Распродажа: приступить к ликвидации!

В феврале окна магазинов украшают заманчивыми цифрами. 30%, 50%, 70% - начинается традиционный сезон распродаж. Одежду и обувь из старых коллекций продают со скидками, чтобы освободить место для...

В феврале окна магазинов украшают заманчивыми цифрами. 30%, 50%, 70% – начинается традиционный сезон распродаж. Одежду и обувь из старых коллекций продают со скидками, чтобы освободить место для новых моделей. Как товар приобрести и все законы соблюсти, рассказывает Светлана Кудрина, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Владимирской области.

Накупили? Поменяйте!
– Светлана Николаевна, можно ли вернуть или обменять товар, купленный на распродаже?
– Разумеется. К такому товару, согласно Закону о защите прав потребителей, применяются общие требования. В случае обнаружения какого-то брака покупатель имеет право на замену, исправление дефекта или возврат денег, причем по своему выбору. Если продавец говорит: "Мы не обязаны возвращать деньги, можем только забрать вещь в ремонт" – он лукавит. Это противозаконно.
Даже если покупка оказалась надлежащего качества, но не подошла по цвету, размеру, фасону, потребитель может в течение двух недель обменять ее на подходящую. Конечно, при условии, что вещь неношенная и сохранила все товарные ярлыки.
Нельзя вернуть только такой товар, который уценили из-за дефекта, причем вас о нем должны предупредить заранее; а также товар, бывший в употреблении. Поэтому на распродажах в секонд-хэндах будьте внимательны. А вот на покупки, сделанные в сток-магазинах, действие закона распространяется в полном объеме, ведь здесь продают новые, никем не ношенные вещи.
Кроме того, возврату не подлежат качественные косметика и парфюмерия; ювелирные изделия; колготки, носки и нижнее белье; текстиль; предметы личной гигиены; растения и животные.
– На распродажах (особенно если в магазин идет женщина) часто возникает искушение накупить сразу кучу вещей. Потом дома, при трезвой оценке, выясняется, что половина из них явно лишняя. Можно ли сдать такой товар обратно?
– В статье 25 закона говорится о том, что для товара надлежащего качества предусмотрен только обмен. Однако есть оговорка: если вещи нужного размера или расцветки в магазине не оказалось, покупатель имеет право на возврат денег – сделать это должны за три дня.
Впрочем, сейчас чаще бывает, что продавцы соглашаются вернуть деньги сразу же. Но это зависит только от желания владельца магазина – от того, насколько он хочет угодить клиентам.
(Кстати, для желающих во что бы то ни стало получить свои деньги обратно есть одна хитрость: перед тем, как обратиться к продавцам, пройдитесь вдоль стеллажей и найдите отсутствующую позицию – на распродажах это несложно. А потом смело обращайтесь к продавцу и говорите: "Мне нужен такой же свитер, но 46-го размера. Ах, он у вас закончился? Очень жаль, тогда придется его вернуть". – Прим. автора).
– Иногда продавцы в магазинах говорят: обменять вещь мы можем сразу, но если хотите вернуть деньги, пишите заявление на имя директора магазина. Законно ли такое требование?
– Письменное заявление, на мой взгляд, необходимая форма отношений при возникновении спорных случаев. При отсутствии таких свидетельств потом – если дело вдруг дойдет до суда – покупателю будет трудно доказать, что он уже предъявлял претензии и получил отказ.
А продавцу нужны основания для возврата денег: он не может просто так открыть кассу и по первому требованию отсчитать нужную сумму.

Изготовитель в ответе
– Может ли покупатель договориться о дополнительной скидке, если дефект товара обнаружился в процессе примерки?
– Попросить можно, но скинуть цену или нет – это право, а не обязанность продавца. Все решает собственник товара. Напомню заодно: если вы купили вещь с недостатком, о котором были предупреждены, обменять ее уже не получится.
– Сейчас некоторые магазины объявляют об окончательных распродажах: отдают товар по дешевке и закрываются. Куда нужно обращаться, если покупка оказалась с дефектом, а магазин уже не работает?
– Если это импортный товар, претензии по качеству можно предъявить импортеру: информация о нем должна быть на упаковке или этикетке вашей покупки. Если товар отечественный, обратитесь к изготовителю. Для начала отправьте письменную претензию, если вам не ответили или отказали – можно подать в суд по месту своего жительства. Ваше заявление будет рассматриваться здесь, а ответчику придется исполнить решение суда.
В некоторых случаях можно обратиться в магазин той же марки или сети – при условии, что у них общий владелец.
– Бывает, что магазины устраивают "липовые" распродажи – цена товара осталась прежней, но продавцы создали видимость уменьшения. Пара ботинок как стоила 3300 рублей, так и стоит, но на ценнике нарисовано перечеркнутое 4500. Что делать покупателю в этом случае?
– Нарушения законодательства в такой ситуации нет: магазины имеют право продавать товар по той цене, которую назначат сами. Даже если они повышают ее каждый день. Предела для торговой наценки на подобные товары не существует. "Липовые" ценники с перечеркиванием даже не считаются введением покупателя в заблуждение: в магазине могут заявить, что вчера цена этих самых ботинок была как раз четыре с половиной тысячи. А позавчера ее продавали за три триста, ну и что?

Подарки не возвращают
– Распродажи устраивают и продуктовые магазины. Как правило, скидки делают на такой товар, у которого истекает срок годности. Насколько это законно?
– Закон запрещает продавать товар с уже истекшим сроком годности, до его истечения продажи не ограничены. В случае, когда покупка оказалась некачественной – например, вы открыли йогурт, а в нем уже цветет плесень, претензии предъявляются в общем порядке – можете требовать замену или деньги. Как всегда предупреждаю: сохраняйте чеки. Хотя по закону его отсутствие не считается основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя, факт покупки все равно придется доказывать. А без чека это сложно.
– А если продавец попробует отпереться? Скажет, что в чеке пробит йогурт, но откуда он взялся на самом деле, неизвестно. Как поступить?
– Я думаю, в нынешней ситуации продавцы заинтересованы в клиентах: если в магазине покупателя обманули, в следующий раз он пойдет в другой, да еще и всем знакомым пожалуется. Так что с покупателем вряд ли поступят подобным образом. По крайней мере, в нашей практике таких жалоб еще не было.
– В магазинах бытовой техники распродажи тоже не редкость. Какие правила распространяются на такие товары?
– Те же самые. Однако, как правило, сложная бытовая техника (холодильники, стиральные машины, компьютеры и т.д.) входит в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату в случае надлежащего качества. Но и их можно вернуть, если в течение первых 15 дней после покупки был обнаружен дефект. Также такие вещи обменяют на новые (или возвратят деньги) в трех случаях: если нашлись существенные недостатки, гарантийный ремонт затянулся дольше 45 дней или если из-за неисправностей в течение первого гарантийного года потребитель не мог использовать покупку более 30 дней подряд. Также для любых технических товаров в течение гарантийного срока производится бесплатный ремонт.
– Проводятся еще акции типа "купи телевизор – получи в подарок миксер". Как поступить, если этот миксер сломается?
– Закон регулирует только отношения купли-продажи. Деньги не заплачены, значит, предъявить претензии нельзя. С другой стороны, в обратной ситуации – если сломался телевизор, и вы хотите получить деньги обратно, магазин не вправе требовать с вас вернуть еще и этот миксер. Подарок есть подарок!

Валентина Кудрявцева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике