глава всем"

Первый тур конкурса был посвящен великому прошлому столицы Северо-Восточной Руси.
Его участники рассмотрели природно-географические условия, доисторические и исторические предпосылки, которые способствовали основанию города Владимира и его становлению как великокняжеского стольного града.
Ими приведены исторические свидетельства, подтверждающие, что Владимир явился центром становления русского языка, русской культуры, русского православия, русской государственности. Именно на Владимирской земле начался процесс формирования великорусской народности.
Ответ воспитанников ДДюТ на дополнительное задание – это настоящее краеведческое исследование по восстановлению исторического облика величественного фасада (со стороны Клязьмы) стольного города Владимира и его окрестностей: от Вознесенского монастыря до храма Покрова на Нерли (конец XII – начало XIII веков). А юные художники по краеведческим материалам нарисовали красочную панораму Владимира, включающую 30 исторических объектов.
Семья Антроповых – мама Ольга Дмитриевна, дочь Ариша и сын Григорий предоставили детскую настольную игру "Знай и люби родной Владимир", сделанную своими руками.
Участники конкурса благодарят священника Успенского собора отца Федора и завотделом архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника Татьяну Тимофееву за предоставленные ими консультации.

АВТОРИТЕТНО
И кто знает, может быть, именно то, что у нашего государства официально появится историческая столица, поможет рождению национальной идеи, которой так не хватает России.
Неожиданным образом решение этого вопроса зависит теперь от Президента России Владимира Владимировича Путина. Ведь обращение к нему с десятками и сотнями подписей – это уже не ответ на вопрос конкурса, а письма первому лицу государства от владимирцев, которыми оргкомитет конкурса не может распорядиться иначе, кроме как направить их адресату.
Хочется надеяться, что очередной третий приезд президента в историческую столицу России будет связан с указом президента о высоком статусе Владимира.

Евгений ЛОКТИОНОВ, председатель жюри VIII конкурса "Знай и люби родной Владимир".

"Когда-то князь Андрей, построив стольный град…"
Команда школы №5 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла – неоднократный призер конкурса "Знай и люби родной Владимир". Это результат творческого содружества Эллы Валерьевны Барышниковой, учителя истории, зам.директора школы по научной работе, и Галины Игоревны Казаковой, школьного библиотекаря.

Юные краеведы школы Антон Баранов, Анастасия Жилова, Юлия Лощева, Татьяна Романова, Катя Семахина, Ольга Серегина, Катя Стогова считают, что без изучения политической истории Владимиро-Суздальского княжества невозможно понять историю становления Российского государства, так как период XII-XIII вв. – одно из ключевых звеньев формирования российской политической модели. Здесь вырабатывались основы государственного порядка, сюда перемещается фактический политический центр. Они приводят слова Николая Карамзина: "Андрей Боголюбский приготовил эту область быть истинным сердцем нашего государства".
Совершая экскурсию вдоль Клязьмы и фотографируя современную панораму нашего города, команда школы прониклась особым настроением, выразившимся в поэтическом эссе.
Когда-то князь Андрей,
построив стольный град,
Его украсил
главами соборов.
Они до наших дней
над Клязьмою стоят
И восхищают взоры
красотой убора…
Тогда свой горделивый стан
Владимир повернул
в заклязьменские дали,
Тем самым мощь
Владимирских князей
И их величие
соседям показали…
А в школьном кружке "декоративно-прикладное творчество" (руководитель Ольга Владимировна Воронина) Светлана Козлова, ученица 9-б, вышила лоскутное панно "Владимир златоверхий".
– Мне, учителю истории, – пишет Элла Барышникова, – конкурс "Знай и люби родной Владимир" открывает дополнительные возможности для поисковой краеведческой работы учеников, а для ребят становится увлекательным способом узнать много нового и проявить свои способности. Мы стараемся найти информацию и выразить свое отношение к темам заданий. Они год от года меняются, что позволяет раскрывать различные стороны прошлого и настоящего любимого города.

Финалистка всероссийского конкурса

Лариса Майорова, ученица 11-а школы №39, и её мама Елена Викторовна, педагог дополнительного образования городской станции юных натуралистов "Патриарший сад" трижды становились победителями конкурса "Знай и люби родной Владимир" в номинации "семейная". Лариса – городской стипендиат по краеведению.

В апреле Лариса была награждена дипломом участника III финального тура Всероссийского конкурса "Моя малая Родина". В своей работе "Владимир – историческая столица России" воспитанница станции юннатов "Патриарший сад" привела исторические доказательства особой роли нашего города в истории России – в процессе зарождения русской государственности (XII-XIV вв.). Совместно с научным руководителем Валентиной Блиновой, методистом станции, она обобщила факты, которые удалось собрать участникам VII конкурса "Знай и люби родной Владимир" на тему "Исторические столицы: Киев, Владимир, Москва, Санкт-Петербург", и VIII конкурса. На защите работы в Москве председатель жюри конкурса "Моя малая Родина" К.Аверьянов, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, отметил оригинальность темы работы Ларисы Майоровой и широту охвата исторических источников.
– Нами двигали глубокий интерес к истории и, главное, любовь к своему городу, – признаются Майоровы.

