Хранитель тайн кино: Юрий Белов поделился новыми историями о съемках в Суздале

11 февраля 1948 года родился летописец киноистории Суздаля

С 1996 года владимирский журналист и краевед Юрий Белов мечтает создать в Суздале Музей кино. Как внештатный корреспондент «Призыва» он побывал на съемках почти 90% фильмов, которые снимались в городе-музее. За несколько десятилетий у него накопилась уникальная коллекция. Фотографии, книги, автографы, магнитные пленки с голосами артистов и кинохроника – это реликвии, которых больше ни у кого нет. Да и сам Юрий Васильевич, по сути, живая история. Его воспоминания поистине бесценны. В свой день рождения он поделился с читателями «Призыва» рассказами о советском кинематографе. Причем об отдельных фактах этих историй он заговорил впервые.

Юрий Белов и Петр Мамонов, исполнитель роли Ивана Грозного, на съемках фильма Павла Лунгина «Царь»

Тонкая месть Игоря Ильинского

Надо сказать, что я с детства полюбил искусство кино, кинематографа. Первые фильмы я посмотрел в женской колонии, которая была на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Моя мама работала в этой колонии – заведовала швейным производством. Иногда она брала меня в клуб при колонии, и я там смотрел свежие кинофильмы. Когда подрос, я стал ходить в местный кинотеатр, который размещался в бывшей церкви Ризоположенского монастыря. Чуть ли не каждый день я ходил в кино и смотрел фильмы с большим удовольствием.

Незабываемое впечатление моих детских лет 50-х годов – это фильм «Карнавальная ночь». Конечно, я не знал тогда, что пройдут годы, и я повстречаюсь с Игорем Ильинским, исполнителем главной роли, у него дома. Очень интересная история! В 70-80 годы я работал экскурсоводом Владимиро-Суздальского музея-заповедника и фотографировал всех знаменитых людей, которые приезжали в Суздаль. И вот я стал размышлять о том, кого в Суздале я хотел бы видеть из знаменитых актеров, и подумал, что Игорь Ильинский – это звезда еще немого кино. Но он все не едет и не едет к нам. Но если он не едет в Суздаль – значит, мне надо с ним повстречаться.

Игорь Ильинский в фильме «Карнавальная ночь». Фото: katushka.fun

Это был июль 1985 года. Ильинскому на тот момент исполнилось 84 года. Я позвонил ему по телефону-автомату из Главного туристического комплекса. Конечно, очень волновался, но в самом начале разговора ему сказал: «Я Юрий Белов из Суздаля, журналист. Я хотел бы с вами встретиться. Почему? Потому что в этом году исполняется 90 лет со времени изобретения кинематографа, а вы же были звездой еще немого кино. И в советское время много снимались. Как вы смотрите на то, чтобы нам встретиться?» Он говорит: «Ну что же, я согласен. Давайте встретимся. Но я немного занят и не очень хорошо себя чувствую. Позвоните мне недельки через две, и мы встретимся».

Прошел, пожалуй, месяц, я оказался в Москве. Это было в сентябре 1985 года. Я позвонил ему из телефона-автомата: «Игорь Владимирович, здравствуйте! Я Юрий Белов. Я звонил вам когда-то, мы должны с вами встретиться». Он отвечает: «Хорошо. Давайте встретимся завтра. В половине второго устроит вас?» — «Конечно». – «Тогда я объясню вам, как ко мне проехать. Это Колобовский переулок, дом такой-то, квартира такая-то. Но есть код, чтобы попасть в подъезд. Он картежный – 21». Представляете, столько лет прошло, а я все помню.

«Рядом с нашим домом находится больница, церковь, в которой венчался Петр Первый, и знаменитая Петровка, 38», — вот так, с юмором, он все сказал. И мы на следующий день с ним встретились. Я пришел минута в минуту. Нажал на конку дверного звонка, дверь открыла его супруга. Она отвела меня в дальнюю комнату, куда через минуту привела Игоря Владимировича Ильинского. Он был одет в спортивный костюм голубого цвета с белыми полосками на рукавах и воротнике. Небритый был немножко, но очень доброжелательный.

