Оксана Завьялова_гжель

Как синеокая гжель кузнецовский фарфор потеснила

Экскурсия на производство бело-голубой посуды. Часть I

Гжель. Нежная и динамичная, мягкая и певучая. Удивительной красоты белая посуда с распускающимися на ней сине-голубыми цветами давно ассоциируется с бескрайними просторами России и широтой русской души.  А фонетически необычное, звонкое и благозвучное слово «гжель» напрямую связано с гончарным искусством, зародившимся в старину в Подмосковье. Ведь «гжель» изначально произносилась как «жгель», что означало «жечь» глину.

Что же такое «гжельский куст», правда ли, что сине-голубой гжель стала сравнительно недавно, как звали уроженца Суздаля, которому мы обязаны изобретением русского фарфора и каков же его рецепт?

Об этом — в новой серии проекта «Точка на карте». Сегодня мы отступили от привычного формата и приехали в Московскую область, чтобы своими глазами увидеть полный цикл гжельского производства. Уже не одно столетие здесь превалирует ручной труд, за исключением некоторых операций, которые заменяют человека на особо сложных и грязных участках (например, фарфоровую массу давно месят не руками, а специальной машиной).

В роли народных экскурсоводов сегодня выступили ведущая Оксана Завьялова и гжельский краевед, преподаватель Гжельского государственного университета Светлана Соловьева.

В программе:

  • 0:49 – что такое «гжельский куст»;
  • 2:25 – о старообрядческой церкви с гжельской эмблемой;
  • 4:08 – первый завод фабрикантов Кузнецовых начинался… с печки;
  • 4:55 – как гжель стала синеокой;
  • 6:58 – как море превратилось в залежи глины;
  • 7:14 – Дмитрий Виноградов – изобретатель русского фарфора;
  • 8:11 – как формуют изделия на современном производстве;
  • 9:09 – узнаете, что такое набор черепка;
  • 10:32 – зачем изделия окунают в розовый раствор;
  • 11:40 – увидите, как ставится фирменный знак.

Где расцвел «гжельский куст»?

Гжель – это местность, расположенная в 60 километрах от Москвы. И это не одно село, а целых 27 населенных пунктов, где с древних времен жили гончары-ремесленники.

Гжельский куст

Испокон веков земли здесь были тощие, неплодородные, поэтому земледелием заниматься было невозможно, зато глины всегда было в достатке. И этот факт на долгие годы предопределил развитие Гжельской волости, где сформировалось огромное количество локальных семейных производств посуды, артелей, некоторые из которых позже выросли в большие предприятия.

Гончары_старое фото

Фото: smolbattle.ru

Можно сказать, что это была особая экономическая зона, где производство и торговля стремительно развивались из-за благоприятных условий: во времена Ивана Грозного села и деревни «гжельского куста» стали дворцовыми. То есть крестьяне могли спокойно передвигаться по России, ездить на заработки. Фактически это было точечная отмена крепостного права в отдельно взятой волости. Интересно, но многие гжельцы осваивали не только гончарное дело, но и ходили обучаться искусству резьбы наличников в нашу Владимирскую губернию. И сейчас в селах Гжели можно встретить интересные дома с кружевными наличниками, которые очень напоминают работы киржачских аргунов.

Наличники

Дом с наличниками в Новохаритоново

Глины красные, глины белые

А что же глины? Около 290 миллионов лет назад на месте «гжельского куста» плескалось древнее море. Когда вода ушла, остались залежи глины, которой оказалось неиссякаемое количество и сразу нескольких видов: и белая, и желтая, и красная, и голубая. Изначально добывалась именно красная, ее-то и использовали местные крестьяне для изготовления посуды.  Это та самая глина, с которой можно работать на гончарном круге. Расписывали такую посуду разноцветными красками.  И называлась она майоликой.

Майолика

А вот белая глина задала гончарам задачку: она была не такой «покладистой», как красная, и требовала специальной обработки, технология которой была гжельцам неизвестна. Однако именно белая глина указывала путь к новому этапу развития керамики – невесомому тонкостенному фарфору.

Китайцы, немцы и суздалец Виноградов

Фарфор в мире был изобретен давно. Еще в V веке до нашей эры в Китае встречались изделия, напоминающие фарфоровые, рецепт изготовления которых держался в строжайшем секрете.

Китайский фарфор

Китайцы первыми в мире научились делать фарфор

Своим путем пошли немцы, которые автономно от Китая изобрели свою технологию обработки белой глины и получили собственную массу высокого качества. Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсона открылась в Саксонии в 1710 году вспокре после изобретения местными учеными Иоганном Фридрихом Бёттгером и Эренфридом Вальтером фон Чирехаузом «твердого фарфора».

