Артем Черней

10 причин посетить Урбанфест-2021 во Владимире

25 сентября пройдет обсуждение будущего города
  1. Обсуждение будущего города

    В субботу, 25 сентября, с 11.30 до 20.00 в гастромаркете «Рынок на Студёной» (ул. Дворянская, 27а, корп. 1) пройдет Второй владимирский урбанистический фестиваль (18+). Его организатор — общественное движение «Владимир будущего». Мероприятие финансируется за счёт собственных средств и добровольных пожертвований.

    Благодаря переводам людей, не равнодушных к будущему нашего города, на фестиваль пригласили специалистов, которые знают, как можно сделать жизнь в городе удобнее, безопаснее и проще. Они расскажут, например, каким может быть современный общественный транспорт и для чего нужно сохранять мельчайшие детали исторического облика города. Принять участие в обсуждении может каждый. Вход свободный.

    В этой статье «Призыв» рассказывает о самых интересных темах фестиваля и самых ярких его спикерах. С подробной программой Урбанфеста-2021 можно ознакомиться на сайте общественного движения «Владимир будущего».

  2. Владимир, очнись

    Часто мы отождествляем наследие с прошлым. Но наследие для будущего мы формируем сейчас. Какие ценности сегодняшнего дня оно будет транслировать будущим поколениям, насколько оно актуально, успевает ли оно за остальными сферами нашей жизни?

    Захочет ли сохранить будущее поколение то, что мы сделаем сегодня? Рассмотрим среду современного Владимира под микроскопом и оценим её во время честного рассказа-прогулки по городу с Ольгой Бутрим.

    Ольга — архитектор бюро «Цимайло Ляшенко и партнёры» (г. Москва), сооснователь архитектурной мастерской «18» (г. Владимир), выпускник программ «Архитекторы.рф» и «Управление развитием территорий» (Universal University (МАРШ) и РАНХиГС).

  3. Каким бывает современный общественный транспорт

    Международные нормы устанавливают, что условия проезда в общественном транспорте не должны быть унизительными. «МАНы», «ЛиАЗы» или «пазики», которые ездят по Владимиру, не отвечают этому требованию.

    Часто в них душно, грязно, что-то громыхает, а каждая поездка — это лотерея: стоящий с включенными аварийками автобус уже стал привычной картиной на улицах. Добавьте к этому длительное ожидание на остановках и внезапные отмены маршрутов.

    В таком виде общественный транспорт не может конкурировать с личным автомобилем, считают урбанисты. Это осложняет дорожную обстановку и провоцирует другие проблемы — пробки, шум, грязный воздух, борьба за парковочные места. Так быть не должно.

    Что такое по-настоящему комфортный и неунизительный общественный транспорт в 2021 году и как города мира пришли к этому, расскажет заместитель директора филиала службы движения Мосгортранса Дмитрий Грубый.

  4. Информационные технологии и общественный транспорт

    Общественный транспорт — это важнейшая система, состоящая из множества компонентов. При всей своей сложности она должна гибко подстраиваться под меняющуюся среду, учитывать планы по развитию города, накапливая при этом опыт и знаний.

    Выбор удобных локаций для остановок, оптимизация маршрутной сети и её синхронизация с другими видами транспорта, расчёт справедливой стоимости проезда, составление рационального расписания — сегодня специалисты занимаются этим, используя специальные сервисы.

    Как российские города меняют системы пассажирских перевозок с помощью информационных технологий, обсудим с экспертом по городскому и транспортному планированию, автором проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика» Алексеем Радченко.

  5. Электробусы против троллейбусов

    К 2025 году Москва планирует полностью перейти на электробусы. В Санкт-Петербурге к 2024 году намерены ежедневно выпускать на маршруты до 420 электробусов. Сотый электробус вышел год назад на улицы Берлина. В Париже на электротягу планируют перевести 4,5 тысячи автобусов. Долю электробусов в шведском Гётеборге собираются за ближайшие четыре года довести до 95%.

    Электротранспорт постепенно захватывает мир: это уже не экзотический и дорогой способ перевозки пассажиров, а востребованный метод борьбы за комфортную экологическую обстановку в крупных и не очень городах.

    Так ли хороши электробусы, как о них говорят, могут ли троллейбусы конкурировать с ними и какое место в будущем займут водоробусы, расскажет Андрей Григорьев, заместитель генерального директора и руководителем проектного офиса «Бакулин Моторс Групп».

  6. Автомобилисты против урбанистов

    Тема улучшения дорог в российских городах стоит особняком. Одно лишь упоминание выделенок для автобусов или сужения полос вызывает у большей части автомобилистов страшный гнев. Всю ярость автомобилистов уже несколько лет на себе ощущает директор Центра развития городской среды Южно-Сахалинска Василий Вишневский. Его имя стало нарицательным, про него сочиняют матерные частушки и пишут разгромные статьи в СМИ.

