Краевед Татьяна Самойлова

Редкий иконостас работы местных аргунов сохранился в Киржачском районе

Едем в село Ильинское с краеведом Татьяной Самойловой

Итальянская раковина, венецианские окна, морские волны, набегающие друг на друга, причудливый медальон в стиле барокко с множеством витиеватых деталей. Вы удивитесь, но подобные элементы можно встретить не только на традиционных русских наличниках бывшего Покровского уезда Владимирской губернии, но даже на иконостасе православного храма в той же местности.

Мы продолжаем путешествие в мир удивительной аргуновской резьбы. В предыдущей серии программы «Точка на карте»  мы побывали в музее «Дом аргуна» в Киржаче, где оценили коллекцию старинных наличников, разгадывая их символику. А сегодня мы приглашаем вас в настоящую этнографическую экспедицию по окрестностям Киржача: поедем в старинное село Ильинское, где практически в первозданном виде сохранились два уникальных резных иконостаса середины и конца XIX веков, заедем в деревни Никифорово и Финеево, где еще можно увидеть на домах те самые знаменитые аргуновские наличники, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше. Но тем и ценнее их увидеть и запечатлеть.

Дом с аргуновскими наличниками в деревне Никифорово

Дом с аргуновскими наличниками в деревне Никифорово

Чем уникально убранство Свято-Георгиевского храма в селе Ильинское, откуда на русском православном иконостасе появились европейские элементы, а на деревенских домах венецианские окна, правда ли, что покровские аргуны работали только топором и ножом? Рассказывают киржачский краевед Татьяна Самойлова и потомственный аргун Михаил Гашин. Смотрите видео!

В программе:

  • 0:32 – чем примечателен Свято-Георгиевский храм;
  • 0:59 – когда в Ильинском появились  иконостасы;
  • 1:40 – об аргунах и их инструменте;
  • 2:43 – знакомимся с потомственным аргуном Михаилом Гашиным;
  • 3:51 – об устройстве иконостаса и символике на нем;
  • 4:13 – что обозначают «пирамидки в ромбиках»;
  • 4:40 – о витой пилястре с жемчужным ожерельем;
  • 5:02 – европейский медальон в стиле барокко, валюты и картуш;
  • 6:22 – о Христе Сияющем;
  • 6:57 – дом Тарасовых в деревне Никифорово и уникальные наличники на нем;
  • 8:01 – что значит выражение «разверзлись хляби небесные»;
  • 8:36 – кто живет в «божием домике»;
  • 9:16 – итальянская раковина – это привет из Санкт-Петербурга;
  • 10:39 – земная жизнь на аргуновском наличнике;
  • 11:59 – об уникальном поминальном полотенце;
  • 13:04 – венецианские окна в деревне Финеево.

Подлинное убранство

Село Ильинское стоит сразу на двух речках – Младыни и Большом Киржаче – и находится примерно в 20 километрах от города Киржача. Главная достопримечательность Ильинского –  Свято-Георгиевский храм постройки начала XIX века. На месте старого деревянного каменный храм стал возводиться с 1810 года и строился примерно до середины века.

Свято-Георгиевский храм в Ильинском

Старинный Свято-Георгиевский храм — украшение Ильинского

Чем же он примечателен сегодня? Тем, что здесь практически в неизменном видео сохранились два резных иконостаса работы местных аргунов. Кроме того, вся иконопись храма подлинная, паникадила старинные: даже в XXI веке они зажигаются масляными лампадами.

Паникадило

Эти паникадилам больше века

— Не дали закрыть местные жители свой храм в советские годы, боролись, защищали место своей духовной силы буквально своими телами. И отстояли. Благодаря их решительным действиям сегодня мы можем в Свято-Георгиевском храме видеть уникальные образцы аргуновского искусства. Это два иконостаса. Первый и центральный относится к началу — середине XIX века. Его процент подлинности около 90%. Если подновления и были, то незначительные. Он сохранился практически в первозданном виде. Второй – более поздний. Это уже конец XIX начало XX века, — рассказывает Татьяна Самойлова.

Аргуновский иконостас середины XIX столетия

Аргуновский иконостас середины XIX столетия

Резной и золочёный

Входим в холодный храм. И видим огромное резное чудо, которое возносится под самый купол. Многоярусный, внушительных размеров, покрытый настоящим сусальным золотом, с множеством тонких деталей, иконостас производит сильное впечатление. Да и сама атмосфера храма особенная: чувствуется, что очень много людей трудились над убранством этого места, вкладывая все свое мастерство и любовь.

Виноград

Виноград — символ христианства

— Украшая дом Бога, аргуны таким образом украшали собственную душу, хотели оставить свое искусство последующим поколениям. Скорее всего, резали это изделие не меньше 5 лет и целой артелью. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая высокой квалификации. Иконостас выполнен руками мастеров Аргуновской (в том числе и выходцами из исчезнувшего села Аргуново, которое и дало название профессии), Финеевской волостей. Работали тут резчики из села Ильинское, деревни Никифорово – все свои, местные, — отмечает Татьяна Ивановна.

Детали иконостаса

Искусство аргунов чувствуется в каждой детали

Нож, топор и стамеска

Примечательно, что русский мужик изначально работал очень простыми инструментами. Грубая обработка дерева делалась топором, а нож использовался уже для более тонкой отделки.

— По каким признакам мы датируем этот иконостас серединой XIX века? В определенных деталях изделия мы уже видим использование стамесок разных размеров. А это уже европейский инструмент, без которого мелкой резьбы просто не сделать, — рассказывает Татьяна Самойлова.   

Инструменты аргунов

Изначально аргуны работали топором и ножом, позже в их арсенал добавились европейские инструменты

Строили Санкт-Петербург и украшали царские дворцы

Более того, в деталях декора православного иконостаса «читаются» традиционные европейские элементы: например, шикарный, богато украшенный резьбой медальон в стиле барокко. Как он попал в русскую глубинку? Где русский мужик его подсмотрел?

Европейский медальон

Европейский медальон на православном иконостасе

Ответ очень простой. Мастера Покровского уезда были массово задействованы при строительстве Санкт-Петербурга. И подобных медальонов на зданиях там огромное количество: мы помним, что город строился на европейский манер. Вернулись мастера в Ильинское и решили украсить родной храм со столичным шиком, обильно используя медальоны, пилястры, капители. Получилось очень богато и красиво.

Картуш и валюты

Картуш и валюты — тоже европейские элементы

Кстати, это знакомство резчиков с европейской цивилизацией «подарило» аргуновской резьбе очень интересные заморские детали. Вот уже известные нам по наличникам набегающие друг на друга волны. Элемент называется валюты, символизирует воду. Между ними – картуш, тоже характерная для аргуновской резьбы деталь, часто обозначающая солнце. А это уже языческий символ, который тоже находим на православном иконостасе. Как мы уже отмечали, наши предки не видели в этом сочетании никаких противоречий: момент перехода  от народной веры к христианству  был достаточно сильно растянут во времени.

Бриллиантовый руст – это твердь

Элемент на фото ниже называется бриллиантовый руст. Он тоже часто встречается на аргуновских наличниках, видим его и на иконостасе. Выпуклые ромбики обозначают твердь, земную или небесную. Более точная трактовка зависит от местоположения руста на изделии. На этой колонне – твердь земная, так как находится она не в верхней части иконостаса, а ближе к земле.

Бриллиантовый руст

Бриллиантовый руст

Христос в Силах

Безусловно, иконостас выполнен по канонам христианства. И его ключевые символы здесь на переднем плане: колонны увиты гроздьями винограда, а венчает композицию уже знакомый нам Христос в Силах. Расходящиеся от изображения Бога солнечные лучи символизируют мощь и торжество православной веры. Мы помним, что встречали крест в солнце и виноград и на наличниках. Сравните на фото:

Христос Сияющий

Христос Сияющий венчает композицию

Христос в Силах

Сравните с наличником. Тут же видим и твердь небесную (рисунок в ромбик)

Расцветают деревянные цветы

Судьба второго иконостаса, который датируется концом XIX – началом XX века, куда более драматична. Дело в том, что мастера уже закончили работу с деревом и подготовили изделие к золочению, но грянула революция 1917-го, которая изменила планы.

Потомственный аргун Михаил Гашин на фоне старинного иконостаса

Потомственный аргун Михаил Гашин на фоне старинного иконостаса

Деревянные цветы, которые и сегодня поражают своей красотой, остались без защиты и могли просто почернеть под воздействием лампад, которые в большом количестве зажигали во время богослужений.

— Вы видите, что этот иконостас покрашен цветными красками. Это не свойственно было аргуновской резьбе, обычно дерево оставляли в первозданном виде, чтобы подчеркнуть его фактуру. Здесь резьбу просто защитили, поэтому вот такие цветы распустились в нашем храме. Оба наших иконостасов выполнены руками тех самых знаменитых аргунов, которые были очень востребованы и передавали свое искусство из поколения в поколение, — рассказывает резчик по дереву Михаил Гашин.

Аргуновский иконостас

Аргуновские иконостасы обычно не раскрашивали, но здесь мы видим исключение

Михаил – потомственный аргун, воспринял профессию по наследству, владеет исконной техникой резьбы, поэтому может изготовить и наличники по старым канонам, и даже вот такое резное чудо для храма. Он прихожанин Свято-Георгиевского храма и проводил незначительную реставрацию одного из иконостасов.

— Аргуновская резьба нецельная, это множество мелких деталей, которые изготавливаются отдельно, а потом склеиваются. Конечно, за 100-200 лет клей, он же натуральный был, потерял свои свойства, и детали осыпаются, теряются. Приходится следить за этим, где-то заново вырезать. Мне приятно родному храму помогать, зная, что до меня тут трудились наши знаменитые предки, великие мастера, — замечает Михаил.

Деревянные цветы

Деревянные цветы — очень тонкая работа

В Киржаче и округе осталось всего два мастера, которые сегодня владеют старинной аргуновской резьбой. Михаил говорит, что не очень это востребовано: редко кому наличники на дом нужны, сегодня, наоборот, их с домов скидывают и ставят бездушные пластиковые окна без обрамления. И это очень печально в местности со столь ярким и творческим лицом.

Дом Тарасовых с наличниками в стиле модерн

А наш путь лежит в деревню Никифорово, где более 100 лет назад тоже жили аргуны. Здесь сохранились дома со старинными резными укаршениями. Но самый примечательный – это дом Тарасовых, который по фронтону имеет наличники очень редкого стиля модерн, выполненные в начале XX столетия. Яркий  признак модерна — плавная и закругленная форма двух дуг, как бы окружающих окно. Это тоже  символика воды (завитки сверху и снизу — это те самые валюты, что мы видели на иконостасе).  Такой вид наличников встречается только в Киржачском районе.

Дом Тарасовых в Никифорово

Дом Тарасовых в Никифорово

Татьяна Ивановна с болью в сердце говорит о состоянии дома, который сегодня заброшен и разрушается. Хозяева, видимо, не понимают, какую ценность представляет их жилище. И если в ближайшее время ничего не сделать, то оно будет утрачено вместе с уникальными деталями декора.

Наличник редкого стиля модерн, начало XX века

Наличник редкого стиля модерн начала XX века

Пробираемся через заросли и рассматриваем уникальные наличники, выполненные в сдержанном и лаконичном ключе. Каждый элемент имеет свое значение, трактовать которое следует, учитывая языческое мировоззрение наших предков. Подробнее об этом мы рассказывали в прошлой серии.

Валюты

Валюты — это символика воды, которая объединяет все три мира

Над окном – Ирий, Правь, Рай, или «божий» домик, где обитают Перун (слева) и его жена Мать Сыра Земля (справа). Они изображены в виде цветочков.  И тут же под языческой символикой – четыре квадратика, которые, по словам Татьяны Самойловой, обозначают четырех евангелистов. Вот вам и христианский символ. Здесь же видим уже знакомые нам картуш и валюты. Причем картуш изображен в виде морской раковины. И это привет от русского наличника солнечной Италии и европейскому Санкт-Петербургу, где, как мы понимаем, аргуны подсмотрели диковинку.

Ирий, или Правь

Ирий, или Правь

Справа и слева от окна – это явный мир (Явь), символика которого связана с земледелием и крестьянским трудом. И эти бородки — вспаханная земля, которая кормит живущих в доме.

Полосы - символ вспаханной земли

Полосы и бороздки — символ вспаханной земли

Под окном – загробный мир (Навь), прошлое. Самый интересный элемент здесь – поминальное полотенце, которое символизирует земной путь человека и его уход в мир иной. Это память об ушедших предках, без которой не может быть будущего. Более подробно о символике аругновского наличника мы писали в материале «Зачем аргуны вырезали на наличниках Рожаниц и Берегинь?»

Поминальное полотенце на наличнике

Поминальное полотенце хранит память об ушедших предках

 Моталки из светелок

В соседнем Финеево встречаем еще одно необычное архитектурное сооружение, которое мало где сегодня можно увидеть. Это светелка. Отдельная комнатка, которая пристраивалась к крыше дома сбоку. Для чего?  В Покровском уезде, который славился еще и шелковым производством, в светелках трудились девушки-моталки, которые нанимались на работу с поздней осени и до ранней весны. Работницы перематывали шелк в специальные бобины, чтобы его потом можно было ткать на станках.  Кстати, эта светелка сохранилась на доме Героя Советского Союза Владимира Васильевича Бобкова. Наличники тут тоже примечательные и подлинные.

Дом со светелкой. Финеево

Светелка на доме Героя Советского Союза Владимира Бобкова в деревне Финеево

Светелка

На светелке видим готические окна (встречаются еще венецианские). Это тоже европейские черты, вероятно, воспринятые аргунами при строительстве Санкт-Петербурга

Полезная информация:

  • Село Ильинское находится в 90 километрах от Владимира и в 20 километрах от Киржача. Дорога до населенного пункта приличная. Село находится в лесах Киржачского района.
  • Храм действующий. Иконостасами можно полюбоваться во время богослужения.
  • Деревни Финеево и Никифорово находятся по дороге в Ильинское, можно заехать сюда, погулять, чтобы полюбоваться старинными аргуновскими наличниками.
  • Музей «Дом аргуна» находится в Киржаче по адресу: улица Ленинградская, 15. Телефоны: +7 (492) 372-91-81 и 8-961-256-30-20.

Фото и видео «Призыва»