Чайшки с завода Майсона (Германия)

Чашки с завода Мейсона (Германия)

В России же свое «белое золото», а именно так называла фарфор императрица Елизавета Петровна, появился значительно позже, в 1746 году. И изобрел его уроженец Суздаля, ученый, горный инженер, друг Михаила Васильевича Ломоносова – Дмитрий Иванович Виноградов.

Виноградов

Фото: i.pinimg.com

Фарфоровая масса до сих пор готовится по рецепту Виноградова

Фарфоровый шликер (глиняная масса) на современном производстве

Это был сложная задача, которую поставила перед лучшими умами государства дочь Петра Великого. Елизавета Петровна, любившая, как и ее отец, все новое и прогрессивное, вызвала Михаила Васильевича Ломоносова, чтобы поручить ему заняться вопросами фарфора. Однако тот вместо себя предложил своего друга Дмитрия Виноградова.  Дмитрию Ивановичу выделили небольшую лабораторию на одном из предприятий Санкт-Петербурга (в 1744 году здесь была основана «Невская порцелиновая мануфактура», будущий Императорский фарфоровый завод).

Начались изыскания и эксперименты. И вскоре ученым-химиком был найден заветный рецепт русского фарфора, а затем налажено и первое в России фарфоровое производство. Примечательно, что белую глину для своих первых опытов Дмитрий Иванович Виноградов возил из подмосковной Гжели. Она, кстати, по качеству считалась лучшей в мире.

Залежи белой глины в Гжели

Залежи белой глины в Гжели. Фото: правозащита38.рф

Примечательно, что сначала русского ученого приставили в подмастерья к немцу Гунгеру, которого выписали из Германии( за колоссальный по тем  временам гонорар в 5 000 рублей в год)  как человека, владеющего секретами фарфорового производства. Однако позже выяснилось, что немец — шарлатан, который никакими секретами не владел, а лишь пытался присвоить открытия своего русского подчиненного. Все самостоятельные попытки приглашенного специалиста получить фафор закончились провалом.

Технология производства фарфоровых масс с 1746 года не изменилась.

«Короли русского фарфора», или Каждому по заводику!

Таким образом, к середине XVIII века центрами производства русского фарфора стали Императорский завод в Санкт-Петербурге, завод английского купца Гарднера в подмосковных Вербилках  и предприятия «гжельского куста», частью из которых владела знаменитая династия фабрикантов Кузнецовых. Их еще называли «русскими фарфоровыми королями», так как к началу XX века эта семья стала монополистом на рынке «белого золота» в России. Кузнецовы развились настолько, что перед революцией владели заводами и в Твери, и в Новгороде, и в Подмосковье, строя новые предприятия и скупая более мелкие производства конкурентов. Семья росла, рождались сыновья и внуки, и каждый представитель династии получал по небольшому заводику. Самый крупный завод Кузнецовых появился  недалеко от Гжели, в Дулево. Он работает и по сей день.

Завод Кузнецовых в Дулево

Завод Кузнецовых в Дулево. Фото: wikipedia.org

Империя Кузнецовых: из крестьян в фабриканты

Гжельский фарфоровый завод в Раменском районе Московской области – старейшее предприятие, основанное промышленниками Кузнецовыми и продолжающее сегодня их традиции. В 1818 году удельный крестьянин Яков Кузнецов, старовер, занимавшийся кузнечным делом, ставит в Гжели большой горн, то есть печь для обжига керамики.

яков кузнецов

Топилось оборудование березовыми дровами. Вот с этого шестиметрового круглого горна с огромной трубой для хорошей тяги и начинается фарфоровая история Кузнецовых.

Печь для обжига керамики

Фото: silverhorseshoe.narod.ru

Конкуренция между тремя основными фарфоровыми производствами в России была серьезная. Все они были настроены на массовое изготовление посуды самого высокого качества, стремились сделать свою продукцию элитной и максимально автоматизировать линии, внедряя современное оборудование. Это была настоящая фарфоровая гонка.

Секретный рецепт «Розы на глинке»

Рецепты красок в старину хранились в строжайшем секрете. Чтобы добыть тайны конкурентов фабриканты шли на различные хитрости. В романе Александра Перегудова «В те далекие годы», выпущенном в середине 50-х годов прошлого века, описывается история о том, как один из сотрудников завода Кузнецовых, подпоив работника фабрики Гарднера в Вербилках, выведал у него секретный рецепт краски «Роза на глинке»:

Роза на глинке, рецепт краски

Стоит ли говорить, что подобные секреты хранились в семейных ларцах под замками и передавались по наследству.