    Несмотря на всеобщую ненависть, Вишневский и его команда делают передовые для России вещи: круговые перекрёстки, треугольники видимости, парклеты и быстровозводимые островки безопасности.

    Во время Урбанфеста Василий Вишневский расскажет, можно ли пренебрегать мнением горожан во время благоустройства, из-за чего водители острее прочих реагируют на изменения и почему власти, как правило, идут на поводу у автомобилистов.

  7. Что такое культурное наследие и зачем его сохранять

    Все мы с детства знаем, что Владимир в первую очередь — это Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы. Но почему-то забываем, например, о купцах и промышленниках, чьи дома во многом сформировали историческое ядро города, и о советских строителях, которые придали областному центру современный масштаб и создали облик спальных районов.

    У каждого из этих исторических периодов есть свои символы — от наличников и настенных мозаик до каменных особняков и бетонных дворцов культуры. Они меркнут на фоне ярких средневековых памятников, но без них город потеряет свою многогранность. Или нет?

    Что действительно считать культурным наследием и нужны ли городам будущего фрагменты из прошлого, обсудим с руководителем проектной группы факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики Викторией Мальцевой.

  8. Зачем нам советские вывески и мозаики

    Владимир постепенно теряет часть своей истории. Мозаики, которые оживляли спальные районы или украшали монументальные сооружения, уничтожаются или разрушаются. Вывески прежних эпох, дошедшие до наших дней, можно пересчитать по пальцам.

    К сожалению, равнодушное отношение к подобным деталям архитектуры свойственно большинству городов России. Но есть исключения. В Вологде и Новосибирске уличные панно взяты под охрану, в Иванове старые вывески встроены в дизайн-код.

    А в Москве краеведы и реставраторы объединились в трудкоммуну «Вспомнить всё», чтобы восстанавливать артефакты старины. Ее главарь Наталья Тарнавская расскажет, чем интересны старые вывески и мозаики и почему это не рудименты, а важные компоненты городской среды, которые заслуживают внимания жителей.

  9. Как сохранить старину и не заставить всех себя ненавидеть

    Уютные деревянные дома с их резными палисадниками, наличниками, крыльцами и котиками на аккуратных заборчиках — это провинция, которую можно и нужно без опаски делать всеобщим достоянием. Но в провинциальность не принято вкладывать деньги, из-за этого старые города теряют свой шарм.

    Последними, кто пока противостоит исчезновению русской провинции, стали волонтёры. В 2015 году реставраторы, архитекторы и неравнодушные люди объединились в «Том Сойер Фест», чтобы сохранять дома, которые государство не берёт под охрану.

    За шесть лет фестиваль вырос из локального события в общероссийское движение, став одной из самых успешных «инициатив снизу». Но до Владимира, где множество домов находятся на грани утраты, «Том Сойер фест» не добрался.

    25 сентября Алина Коленченко, координатор «Том Сойер Феста» в городе Клинцы Брянской области, расскажет, можно ли просто так взять и начать добровольно сохранять историческую городскую среду, когда от неё уже почти все отвернулись.

  10. Есть ли у дверей жизнь после помойки

    С годами технологии развиваются, индивидуальных проектов становится меньше, а прежние материалы устаревают и изнашиваются. В особняках XIX века вместо деревянных рам появляются стеклопакеты, а на замену старинным резным дверям приходят безликие металлические аналоги.

    Основатели проекта «Двери с помоек» в Санкт-Петербурге буквально забирают старинные вещи с помоек — часто люди не понимают их ценности. За два года реставраторы спасли от утраты свыше 1000 дверей, сотни окон, три десятка печей и множество других, не менее ценных вещей.

    Сооснователь «Дверей с помоек» Валя Манн на Урбанфесте расскажет, чем важны аутентичные элементы исторических экстерьеров, почему их так сложно восстанавливать и можно ли заставить людей поменять отношение к неочевидным ценностям.

  11. Спасение рядового наличника

    Без наличников сегодня нельзя представить русское деревянное зодчество. Виртуозная резьба на окнах притягивает взгляд. Наличники делают одноэтажные домики и целые улицы душевнее, уютнее и роднее. Считается, что помимо чисто эстетической функции, наличники служили оберегом от нечистых сил.

    Сегодня наличники — пожалуй, главное непризнанное культурное наследие России — постепенно исчезают из российских городов. Они уступают место сайдингу, гибнут в пожарах или просто гниют, забытые всеми. Но при должном отношении наличники могли бы стать значимым брендом.

    Сотрудница Музея братьев Кисель-Загорянских и дачной культуры Дарья Константинова расскажет, как, кто и зачем в современной России сохраняет наличники для потомков, а также проведёт мастер-класс по реставрации, пожалуй, самых узнаваемых деталей русского деревянного дома.

Заглавное фото: vk.com/vladimir.future