Секрет на миллион: как учителей пытаются вернуть в школу

Программа "Земский учитель" привела в регион 7 педагогов

Владимирская область испытывает острый дефицит учителей. Летом прошлого года директор регионального департамента образования Ольга Беляева заявила о нехватке сразу 500 педагогов. К началу учебного года, по официальным данным, большую часть пробелов удалось закрыть. Но даже сегодня на сайте департамента труда и занятости населения области 150 вакантных мест для учителей и почти 40 для специалистов дополнительного образования. Больше всего регион нуждается в педагогах начальных классов, иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Чтобы хоть как-то решить проблему, с прошлого года в стране запустили программу «Земский учитель». Победители проекта заключают контракт на работу в школе и получают миллион рублей.

Из Якутии во Владимир

О том, что морфемный разбор слова надо начинать с окончания, Галина Викторовна теперь рассказывает учащимся небольшого поселка в Суздальском районе. Еще в прошлом году она преподавала детям далекой Якутии. Расстояние между двумя школами – почти семь тысяч километров. Этот путь педагог с 14-летним стажем преодолела благодаря проекту «Земский учитель». Победа позволила переехать вместе с семьёй в Центральную Россию. Правда, отпускать из школы, где давно сработались, педагога не хотели.

— Меня не хотели отпускать, раза три я подходила к директору и пыталась уволиться. А потом набралась решительности и сказала, что решила окончательно и бесповоротно изменить в своей судьбе что-то и переехать во Владимирскую область. Было тяжелое расставание. Мы хорошо сработались с руководством.

Педагог одновременно отправила свои портфолио в семь регионов: от Москвы до Краснодарского края. Но первыми позвонили из департамента образования Владимирской области. В поселок Садовый требовался учитель русского языка и литературы.

— Меня заинтересовал проект «Земский учитель» и понравилась программа. Поэтому я решила попробовать свои силы и принять в проекте участие. Мы планировали всей семьей выезжать с Крайнего Севера. Совпали вот так обстоятельства: наши планы и моя победа. Я подготовила около 7 пакетов документов, в разные регионы я отправляла свое портфолио. Та область, которая первой откликнулась, стала для меня родной.

Галина Викторовна рассказывает, как сначала она переехала за мужем в Якутию, теперь он за ней во Владимир. Миллион рублей, полученный по программе «Земский учитель», потратили на покупку квартиры в областном центре. В ипотеку, конечно.

Раньше в наших краях, признается Галина Викторовна, она никогда не была. Прежде чем собирать чемоданы и переезжать окончательно, с дочерью прилетели осмотреться. Понравилось почти сразу. Первым делом зашли в Успенский собор. Возникло чувство радости и благоговения, вспоминает учитель. Корень, который так важно правильно определить при разборе слова, захотелось пустить именно здесь.

— Мне очень понравилась эта прекрасная русская природа, пейзажи Владимирской области сразу меня покорили. Архитектура, памятники старины. Школа очень комфортная. Приятно в ней работать. Все соответствовало ожиданиям. Когда я стала победителем, я все варианты отбросила и полностью сконцентрировалась на этой школе.

Морозы привезла с собой

Если бы не проект, рассказывает Галина Викторовна, решиться на переезд было бы сложнее. Победа придала силы и уверенности в себе. Как приставка, о которой она так много рассказывает ученикам, изменяет смысл слова, так и «Земский учитель» кардинально поменял планы на будущее. При этом мысли оставить Север были давно. В Якутии аномальные отрицательные температуры зимой. И морозы семье хотелось оставить в прошлом. Но получилось, что привезли холода с собой.

— Одно из обстоятельств, которое заставило меня переехать, тяжелые климатические условия. Не случайно люди раньше там на пенсию выходят. Суровый климат тяжело мне дается. Меня удивило, что тут сейчас тоже очень холодно. В школе уже шутят, что я привезла морозы с собой. А если серьезно, программа «Земский учитель» дала мне не только шанс изменить свою жизнь. Она дала шанс почувствовать себя победителем, молодым, новым. Все начинается вновь. Новый коллектив, ученики, перспективы.

Сейчас, чтобы добраться до работы, приходится выходить из дома в 6 утра. С двумя пересадками педагог преодолевает 20 километров между квартирой во Владимире и школой в поселке Садовый. К первому уроку, говорит, не опаздывает. Это только первый раз приезжала на такси, теперь подстраивается под расписание и успевает без проблем.

Новые ученики, говорит, окрасили жизнь новыми красками. Как суффикс, который придает иное звучание привычным понятиям. Она учит детей правильно определять состав слова. И сама старается быть для них примером. И даже немного больше…

— Для детей сейчас важен образ учителя как некого, не побоюсь этого слова, героя нашего времени, который дает правильное направление, дает сориентироваться в тех веяниях, которым наша эпоха подвержена. И несмотря на то, что каждый ребенок – это индивидуальность, правильную жизненную позицию педагог поможет им выработать. У меня есть мнение, что есть что-то в нашей профессии героическое. Как врачи сейчас борются за жизнь пациентов, так и мы боремся за духовную жизнь подрастающего поколения. Стараемся…

Великолепная семерка

В нашей области по программе «Земский учитель» в школы уже устроились семь человек. Каждый победитель проекта получил от государства по одному миллиону рублей. Это единовременная компенсационная выплата, которую педагог волен использовать по своему усмотрению. При этом претендентов на доходное место было в шесть раз больше. Среди победителей жители Якутии, Крыма, Самарской, Ивановской и Челябинской областей. Никого из 33-го региона в списке нет. С 1 сентября педагоги, получившие материальную помощь, направились в села, поселки и небольшие города с численностью населения до 50 тысяч человек.

Кроме поселка Садовый, где трудится Галина Викторовна, учитель начальных классов появился в Струнино. В Радужном победитель проекта преподает историю и обществознание, а в Кольчугино и селе Ильинское – математику. В Юрьев-Польский пришел специалист по иностранному языку, а в Мелехово – преподаватель русского и литературы. Все они заключили контракты и теперь обязаны отработать на новом месте пять лет.

Новый конкурс и миллион

Прием заявок для участия в новом конкурсе уже стартовал. В этом году Министерство просвещения установило для Владимирской области квоту в семь человек. Документы соискателей миллионных вакансий могут быть поданы в электронном виде или на бумажном носителе региональному оператору программы, а также на портале «Земский учитель». Время на то, чтобы решиться, еще есть. Определиться с претендентами планируется до 15 апреля. Имена победителей станут известны в мае.

В 2020 году программа «Земский учитель» привела в школы региона 7 учителей.

При этом во Владимирской области одни из самых серьезных требований к соискателям миллиона. Участниками проекта могут стать учителя, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, в возрасте до 55 лет, при условии трудоустройства в образовательную организацию на вакантную должность с объемом нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку. Это требование основное. Но есть несколько дополнительных.

Среди них, например, стаж работы. Для претендента на компенсационную выплату он должен составлять 10 лет. Это условие является необязательным, но будет рассмотрено конкурсной комиссией. А это значит, что молодые учителя, которые могут спокойно передвигаться по стране, скорее всего, останутся вне проекта. Как и те педагоги, в заявках которых место планируемого переезда будет соответствовать месту проживания или работы в настоящее время. Т.е., если школа попала в золотой список, для педагога из этого учебного учреждения касса закрыта.

На данный момент согласно порталу «Земский учитель» заявки на участие в конкурсе подали всего 6 человек. Четверо из них претендуют на работу учителем географии в ЗАТО Радужный. Один не прочь отправиться в Лакинск преподавать русский язык и литературу. Еще один рассматривает вариант трудоустройства в поселке Балакирево. А вот в Сновицы, Головино, село Большие Всегодичи и город Кольчугино желающих работать за подъёмные в миллион рублей пока нет.

Маленькие зарплаты – большие требования

Решит ли миллион рублей проблему с педагогическими кадрами? Сумма эта нелишняя, но совсем небольшая. Особенно если разделить её на пять лет обязательной отработки. На данный момент примерно половина выпускников педагогических вузов страны работать по специальности не идут. Для многих решающий фактор — зарплата. Так, например, в Лакинске учителю русского языка и литературы, которого ищут и ждут, предлагают от 15 до 25 тысяч рублей. И это не самый плохой вариант. Во Владимире, если верить сайту департамента труда и занятости населения области, предполагаемый доход молодого педагога от 12 792 рублей. Не спасут ситуацию даже надбавки в 35% от оклада за первые три года работы.

Бонусами, как могут, заманивают учителей и в сельские школы. Льготы по оплате коммунальных услуг и 25% надбавки к зарплате. Несмотря на это, привлечь педагога в глубинку получается не очень. Покупать квартиры на селе многие работники образования считают неперспективным. А затраты на проезд порой нивелируют все плюсы от работы в небольшом населенном пункте.

Проблема усугубилась с пандемией коронавируса. Десятки возрастных педагогов, на которых держались многие школы, сначала ушли на самоизоляцию, а потом вовсе решили рассчитаться. А новые кадры привлечь трудно. Отдельные муниципалитеты пытаются решить вопрос точечно.

Так, в Коврове возвращающимся в профессию учителям обещают по 100 тысяч рублей. Но за эти деньги они должны будут проработать в школе, как минимум, 5 лет. Получается, по 20 тысяч в год, или 1,7 тысячи в месяц. Деньги небольшие. Но звучит красиво, признаем, учитель — миллионер!

Полина Тарбеева

Фото «Призыва»