Тарелки для богатых

Важно понимать, что кузнецовский фарфор – это не народный промысел, каким мы сегодня его знаем. В чем же главные отличия кузнецовского фарфора от бело-синей гжели:

  • Четыре обжига изделия (а обжиг – это самый дорогостоящий этап цикла). К примеру, на четвертом этапе обжигалось изделие с золотом, рецепт приготовления которого за 100 лет не изменился. В старину, чтобы получить золотую краску, в царской водке (смесь концентрированных соляной и азотной кислот) «распускали» золотой червонец. Далее следовало еще несколько операций. В итоге этим раствором украшали изделие перед последним обжигом. Сегодня технология золочения та же, ничего нового тут не изобрели. Гжель, в отличие от кузнецовского фарфора, обжигается дважды.
  • Надглазурная роспись цветными красками с золотом. Кузнецовское изделие  сначала опускалось в глазурь и обжигалось, а только потом расписывалось. Краски разводили не водой, а скипидаром. В технологии производства современной гжели все наоборот. И кобальт разводят водой.
  • Тонкостенность. Кузнецовы ориентировались на элитного покупателя, в том числе на императорскую семью, поэтому главной целью был выпуск тонкой и роскошной посуды. Гжель – это народный промысел, производящий посуду, доступную самому широкому кругу покупателей.
Роспись золотом

Роспись золотом

После революции на гжельском предприятии Кузнецовых перестали делать цветной фарфор, так как, по мнению, коммунистов, национализировавших заводы фабрикантов, иметь дома дорогие сервизы – это мещанство и не по-советски.

После революции на первом заводе Кузнецовых вместо изысканной посуды стали производить… фарфоровые электроизоляторы.

керамика для элетрофикации

И только в последние десятилетия традиции кузнецовского фарфора возрождаются. И сегодня Гжельский фарфоровый завод выпускает изделия, изготовленные по технологии XIX века в технике надглазурной росписи. Вот такая красота получается:

Надглазурная цветная роспись

Надглазурная цветная роспись

Церковь – эмблема

Интересный факт! На каждом изделии Гжельского фарфорового завода стоит клеймо с изображением старинной церкви Георгия Победоносца. Это фамильный храм фабрикантов Кузнецовых, который был построен в селе Новохаритоново в 1912 году.

Храм Георгия Победоносца в Новохаритоново

В советские годы церковь была разорена и заброшена. Символично, что история ее возрождения совпала с историей возрождения фарфора фабрикантов Кузнецовых.

Клеймо гжели

Сине-голубой прорыв Бессарабовой

А теперь самое интересное. Многие думают, что бело-голубая гжель имеет давнюю историю. Но это далеко не так. Голубой гжель стала лишь в 1944 году, когда на раскулаченный завод в деревне Турыгино (одна из деревень «гжельского куста») приезжают художник Наталья Бессарабова и искусствовед Александр Салтыков. Перед ними стоит задача – возродить в России производство гжельского фарфора, но сделать посуду доступной советским покупателям.

наталья бессарабова

В каком направлении пойти?  Наталья Бессарабова впоследствии вспоминала ход своих рассуждений: кузнецовский фарфор в четыре обжига – это очень дорого, возвращение к старой «лапотной» гжели (майолике) – это шаг назад: люди уже привыкли к изделиями более высокого качества.  И было решено поэкспериментировать с краской.  Наталья Ивановна для росписи фарфора предлагает использовать недорогой и демократичный оксид кобальта, который после обжига при высоких температурах из серого превращается в небесно-голубой. Экономично и красиво!

Образец с кобальтовой росписью до обжига

Кобальтова роспись после обжига

Кобальтовая роспись после обжига

Стоит отметить, что ничего нового в этой технологии не было: ранее кобальт активно применялся в Голландии для росписи изразцов. Так что советские художники просто переняли и продолжили европейскую традицию.

Перед искусствоведом Александром Салтыковым стояла другая задача: как же расписывать изделия, что взять за основу? И он создает азбуку мазков  по-гжельски ( куда входит около 300 элементов), где основные приемы заимствуются из «старой» гжели (цветной майолики).

Азбука мазков

Фото: infourok.ru

Все эти сеточки, веточки, птички, розы – характерные сюжеты цветной посуды из ремесленного прошлого промысла.

Майолика

Сама же технология сокращается до двух обжигов и значительно дешевеет, а роспись становится подглазурной.  Задача решена: гжель обрела второе дыхание.  Вот так был создан новый недорогой (и уже советский) бренд, который очень скоро загремит на весь мир и станет бело-голубым символом России.

А вот о том, как работают гжельские живописцы, как серый кобальт после обжига обретает новый цвет, какие уникальные экспонаты хранятся в исторической комнате Гжельского фарфорового завода, мы расскажем в следующем выпуске ровно через неделю.

Полезная информация:

  • Гжель находится в 160 км от Владимира в Раменском районе Московской области. Это всего в 60 км от Москвы.
  • На территории «гжельского куста » работает много предприятий, все они выпускают «настоящую» гжель.
  • На производство Гжельского фарфорового завода можно заказать организованную экскурсию, все подробности можно узнать на сайте предприятия.
  • При заводе работают два фирменных магазина, где продукцию можно купить по вполне демократичным ценам.

Дарья Ермолина

Съемка и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»