Афиша фильма "Поцелуй Мэри Пикфорд"

Кинорежиссер из Вязников украл поцелуй звезды Голливуда Мэри Пикфорд

История создания легендарной комедии

1927 год, СССР. Кинотеатры переполнены: вся страна смотрит «Поцелуй Мэри Пикфорд». Резонанс вызван не только именем популярной голливудской актрисы в названии, но и тем, что она сама появляется в кадре. Что удивительно, американская звезда узнала о существовании этой картины лишь в старости — в конце 1970-х ей подарили копию пленки. Советская комедия была снята на основе кинохроники, запечатлевшей пребывание в СССР звездной пары Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрнбекса. Автором этой идеи был уроженец города Вязники – известный актер и режиссер немого кино Сергей Комаров. Его картина стала хитом и впоследствии вошла в золотой фонд отечественного кинематографа.

Сергей Комаров в фильме «Мисс Менд» (1926). Фото: kino-teatr.ru

Пикфордизация всей страны

Пикфорд и Фэрбенкса по-настоящему обожали. В продаже были даже карамельные конфетки «Дуглас Фэрбенкс» с изображением актера на фантиках. Каждое появление артистов на экране подолгу смаковалось в периодических изданиях. Поэтому слухи о приезде Пикфорд и Фэрбенкса в СССР наделали много шума еще до самого приезда. Поклонники писали в газеты: «Правда ли, что они посетят нашу страну?», «Они сюда ненадолго или жить?», «А будут ли Мэри и Дуглас сниматься здесь в кино?»

19 июля 1926 года их встречали на Белорусском вокзале как небожителей. Поклонников собралось столько, что они все не помещались даже на Тверской. Звезды, ошарашенные таким приемом, не растерялись: улыбались, позировали на камеры. Позже они расскажут, что их обрадовала такая жизнерадостность советского народа.

Фото: knowledgeblog.ru

В 1920-х американцы, симпатизировавшие коммунистическим идеям, начали настоящее паломничество в Советский Союз. Но у Мэри Пикфорд был и профессиональный интерес. Она, Фэрбенкс, Чаплин и другие актеры основали свою кинокомпанию UnitedArtists. Поэтому ей хотелось узнать, как делают кино в СССР. Актриса считала, что у советского кино большое будущее. К примеру, киностудия «Межрабпом-Русь» (сейчас — Киностудия имени Горького), на которой потом сняли «Поцелуй Мэри Пикфорд», всего за три года своего существования создала 20 фильмов: «Аэлита», «Морозко», «Медвежья свадьба» и другие.

Сотвори себе кумира

Режиссер Сергей Комаров с удивлением наблюдал за ажиотажем вокруг супружеской пары актеров Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса в СССР. Любовь публики, опасно граничащая с фанатизмом, изумляла его. Всюду, куда бы ни отправились актеры, их штурмовали толпы поклонников и журналистов, каждый из которых мечтал хотя бы просто дотронуться до одежды кумиров, проходящих мимо. Пикфорд и Фэрбенкс могли просто стоять на месте и все равно купаться в лучах обожания. «Психоз пикфордистов» — сурово припечатывала советская пресса.

Психоз пикфордистов во время пребывания в СССР Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Фото: mos.ru

В посвященной приезду звезд заметке в журнале «Кино» приводится такая репортажная зарисовка:«Какой-то девочке у вагона дурно. Фербенкс подхватывает ее и втаскивает в окно. Девочка плачет. Мэри дарит ей платок и получает взамен зонтик. Выйти из вагона нельзя… Почитатели хитры, их не обманешь. Они уже тут, уже подхватывают Мэри на руки и несут».

В какой-то момент глядящего на все это Сергея Комарова осенило: да это же готовый сюжет для сатирического фильма! Отсматривая документальную съемку визита звездной пары, он нашел поистине потрясающую сцену, попавшую в объектив камеры: блистательная Пикфорд целомудренно целует одного из поклонников в щечку. Картинка сложилась. Режиссер понял, как и на чем он будет строить свой фильм.