Владимир особенно живописен с юга

Историко-краеведческое объединение "Сороконожка" ДДюТ трижды становилось абсолютным победителем конкурса "Знай и люби родной Владимир". В составе команды, как правило, 20-25 учащихся 8-11 классов 3-5 школ города: №№ 19, 22, 26, 31, 33. Их краеведческий поиск, настойчивость и любознательность были достойно вознаграждены. От генерального спонсора конкурса – объединения "ВладЗерноПродукт" им были вручены видеокамера и компьютер, которые уже широко используются ими в краеведческой работе.

Нынешний конкурс "Знай и люби родной Владимир" привлек внимание воспитанников объединения своими дополнительными заданиями: воссоздать панораму города прошлого, настоящего и будущего.
Ребята сначала внимательно изучили книгу Н.Н.Воронина и другие путеводители по городу, познакомились с научной реконструкцией белокаменных сооружений, ряд книг по истории деревянной архитектуры Руси. В итоге красочная панорама древнего Владимира – от Вознесенского монастыря до храма Покрова на Нерли была изображена на двух листах ватмана. В пояснительной записке к ним приводится краткая справка 30 исторических объектов. В апреле т.г. Кирилл Крыжановский и Юля Овчинникова успешно выступили с этой темой на студенческой научной конференции ВГПУ.
Прочитав немало книг и статей о строительстве, которое велось в нашем городе с середины XX века, попутешествовав по "виртуальному Владимиру", Иван Поздняков, Сергей Дедюшко и Максим Никитин изобразили панораму современного Владимира. С этой панорамой воспитанники объединения познакомили старожилов города на заседании их клуба.
На ежегодной научно-практической конференции ДДюТ выступили с докладом Кирилл Крыжановский и Юля Овчинникова. Старшие воспитанники Евгений Аввакумов, Вениамин Гумеров, Сергей Дедюшко, Григорий Прямов и Сергей Шаипкин создали компьютерную презентацию "Город, который мы потеряли, или утраченные памятники Владимира".
Каким будет наш город в будущем? Ответить на этот вопрос ребятам помогли заметки из местных газет: "Призыв", "Молва", "Аргументы и факты" и др. Оля Головина и Максим Никитин побывали в институте "Владимиргражданпроект" и встретились с архитектором Яковом Борисовым. Идею оформления панорамы будущего города подали Катя Жаворонкова и Юля Овчинникова. По мнению воспитанников объединения, в XXI веке Владимир будет благоустроенным, удобным, чистым, утопающим в зелени, с детскими площадками и фонтанами, со спортивными сооружениями и культурно-развлекательными центрами.

Ирина Чистякова, педагог дополнительного образования ДДюТ, заслуженный учитель РФ.

Успешная защита историко-культурного приоритета Владимира
Анетта Гончарова – студентка 5-го курса факультета гуманитарных и социологических наук ВлГУ, серебряный призер в составе студенческой команды седьмого конкурса "Знай и люби родной Владимир".
В июне на кафедре культурологии Анетта защитила на "отлично" дипломную работу на тему "Владимир как столица Владимиро-Суздальского княжества: историко-культурные аспекты исследования".
По словам её научного руководителя Валентины Жарновой, доцента кафедры, кандидата исторических наук, целью работы Анетты является обоснование историко-культурного приоритета Владимира на получение официального статуса "Исторической столицы России", а предметом изучения – памятники истории и культуры, свидетельствующие о становлении Владимира как духовного, политического и культурного центра Руси.
В работе А.Гончаровой рассматривается процесс формирования столичного статуса средневекового Владимира, предпосылки формирования города как столицы княжества-государства.
И делается вывод, что критерий столичности играет мощную организующую и концентрирующую роль в формировании городского культурного пространства и в духовной жизни народа.

Впервые в конкурсе "Знай и люби родной Владимир" приняла участие Виктория Абрамова, ученица 10-а школы №37.
Незаменимый экскурсовод школьного музея

С шестого класса Вика – одна из самых активных участников поискового отряда при школьном этнографическом музее "Русский быт".
В экспедициях ею собраны экспонаты для музея и написаны рефераты по ремеслам Владимирского края: ваяльному и гармонному делу, плотницкому и бурачному ремеслам.
Вика – незаменимый экскурсовод школьного музея. Её рассказы о традициях, культуре, быте и людях нашего края надолго остаются в памяти посетителей музея.
В последнее время Виктория углубленно занимается историей родного края конца XIX-начала XX веков, участвует в городских и областных краеведческих конкурсах.

Нина Серова, преподаватель истории школы №37.

Семейный интерес к истории

Семейный интерес к истории родного города и края проявился сразу, с первого конкурса "Знай и люби родной Владимир" (с 1999 г.). Мамы помогают найти ответы на вопросы конкурса дочери или сыну, бабушки и дедушки – внуку или внучке.