Я задавал ему разные вопросы, на которые он отвечал. И наконец-то я решился задать ему главный вопрос, ради которого я приехал: «Игорь Владимирович, еще в детстве я смотрел фильм с вашим участием – «Карнавальная ночь». Вы играли Серафима Огурцова. А знаете ли вы о том, что в действительности был такой человек – Серафим Иванович Огурцов?». Он говорит: «Да-да, знаю. Мне присылали письма из Иваново и просили дать другое имя главному герою. Потому что был, мол, такой Серафим Огурцов, поэт, участник художественной самодеятельности, и вдруг его показывают в отрицательной роли, как человека, который плохо разбирается в искусстве и тормозит его».

Я говорю: «Игорь Владимирович! А вы знаете, что этот Серафим Огурцов родился в Суздале в 1904 году. Когда его отец умер, семья переехала в Иваново». А мне Ильинский в ответ: «Да что вы говорите?! Да что вы говорите?!» А я продолжаю: «А знаете, Игорь Владимирович, вы же встречались с Серафимом Огурцовым. В 1929 году вы с группой артистов из Москвы, приезжали в Иваново, был концерт. Вы показывали отрывки из фильма «Процесс о трех миллионах» в сценическом варианте. И вот Серафим Огурцов после этого спектакля в местной газете написал небольшую заметку, в которой подверг критике московских артистов, что они халтурили. И вас отметил с отрицательной стороны. Он написал, что «Игорь Ильинский был скуп в показе своей сценической силы». И подпись была под заметкой «Серафим Огурцов».

Конечно, Ильинский отрицал, что это была месть с его стороны.

Говорил, что имя его персонажу придумали сценаристы Борис Ласкин и Владимир Поляков. «Я, в принципе, мог бы вмешаться в этот процесс, попросить заменить имя и фамилию. К моему мнению могли бы прислушаться. Но, самое главное, фильм-то уже снят! Мало ли в жизни какие бывают совпадения!»

Однако у меня был еще аргумент, о котором я не сказал Игорю Владимировичу. В 1969 году на экраны вышел фильм «Старый знакомый», своего рода продолжение «Карнавальной ночи». Режиссером этого фильма был Игорь Ильинский, а главным героем все тот же Серафим Огурцов. И это наводит на определенные мысли! Хотя фильм получился несмешным и не имел такой популярности, как рязановская «Карнавальная ночь».

У меня с собой была книга «Игорь Ильинский о себе» 1961 года выпуска. Народный артист СССР оставил мне на ней автограф. И подарил свою фотографию, где был изображен в цивильной одежде на фоне храмов Ростова Великого. И тоже оставил на ней свой автограф. И я счастливый ушел из его дома. Я записывал наш разговор на магнитную пленку. У меня голос его сохранился, наша беседа сохранилась.

Я и «Мертвые души»

Я работал на этом фильме. Это удивительная история, как я познакомился с его режиссером. Они выбирали натуру в Суздале, я случайно с ними встретился, узнал в лицо Швейцера и подошел к нему. Завязалась беседа, Михаил Абрамович спросил меня, чем я занимаюсь. Я сказал, что работаю экскурсоводом. «А вы не могли бы с нами сейчас проехать, показать места? Мы выбираем натуру для фильма «Мертвые души». У меня как раз был обед, и я проехал с ними по городу. «Ну все, на следующий год мы будем снимать в Суздале фильм «Мертвые души», — сказал мне Швейцер. – А вы запишите телефон «Мосфильма». Если будете в Москве, позвоните, мы закажем вам пропуск, и вы посмотрите, как снимается фильм в павильоне».

И я ради фильма «Мертвые души» решил уйти с работы.

Я подал заявление на увольнение, хотя работа мне очень нравилась, но я подумал, что вот приедут на следующий год снимать «Мертвые души», а я буду сидеть в экскурсионном бюро, ждать своей очереди на группу и переживать, что я сижу, а где-то идут съемки, где-то Смоктуновский, Калягин, Богатырев… Зачем мне нервничать? Лучше уйти с работы, быть свободным художником и быть рядом с ними.

Я ездил в Москву, на «Мосфильм». Смотрел съемки сцен с Гоголем, которого играл актер Александр Трофимов. Можно сказать, познакомился с самим автором «Мертвых душ» Николаем Васильевичем Гоголем. Пока готовили съемочную площадку, режиссер ответил на мои вопросы, сказал, кто какие роли будет играть. Когда я приехал домой, то написал репортаж о встрече с Гоголем, и в «Призыве» это было опубликовано.

Александр Трофимов в образе Николая Васильевича Гоголя. Фото: film.arjlover.net

Летом я опять поехал на «Мосфильм». Снимали на территории, на пруду, как Калягин едет в лодке с молоденькой, смазливой девочкой и дарит ей букет. Так я познакомился с исполнителем главной роли Чичикова. Именно он сказал мне, что в Суздаль съемочная группа приедет 22 июля. И на съемках мы встречались с ним каждый день.

А режиссер и оператор попросили меня показать окрестные места. Их интересовали дороги, по которым Чичиков едет от одного помещика к другому. Они сказали: «Мы вас берем на работу консультантом по выбору натуры». И я с ними ездил по окрестностям. Мы доезжали до Гаврилова Посада, в сторону Юрьева-Польского, в сторону Коврова ездили. Я показывал им проселочные дороги. Помню, заплатили мне 30 рублей за эти поездки, и на эти деньги в Гаврилове Посаде, в комиссионном магазине, я купил себе драповое пальто в память о «Мертвых душах».

В один из первых дней съемка была за городом. Снимали проезд Чичикова с кучером Селифаном и слугой Петрушкой. На роль Петрушки был приглашен Владимир Стеклов, и Швейцер предложил мне быть его дублером. Он почему-то не приехал, и съемка могла сорваться. А режиссеру показалось, что я похож на Стеклова. И я действительно оказался похож на него, почти двойник. И темперамент одинаковый, родились в один год, разница всего в один месяц. И вот я два дня был дублером Владимира Стеклова. Потом он приехал, начал играть сам, а я его фотографировал.

Юрий Белов в роли дублера Владимира Стеклова

Я еще и другие роли в этом фильме играл. Помню, солдата в таможне у Ильинской церкви. Потом дворянина, который прогуливается по Торговым рядам. Так что на съемках я пропадал с утра до вечера.

Кроме того, я снимал на кинокамеру. Я устроился в Дом культуры руководителем любительской киностудии, которую назвал «Суздаль-фильм». И поэтому на законных основаниях был на съемках и, перед тем как группа приехала в Суздаль, решил снять фильм. Я написал сценарий фильма «Похождения Чичикова в Суздале». И предложил сыграть в нем главную роль Александру Калягину. Я хитро продумал, чем его можно заинтересовать, чтобы он не отказался сниматься в моем фильме. Составил для него культурную программу. Вот он заходит в кузнецу-реставратору, который возродил искусство создания дамасской булатной стали. У нас был такой человек. Предложил Калягину сходить к гончару, посмотреть, как он работает. Это же тоже любопытно! Организовал ему творческий вечер в нашем кинотеатре на День советского кино 27 августа…

Александр Калягин и режиссер Михаил Швейцер репетируют во дворе суздальской библиотеки

И он согласился сняться в моем фильме. И я снял его, и на областном смотре любительских фильмов моя работа даже получил диплом. Этот фильм тоже у меня сохранился!


В Суздале было снято около 50 фильмов. Точное их количество знает, пожалуй, только Юрий Васильевич. Среди них такие шедевры, как «Метель», «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Россия молодая», «Царь»… О съемках этих и других советских фильмов Юрий Белов написал в своих книгах «В главной роли Суздаль» и «Кино – любовь моя». Очень хочется надеяться, что его мечта открыть музей все-таки сбудется. В день его рождения от всей души пожелаем ему этого. 

Подготовила Татьяна Лысова

Фото Юрия Белова