Как американский бизнес помогал фашистской Германии

Большие деньги играют по собственным правилам

Что мы знаем об участии США во Второй мировой войне? Наверное, большинству россиян придут на память то, что Штаты были союзником Советского Союза.

Наши соотечественники вспомнят закон о Ленд-лизе, поставки американской техники и продовольствия в СССР (помнится, американскую тушенку даже называли «Вторым фронтом»), северные конвои с транспортами янки, участие президента Соединенных Штатов Рузвельта в Тегеранской и Ялтинской конференциях вместе со Сталиным и Черчиллем, наконец, открытие уже настоящего Второго фронта на западном побережье Франции, провал наступления американцев в Арденнах и срочное наступление Красной Армии на Восточном фронте для облегчения положения союзников. А потом — встреча на Эльбе, Победа, Потсдамская конференция и Нюрнбергский процесс над военными преступниками.

Все это правда. Однако, к сожалению, есть и иная закулисная история предвоенных лет и Второй мировой с многочисленными фактами тесного сотрудничества американского крупного капитала с Третьим Рейхом и лично с Гитлером. Это признают и немцы. Не так давно, например, журнал Die Welt (Германия) опубликовал материал «Как концерны США сотрудничали с Гитлером«. И там, и в других источниках, доступных в Интернете, рассказывается немало интересного.

Только политика?

Еще в 1920 году командующий американскими войсками в Германии генерал Генри Аллен заявил следующее: «Германия является государством, наиболее способным успешно отразить большевизм. Расширение Германии за счет России на длительное время отвлекло бы немцев на Восток и уменьшило бы тем самым напряженность в их отношениях с Западной Европой».

И, наверное, не случайно ближайшим сподвижником лишь начинавшего свою политическую карьеру Адольфа Гитлера стал выпускник элитного американского Гарвардского университета Эрнст Ганфштенгль (кстати, однокурсник и приятель будущего президента Франклина Рузвельта), друживший со многими воротилами Нового Света.

После разгрома «Пивного путча» Гитлер скрывался ни где-нибудь, а в доме Ганфштенгля. А потом именно этот друг Рузвельта профинансировал издание печально известной книги «Майн Кампф» — манифеста воинствующего национал-социализма.

Вскоре после этого американцы стали главными инвесторами для германской промышленности. Согласно статистике, к началу Второй Мировой войны совокупные вклады американских корпораций в немецкие филиалы и представительства составили внушительную сумму в 800 миллионов долларов — гораздо более полновесных, чем нынешние.

К примеру, корпорация Рокфеллеров «Стандарт Ойл» контролировала немецкую химическую корпорацию «И.Г. Фарбениндустри», которая, в свой черед, финансировала избирательные кампании Гитлера.

С 1929 года крупнейший немецкий автомобильный концерн «Оппель» контролировала американская корпорация «Дженерал моторс» клана Дюпона. Американская компания телефонной связи «ИТТ» приобрела почти половину телефонных сетей Германии.

А осенью 1930 года глава немецкого Рейхсбанка Ялмар Шахт (будущий подсудимый Нюренбергского трибунала) совершил деловой визит в США, где общался с политиками и бизнесменами, скорее всего, именно тогда получив «добро» на будущий приход Гитлера к власти.

И ты, Форд, с ними!

Весьма характерны взаимоотношения Гитлера с американским автомобильным магнатом Генри Фордом. Еще в 1931 году журналистка американской газеты «Детройт Ньюз» Аннетта Энтона взяла интервью у Гитлера, продемонстрировавшего портрет Г. Форда в рабочем кабинете. Тогда Гитлер сказал о Форде: «Этого великого человека я считаю своим вдохновителем».

Не случайно до начала Второй мировой войны Германия получила от филиалов «Форда» в Германии, Бельгии и Франции около 65 тысяч грузовиков, а также военную технику. А уже во время войны филиал «Форда» в нейтральной Швейцарии отремонтировал не менее 20 тысяч машин Третьего Рейха. В 1938 году Гитлер наградил Форда высшей наградой страны для иностранцев — «Большим крестом Немецкого Орла», который магнату публично вручил на глазах элиты штата Мичиган специально прибывший для этого в Детройт немецкий консул.

Уже во время Второй мировой войны Форд отказался собирать на своих предприятиях двигатели для самолетов Британии, в то же время производя на своих заводах в Пуасси на территории оккупированной гитлеровцами Франции и во французском Алжире грузовики и легковушки для германской армии.

Еще один завод Форда работал в сердце Германии в Кельне, собирая для немцев мощные пятитонные грузовики даже в 1943 году. Характерно, что во время массированных бомбардировок авиации союзников американские и английские самолеты обратили многие кварталы Кельна в руины, но в завод Форда ни одна бомба не попала. И это вовсе не случайное стечение обстоятельств!

Завод во французском Пуасси, правда, союзники разбомбили, но после войны компания «Форд» добилась от правительства США «компенсации за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории»!

Ворон ворону…

Кстати, техникой Гитлера снабжал не только Форд, но американский автогигант «Дженерал моторс», исправно вкладывавший огромные средства в модернизацию принадлежавшего ему немецкого «Оппеля». А уж «Оппель», разумеется, открыто работал на нацистов.

Именно подконтрольные «Дженерал моторс» заводы «Оппеля» изготавливали Гитлеру бронетехнику и произвели примерно половину двигателей для основного бомбардировщика люфтваффе Юнкерс-88. Примечательно, что и двигатели BMW «Хорнет» на самом массовом транспортном самолете Германии «Юнкерс-52» представляли собой не что иное, как лицензионный продукт американской компании Prat & Whitney.

А в 1943 году немецкий филиал «Дженерал моторс» самостоятельно разработал и стал выпускать моторы для Мессершмидт-262 — первого реактивного истребителя гитлеровцев

Позже американский юрист Джейн Мартин так писал о тех временах: «В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены из Соединённых Штатов, они действовали очень скрытно, но напористо. Это была сила, которая держала в своих руках те рычаги, при помощи которых обычно действуют правительства».

Характерно, что «Дженерал моторс» тоже добился от США компенсации за свои пострадавшие во время войны заводы в Европе, работавшие на нацистов.

Деньги национальности не имеют

Когда уже США объявили войну Германии, ряд крупнейших американских компаний продолжили сотрудничать с Гитлером. Так, «Стандарт Ойл» через посредников из «нейтральной» франкистской Испании поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. Вплоть до высадки американских войск в Нормандии в 1944 году Германия реэкспортировала из Испании по 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.

Более того, ограничивая снабжение американской армии стратегически важным каучуком, «Стандарт Ойл» осуществляла регулярные поставки каучука в Германию и Италию вплоть до декабря 1941-го.

Также из США в Германию поставлялись и иное стратегическое сырье. Например, Штаты переправили Гитлеру 1100 тонн редкого вольфрама, который являлся главным компонентом в производстве противотанковых снарядов, использовался в танковой и электронной промышленности. И потом снарядами с американской начинкой убивали, в том числе, и американских солдат!

Еще один крупный американский концерт SKF, крупнейший в мире производитель шарикоподшипников, ежегодно отправлял огромные партии своих изделий (более 600 тысяч в год) для нацистов кружным путем через Южную Америку, одновременно ограничивая поставки для нужд американской авиапромышленности. После войны с подачи Пентагона эту компанию пытались обвинить в намеренном срыве поставок продукции, вследствие чего образовался дефицит авиадвигателей, в результате чего ВВС США недополучали новые самолеты. Однако все кончилось пшиком.

Между тем концерн SKF имел предприятия и в самой Германии. И когда в октябре 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ уничтожить шарикоподшипниковый завод SKF в немецком Швайнфурте, то армада «летающих крепостей» встретила подготовленный отпор. Всего гитлеровцы сбили 60 американских бомбардировщиков. Генерал Арнольд после этого заявил лондонской газете Ньюс кроникл»: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». Фактически генерал намекал на открытое предательство. Но ничего доказать не удалось.

*****

Это лишь некоторые факты. Однако даже их достаточно для того, чтобы понять, что наряду с массовым героизмом американских военных, честно воевавших с нацистами, наряду с напряженным трудом американцев в тылу для нужд фронта, существовали и те, кто цинично наживался на войне, исповедуя старый как мир принцип, что, мол, деньги не пахнут. И об этом надо знать, в том числе и тем, кто ратует за пресловутые «рыночные ценности» вкупе с «правами человека»…

Иван Семенов

Фото: avatars.mds.yandex.net