Восемь важных вопросов о защите прав потребителей

Отвечают специалисты Госдумы РФ
  1. Отвечают специалисты Госдумы РФ

    Многие из нас сталкиваются с некачественными товарами, неправильными ценниками, просрочкой и другими нарушениями. А вот многие ли знают, например, что отсутствие товарного или кассового чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Или то, что законом запрещено при покупке одних товаров навязывать обязательное приобретение других. Иногда так делают, когда продают страховые продукты.

    Поэтому небольшой ликбез о правах потребителя никогда не помешает. Специалист пресс-службы Государственной Думы РФ Наталья Алексеева ответила на часто задаваемые вопросы о том, как закон защищает наши права.

    Фото: duma.gov.ru

  2. Что делать, если попалась просрочка или товар с дефектами?

    Вы можете либо отказаться от товара (кроме сложной техники) и вернуть деньги, либо потребовать замену или соразмерное уменьшение его цены. Это право вам дают статья 503 Гражданского кодекса РФ и статья 18 Закона «О защите прав потребителей».

    Важно! При возврате денег продавец не может удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара при его частичном использовании, потери товарного вида и т. п.

    Фото: ixbt.com

  3. Можно обратиться с претензией только в гарантийный срок?

    Нет, не только. Если мы говорим о сезонных товарах, то их гарантийный срок и срок службы «исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей». Так, во Владимирской области установлены следующие сроки наступления сезонов:

    для товаров зимнего ассортимента — с 15 ноября по 14 марта;

    для товаров весеннего ассортимента — с 15 марта по 30 апреля;

    для товаров летнего ассортимента — с 01 мая по 14 сентября;

    для товаров осеннего ассортимента — с 15 сентября по 14 ноября.

    Если срок гарантии не установлен, то вы можете предъявить претензию в пределах двух лет с того дня, как получили товар (если не оговорен более долгий срок). Если гарантия на товар меньше двух лет и недостатки вы обнаружили после того, как она закончилась, но в пределах двух лет, вы все равно можете предъявить требования продавцу, изготовителю или импортеру, но только если докажете, что недостатки эти возникли до покупки или по причинам, которые возникли до передачи товара вам.

    Фото: Яндекс.Дзен

  4. Что делать, если на ценнике указана одна цена, а на кассе пробивают больше?

    В п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» сказано: «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 той же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации. Соответственно, продавец обязан продавать товар по указанной цене.

    Важно! Вы вправе требовать, чтобы стоимость товара вам посчитали по ценнику. А если уже расплатились — чтобы вам вернули разницу.

    Если кассир это сделать отказывается, позовите менеджера магазина, сообщите ему о нарушении законодательства и настаивайте на том, чтобы товар вам продали по заявленной цене. Если администратор отказывается, то попросите «Книгу отзывов и предложений» и подробно опишите свою претензию. Обязательно укажите время, дату, наименование товара, цену в ценнике и на кассе, свои контактные данные, если вы хотите получить письменный ответ. Вам обязаны ответить в течение 5 дней с момента занесения жалобы в книгу.

    Фото: Яндекс.Дзен

    Важно! Отказать в выдаче «Книгу жалоб и предложений» при ее наличии вам не имеют права (ст. 14.15 КоАП РФ). В противном случае магазин будет оштрафован на сумму до 30 000 рублей. А иметь «Книгу жалоб и предложений» обязана каждая организация, даже маленькая торговая палатка. Кроме того, сфотографируйте спорный ценник и обязательно сохраните чек.

    Вы также можете предъявить руководству магазина письменную претензию. В ней потребуйте возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ) или возврата цены, уплаченной за товар. Если продавец отказывается возмещать ваши убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, вы имеете право обратиться в суд или иные уполномоченные органы.

    Чтобы привлечь продавца к административной ответственности, можно обратиться в полицию (с заявлением об обмане потребителей) или Роспотребнадзор (по факту нарушения правил продажи).

  5. Можно ли вернуть одежду, потому что она не подошла?

    Любой товар, в котором есть недостатки, можно обменять или вернуть. Если же вы просто передумали, от большинства покупок также можно отказаться в течение 14 дней без объяснения причин, если они не были в употреблении и сохранили свои свойства, а у вас есть доказательство приобретения у конкретно этого продавца. Можно обменять его или вернуть деньги. Это прописано в статье 502 Гражданского кодекса и в статье 25 Закона «О защите прав потребителей».

    Фото: n71.ru

  6. Можно ли вернуть то, что куплено через Интернет?

    Да. Исключение составляет товар, который сделан по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда, брелок с персональной дарственной надписью, кухня по индивидуальным меркам).

    Обменять/вернуть товар, купленный через Интернет, можно в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин (п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»). Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.

    Фото: irecommend.ru

  7. Когда мне вернут деньги?

    Продавец обязан вернуть вам деньги (или возместить расходы на ремонт) в течение 10 дней со дня предъявления претензии. За каждый день задержки выполнения требования продавец (импортер или изготовитель) должен будет заплатить неустойку в размере одного процента от цены товара.

    Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней. Если у продавца на момент обращения нет нужного для замены товара, то срок увеличивается до месяца.

    Фото: duma.gov.ru

  8. Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги или менять товар?

    Обратитесь в Роспотребнадзор. Если это не даст эффекта, то обращайтесь в суд. Если дело дойдет до суда и вы выиграете процесс, изготовитель (исполнитель, продавец, импортер и т. д.) заплатит штраф в размере 50% от суммы, присужденной вам.

    Моральный вред вам по закону тоже могут компенсировать — сумму выплаты определит суд. Она не связана с размером возмещения имущественного вреда.

    Справка. Управление Роспотребнадзора по Владимирской области находится по адресу: г. Владимир, ул. Офицерская, 20. Сайт: 33.rospotrebnadzor.ru. Телефон «горячей линии»: 8 (800) 555-49-43. Время работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.30, перерыв с 12.00 до 12.45.

    Фото: yandex.ru

  9. Какие товары нельзя вернуть?

    • Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (например, медицинские приборы, средства гигиены полости рта, лекарственные препараты и т. д.)
    • Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и т. д.)
    • Парфюмерно-косметические товары
    • Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, ленты, тесьма, кружево и другие)
    • Провода, шнуры, кабели
    • Строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и т. д.) и другие товары, отпускаемые на метраж
    • Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
    • Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

    Список большой — с полной версией ознакомьтесь тут.

Заглавное фото «Призыва»