Рождение хита

«Американцы знают, что фильма будет иметь полный успех, если в ней участвует одна из кинозвёзд, поэтому незачем снимать Пикфорд и Фэрбенкса одновременно в картине», – писал в 1927 году в «Советском экране» Сергей Комаров. И добавлял: а у нас получился абсолютный букет!

Впервые снялись вместе обе мировые кинозвезды – Мэри и Дуг, плюс две отечественные – Анель Судакевич и Игорь Ильинский.

Первоначально задумывался фильм «Король экрана» с длинным подзаголовком «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд». Видимо, предполагалось, что голливудская пара в нём сыграет что-то мало-мальски существенное. Но тем, видно, было некогда, а, возможно, и неохота. Но имелись документальные съёмки их прибытия на московский вокзал,и Комарову этого хватило. Случайные кадры с Мэри и Дугласом виртуозно вмонтировались в ткань картины, и получилась милая даже для сегодняшнего времени комедия.

Фото: kinocomment.ru

 

Сергей Комаров сам написал сценарий своей будущей комедии. Сюжет её довольно прост. Обычный билетер кинотеатра Гога Палкин тщетно добивается внимания студийки, то есть сотрудницы киностудии, Дуси Галкиной. Девушка грезит об актерской карьере и на ухажера не обращает никакого внимания. А что если он сам станет звездой? Гога случайно заходит на студию в момент визита Мэри Пикфорд. Он смешит ее, и голливудская дива дарит ему свой поцелуй. Комаров перемонтировал настоящий ролик с поклонником таким образом, чтобы казалось, что актриса действительно целует Гогу Палкина. О Гоге быстро узнают поклонники Мэри и глядят на него с завистью и восхищением. А Дуся наконец влюбляется в парня, ведь его поцеловала сама Пикфорд!

Наши все равно лучшие!

И даже хорошо, что Дуглас и Мэри в «Поцелуе» лишь отметились. Они перетягивали бы все внимание на себя – а так у молодого Игоря Ильинского появилась возможность азартно и весело купаться в роли. Не зря тогда считалось, что звук в кино и не нужен – классный актёр всё выразит взглядом, жестом. Глядя на Ильинского в «Поцелуе», думаешь, что своя правда в этом утверждении была.

Фото: mosday.ru

Анель Судакевич, сыгравшая в «Поцелуе Мэри Пикфорд» строптивую студийку, была одним из главных женских лиц советского кино 1920-х. Ее нетипичная красота поражала и женщин, заваливавших студию «Межрабпом-Русь», где она работала, восторженными письмами, и мужчин. Одним из поклонников актрисы был Владимир Маяковский. Однажды поэт скупил в киоске все имевшиеся в наличии открытки с Судакевич и раздал их прохожим.

Фото: prlib.ru

Комедию «Поцелуй Мэри Пикфорд» иногда показывают по телевидению, например, на канале «Культура», также её можно отыскать в Интернете. Посмотрите ее, если до сих пор не видели. Поверьте, получите удовольствие. Тем более после того, как узнали, что снял ее наш находчивый земляк.


Справка. Комаров Сергей Петрович (1891-1957) — актер, режиссер, сценарист и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1935). Настоящая фамилия – Лаврентьев. Родился 2 марта 1891 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1913-м окончил Алексеевское военное училище в Москве. В кино с 1921 года. Один из ведущих актеров экспериментальной мастерской Л. Кулешова. Созданные им роли отличались четкостью и остротой внешнего рисунка. Лучшие работы: Одноглазый («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924), авантюрист Чиче («Мисс Менд», 1926), Грешин («Окраина», 1933) и др. Снимался также в фильмах: «Космический рейс», «Минин и Пожарский», «Сибиряки», «Синегория», «Молодая гвардия», «Принц и нищий», «Тайна двух океанов» и др. Поставил фильмы: «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), «Кукла с миллионами» (1928). Преподавал актерское мастерство во ВГИКе.

Подготовила Татьяна Лысова

Заглавное фото: platonovfest.com