Во второй раз семья Трофимовых: дочь Марина, сотрудница муниципального учреждения "Клуб", заочно учится в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства, мама – Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы, и отец – Александр Сергеевич, военный пенсионер, принимают участие в конкурсе. В прошлом году они стали серебряными призерами.
– Участие в конкурсе, – говорит Марина, – еще больше сплотило нашу семью.
А вот что пишет Дарья Кожевникова, ученица 10-го класса гимназии №35:
– Конкурс не оставил равнодушным и нас. Прекрасно, что у всех есть возможность раскрывать странички истории любимого города. Мои младшие братья-близнецы Егор и Данил (8-й класс) любят спорт и занимаются в спортивной секции, а я люблю искусство – в этом году закончила городскую художественную школу.
Мы все разные, с разными увлечениями и взглядами, но готовились к конкурсу все вместе, помогая, подсказывая друг другу, высказывая собственное мнение.
Три недели трудилась над составлением текста обращения к Президенту России в стихотворной форме семья Семеновых. Мама с сыном составили списки 58 наиболее важных событий в истории Владимира и более 50 фамилий знаменитых владимирцев, оставивших свой след в истории. Из них был сделан трудный выбор.
Так родились такие строки:
…Немало край
Владимирский
России дал имен.
Подвижниками дела
Всегда был славен он…
Танеев, Златовратский,
Аксенова – наш "вождь",
Французов и Сперанский –
Да всех не перечтешь!.."
– Общая работа в конкурсе, – пишет Наталья Дмитриевна, – чудесным образом сблизила нас, привела к лучшему взаимопониманию. Мы вместе посещали библиотеки, музей-заповедник, городской архив, совершали прогулки по городу.

Открытие конкурса

В 2003-2004 учебном году победителем VI конкурса "Знай и люби родной Владимир" в номинации "Областная" стала семья Барашковых (отец, дочь и сын) из поселка Оргтруд Камешковского района (в то время поселок ещё не вошел в состав большого Владимира). На церемонии награждения в Палатах музея-заповедника губернатор Владимирской области Николай Виноградов вручил им цветной телевизор.

И вот через год Елена Барашкова, сотрудница Французского культурного центра при областной научной библиотеке, приобщила к нашему конкурсу своих подруг – сестер милосердия Свято-Георгиевского православного сестричества.
А работы художественно оформил её младший брат Виктор, студент 1-го курса факультета гуманитарных и социологических наук ВлГУ.
Команда сестричества стала открытием восьмого конкурса "Знай и люби родной Владимир". В её составе Настя Гусарова, студентка 4-го курса художественно-графического факультета ВГПУ, Ангелина Володина, инженер завода "Электроприбор", Мария Корчагина, социальный педагог, получает второе высшее образование, Ольга Суханова, повар ресторана "Владимир", учится заочно в институте пищевой промышленности.
– Владимир – это центр становления русской веры, – пишут сестры милосердия, – веры, которая построила Россию такой, какой она всегда и была: могущественной, благородной, милостливой…

Главный въезд в великокняжескую столицу
Символ стольного града Владимира – Золотые ворота. Редчайший архитектурный памятник XII века, главный въезд в великокняжескую столицу Северо-Восточной Руси. "Золотые ворота – пишет ученица 10"б" класса школы № 29 Нина Андрианова, – пробуждают чувство признательности к русскому народу и стремление жить с ним В ЛАДу и МИРе…". Им, вратам, Нина посвятила былинно-повествовательный стих "Златые ворота стоят…":

Близ речки Клязьмы, на холме
Основан был Владимир-град.
В святой небесной тишине
Златые ворота стоят.
Стоят, внушая нам покой,
Стоят и защищают нас.
Народною воздвигнуты рукой…

2 ТУР
"Помысли о настоящем, вразумись на будущее"

Второй тур конкурса был посвящен послевоенному периоду истории нашего города, вернувшего себе областной статус. Участники конкурса совершили путешествие в глубь веков по обновленным экспозициям Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
– Здесь нет ощущения безвозвратности ушедшего, – пишут сестры милосердия из Свято-Георгиевского сестричества, – нет тишины музейных залов, а есть осознание преемственности традиций и живая история.
Определили первые три десятка зданий и сооружений, претендующих на звание памятника архитектуры второй половины XX века.
Назвали имена владимирцев, приумножающих своим творческим трудом культурное наследие родного города и святой Владимирской земли. Рассказали о том, каким образом наши крупнейшие предприятия способствовали послевоенному развитию города и сохранению его исторического облика, а также о возрождении в нашем городе традиций российского меценатства конца XIX – начала XX веков.
Команда юных краеведов Владимирского педколледжа (руководитель И.А.Леонтьева) верит в духовное возрождение стольного града и считает, что у Владимира сохраняется возможность органично вписать себя и в атмосферу XXI века.
В подтверждение приводят слова Михаила Швыдкого, руководителя Федерального агентства по культуре:
– Владимир – первая столица Российского государства, а это само по себе несет историческую и смысловую нагрузку. Во Владимире есть не только памятники, но и уникальная городская среда.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике