Валера Князев у Флигеля

Занавес из репейника привел в центр современного искусства «Флигель»

Что общего у заброшенной усадьбы и модного приюта художников

Эта удивительная история, начавшаяся на руинах заброшенного дворянского гнезда и спустя несколько дней нашедшая свое продолжение в центре современного искусства «Флигель», случилась в Рождественский Сочельник. В поисках интересных мест для съемок программы «Точка на карте» в новогодние каникулы мы спонтанно оказались в Петушинском районе, в разоренной усадьбе Сушнево.

Я собиралась сюда давно. Очень хотелось увидеть современный вид этого места. В деревне Аббакумово, расположенной неподалеку, прошло мое детство. В годы Великой Отечественной войны в разместившемся в Сушнево госпитале работала санитаркой моя бабушка. А уже позже здесь был дом отдыха. Подростками мы часто бегали сюда на дискотеки. Веком же раньше в этих местах рисовал свои картины Левитан и другие художники, гостили Чехов, Чайковский, Ключевский.

Дом в Сушнево

Барский дом в усадьбе Сушнево. Фото: lubovbezusl.ru

В общем, культурная жизнь била ключом. Об истории Сушнево мы снимем отдельный выпуск: интересного материала достаточно. А сегодня речь пойдет… о современном искусстве. Невероятно, но на руинах старинной усадьбы, в глуши, заваленной снегом, мы неожиданно обнаружили уникальное арт-пространство, над которым точно поработала рука профессионального художника. Но обо всем по порядку.

Как же разрушенная усадьба в Сушнево связана с недавно открывшимся во Владимире центром современного искусства «Флигель», почему у него такое название, куда зимой переехал «РестоДвор» и как неискушенному человеку понять смыслы современного искусства, рассказывают народный экскурсовод Валерий Князев, основательница «Флигеля» Анастасия Вавилова и художница Аня Лялина в новом выпуске программы «Точка на карте».

Бонус! Внутри — эксклюзивная видеоэкскурсия по первой выставке центра «Печенья с предсказаниями», которая проходила во «Флигеле» с 25 декабря 2020-го по 17 января 2021 года. Теперь это уже история.

Тайм-коды программы: 

  • 1:22 — несколько слов об историческом здании на Девической, 8; 
  • 1:44 — почему центр современного искусства называется «Флигель»; 
  • 2:08 — зачем нужен «Флигель» Владимиру; 
  • 2:52 — Валера гадает на печеньках, а Аня Лялина употребляет в речи непонятное слово «дискурс». Это означает логический довод, мыслительная посылка. Ну если вдруг кто-то забыл…
  • 4:17 — что такое знамя «Больше хайпа» Натальи Гризиной; 
  • 6:04 — о внедрениях в пространство галереи примет других эпох; 
  • 6:54 — Может, мы — это ватрушка? Работа «Мы — это» Гарика Карасева; 
  • 7:24 — «Мам, смотри!» — самая сильная эмоция детства; 
  • 7:26 — кто такие наивные художники; 
  • 8:36 — Инсталляция «На счастье» и ее связь с заброшенный усадьбой в Сушнево и историей любви Анны Морозовой-Карповой, сестры мецената Саввы Морозова ; 
  • 11:16 — шоурум ремесленников; 
  • 12:13 — куда переехал «РестоДвор» и чем тут угощают; 
  • 14:17 — антураж бара «Лузер» расслабляет; 
  • 14:45 — предсказания на 2021 год от нижегородского художника Ерора Тоя; 

Занавес из репейника, «потерянный рай» и проекции прошлого

Сосны-великаны, сказочные ели, припорошенные свежим снегом. Вековой зимний лес. Постепенно по краям дороги появляется депрессивного вида деревянные домики, обшарпанные и давно не видевшие ремонта. Разрывающий тишину собачий лай. Нас заметили.

— Где тут у вас усадьба? — спрашиваем у местных.

— Да нет никакой усадьбы. Одни развалины, — слышим в ответ.

В глубине парка чернеют стены с пустыми оконными проемами – все, что осталось от дворянского гнезда. Около 50 метров пробираемся по глубокому снегу. Вокруг заросший парк, какие-то покосившиеся постройки. И ни души. Полное запустение. Барский дом не сохранился. А от здания, где когда-то жила прислуга, остались в буквальном смысле только стены. Заходим. Кажется, никаких открытий тут точно не будет, хотя развалины очень атмосферные.

Усадьба Сушнево

Дом прислуги 

Развалины усадьбы

И вдруг перед глазами появляется нечто, что абсолютно не вписывается в логику происходящего. Это необычный рукотворный занавес: на длинных нитях в определенном порядке «рассажены» шарики репейника. При этом сам занавес театрально забран по обе стороны дверного проема, как будто приглашает зайти внутрь.

Занавес в усадьбе в Сушнево

Что происходит? Еще пара шагов. На стене – странная инсталляция из каких-то лоскутков.

Лоскутки. Усадьба Сушнево

Недоумение усиливается с появлением табличек, от которых ждешь обычного предостережения, так как заходишь в зону «заброшки». Однако надписи абсурдны и неожиданны.

Осторожно, мицелий

Сорные травы

Не покидает ощущение, что шаг за шагом тебя засасывает какая-то параллельная реальность. Ну просто «Алиса в Стране чудес». Ждем появления Белого Кролика. Но в последнем «помещении» нас ждет кульминация иного рода. В оконных проемах плавно раскачивается женская и мужская одежда. Зрелище жутковатое даже днем.

Одежда в окнах, Сушнево

Водолазка

В тупик ставит и надпись на фрагментах кафельной стены, оставшейся от советского периода жизни усадьбы:

Рай

рай1

Приехали. Над головой – ветви вековых лиственниц, ровесниц самой усадьбы, стволы которых не обхватить руками, в окнах – зловещие тени бывших обитателей, под ногами – странный портал, пропустивший нас в эту необычный зону свободного творчества, и мы, застывшие и оцепеневшие совсем не от холода.

Лиственница

Портал_ зимняя лужица

В том, что это арт-пространство создано художниками, сомнений не было. Каждая деталь здесь рождает определенную ассоциацию, причем основанную на индивидуальном восприятии. И каждая трактовка будут верной. Так «работает» современное искусство. В моем случае доминировали исторические фильтры. Я пришла, чтобы увидеть прошлое усадьбы. И увидела творческое переосмысление обломков ушедшей эпохи: трепещущие проекции ее обитателей в оконных проемах, застывшую картинку «потерянного рая» на кафеле туалетной комнаты, гигантские ветви деревьев, похожие на щупальца спрутов и расширяющие пространство уже несуществующего дома до размеров вселенной, а вместо потолка – прозрачное рождественское небо, на котором вот-вот должна зажечься Вифлеемская звезда. И неважно, что этот необычный перфоманс был создан с использованием вполне современных символов и вещей. Путешествию во времени это не помешало. Да, современное искусство способно удивлять!

Привела интуиция

Следующие три дня прошли в раздумьях. Я очень хотела найти художников, которые оформили разрушенный дом в Сушнево, и спросить, что все это значит, какой же был замысел, как это интерпретировать. И не знала, как и где искать. Решение пришло неожиданно. И не очень понятно, как именно это произошло. Наверное, меня повела интуиция. Подруга пригласила посмотреть, что из себя представляет первый во Владимире центр современного искусства «Флигель», который открылся в самом конце 2020 года на Девической, 8. Вне всяких сомнений явление новое для нашего патриархального города, уникальное и даже смелое. Первая выставка центра как раз и была посвящена современном искусству и называлась «Печенья с предсказаниями». Туда-то мы и направились.

Печенья с предсказаниями

На втором этаже исторического здания на Девической  нас встретила основательница «Флигеля» Анастасия Вавилова. Она стала рассказывать об экспонатах, замысле. Мы остановились у интересной композиции «На счастье», которую создала художница Аня Лялина. Белая овальная плита. На ней осколками битой посуды небесного цвета выложено одновременно простое и сложное слово «счастье». Возникает прямая ассоциация с выражением, что посуду бьют на счастье. Стоим, осознаем…

На счастье

— Интересный экспонат, — комментирует Настя, — он про трогательную и счастливую историю любви. Это связано с одной заброшенной усадьбой. В Сушнево. Именно там Аня придумала свое произведение.

Сушнево! Усадьба! «На счастье»! Аня Лялина – вот она, автор странного перфоманса в заброшенной усадьбе (позже выяснится, что не только она, а целое художественное объединение «Безназвания». Ребята работали в Сушнево летом. Жили там целую неделю. В выставке приняли участие: Юлия Вергазова, Николай Ульянов, Евгения Кулешова, МишМаш, Дина Гимадиева, Максим Амельченко, Аня Лялина, Aison Ower, Хочу Быть Соковым, Константин Цокур, Тара Тарабцева, Алексей Борискин). Вот так  все ключевые для меня слова сошлись в этом коротком комментарии. И как тут не поверить в новогодние чудеса? И именно это открытие и задало новую тему программе «Точка на карте», которую мы снимали во «Флигеле» уже через несколько дней.

Флигель_ Точка на карте

Наша очень творческая группа на съемках «Точки на карте»

Усадьба – на счастье

Девушка, которая излучает душевный свет, мощный интеллект и сильную творческую энергетику. Именно такое впечатление произвела на нас куратор выставки «Печенья с предсказаниями», профессиональный художник, преподаватель вуза Аня Лялина.

Аня Лялина

Аня Лялина

Она заведует во «Флигеле»  выставочным пространством. Девушка родом из Тулы, 12 лет прожила в Москве, где получила не одно образование, закончив РУДН, ВГИК (режиссура игрового кино), журфак и Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Однажды Аня влюбилась во Владимир и решила здесь жить, творить, создавать новые точки притяжения, связанные с искусством.

Аня Лялина встретила нас на выставке

Аня Лялина рассказывает Валере о выставке

Аня провела для нас эксклюзивную экскурсию, где раскрыла смыслы своего произведения «На счастье» (фото выше). История любви связана со знаменитым и богатым московским родом Морозовых. Дело было в конце XIX века.  Анна Тимофеевна Морозова (сестра известного мецената Саввы Морозова) влюбилась в своего домашнего учителя Геннадия Федоровича Карпова, человека достойного, но небогатого. Тот попросил руки своей возлюбленной.  И получил отказ по причине бедности. Тогда влюбленные  сбежали. Дело пахло большим позором. Но положение спасла матушка Анны Морозовой — Мария Федоровна, которая тайком от мужа купила усадьбу в Сушнево и записала ее на имя жениха. Таким образом конфликт был улажен, и семейное счастье молодых людей состоялось.

Карповы. Анна Тимофеевна - в центре

Семейство Морозовых-Карповых. Анна Тимофеевна  в центре. Фото: russiainphoto.ru

Интересно, что слово «счастье» собрано Аней Лялиной из осколков посуды, найденной на территории усадьбы. Вот такие смыслы и ассоциации, которые, однако, имеют под собой вполне реальную историческую основу. И теперь этот сюжет живет в созданном художником  произведении искусства.

Зачем Владимиру современное искусство?

Первая выставка центра блистала разными именами: здесь можно было увидеть работы и состоявшихся художников из крупных городов России, и начинающих  ребят из Владимира. К примеру, две художницы, произведения которых украсили «Печенья с предсказаниями», фигурировали в подборке январского номера журнала «Vogue». То есть планку «Флигель» сразу же установил для себя высокую.

Художница Лиза Бобкова в модном журнале

Работа Лизы Бобковой

А вот работа Лизы Бобковой на выставке. Это графически изображенные звуковые дорожки случайных слов, которые часто приобретают в нашей жизни особенное значение.

— Нашему город был нужен центр современного искусства, галерея, где художники могли бы выставлять свои работы. В крупных городах это есть, а мы лишены такой возможности. Творческие люди растут, хотят обмениваться опытом, смотреть работы других художников. А негде!  Молодые и талантливые уезжают в  столицу. Мы хотим оставить их во Владимире, чтобы у нас в городе тоже кипела творческая жизнь, — поясняет идею создания «Флигеля » Анастасия Вавилова.

Анастасия Вавилова и Валерий Князев

Анастасия Вавилова и Валерий Князев

Дом священника и купца

Приятно, что основатели  центра современного искусства  бережно относятся к истории нашего города. При реконструкции здания на Девической, 8, была сохранена старинная кирпичная кладка, планировки, детали из прошлого. Название «Флигель» тоже появилось не случайно.

Кирпичная кладка во Флигеле

Раньше на углу улиц Девической и Княгининской находилась усадьба, которая принадлежала священнослужителям. В середине XIX века здесь стоял одноэтажный деревянный дом священника Княгинина монастыря Павла Абрамовича Прудентова. После пожара дом был продан купцу Якову Никитину, который возвел на этом месте большую каменную постройку с деревянным верхом. Сейчас это дом № 10.

Девическая, дом 8

Девическая, дом 8

А в 1858 году чуть правее от этого здания для своей семьи купец выстроил каменный двухэтажный флигель с подвалом. Во дворе был сарай, амбар с погребами, конюшня на четыре лошади, навес. Купец Никитин наверху, а внизу располагалась его лавка. Вот и сейчас на первом этаже старинного дома находится шоурум ремесленников и заведения «РестоДвора». А на втором угощают пищей духовной. Как мы уже рассказали, там галерея.

— Мы не стали выдумывать  название. Флигель – это слово, имеющее отношение к истории этого дома. Здесь удивительная атмосфера, которая притягивает сюда творческих людей, наших единомышленников. Под одной крышей  работает сразу несколько проектов: рестораторы, мастера. Я точно скажу,  у нас хорошо. Люди приходят и задерживаются надолго. К нам даже учителя приходят, садятся за столики и тетрадки проверяют, — улыбается Анастасия Вавилова.

рестодвор

Шоурум локальных мастеров

При входе в здание расположился шоурум локальных мастеров, где представлена объемная керамика ручной лепки, украшения, косметика, свечи, вязаная одежда ручной работы из собачьей шерсти. Каждое произведение уникально. Здесь, кстати, можно выбрать необычный подарок. Вещи очень красивые и интересные.

Керамика ручной лепки

Керамика ручной лепки

Керамика

цветы

«РестоДвор» переехал под крышу

А знаменитый «РестоДвор», который все лето радовал владимирцев вкусной домашней едой, теперь респектабельно переехал под крышу. Но состав заведений остался прежним. И у каждого своего лицо и уникальное оформление. Здесь можно отведать блюда, приготовленные из фермерских продуктов, из копченого мяса, есть фирменные сырные вкусняшки и авторский чай.

Рестодвор под крышей

«РестоДвор» теперь под крышей

К примеру, в заведении «Лузер» бармен принимает гостей в домашнем халате, вокруг – атмосфера легкого раскрепощения. На стенах — невероятные женщины.  А угощают здесь драниками с пенным. Необычное сочетание, согласитесь? Гостям нравится.

Бар Лузер

Зато в зимнем «РестоДворе» сейчас тихо и спокойно. И только старые гаражи, живописно декорированные  стрит-артом, напоминают, что вы попали в мир искусства, в приют художников, в яркий водоворот творческой энергии.

Гараж

Вот такой он, первый во Владимире центр современного искусства «Флигель», расположенный в интересном историческом здании, которое наполнили новыми идеями. Уверена, что каждый здесь найдет что-то для себя. Ведь, как оказалось, современное искусство – это не так уж и сложно. Просто оно требует от зрителя особой включенности,  желания думать, воспринимать и интерпретировать. Обязательно загляните, чтобы составить свое впечатление. Тем более что во «Флигеле» регулярно организуют выставки, лекции и творческие встречи. А лично меня эта необычная история укрепила в мысли, что новогодние чудеса случаются. А чтобы они происходили, нужно просто оставить для них место в своей душе. Всем новых открытий!

P.S. Осталось добавить, что продолжение следует. Мы обязательно отправимся в Сушнево, чтобы сделать выпуск об истории этого места. И там же попросим разъяснения у художников творческого объединения «Безназвания» по поводу их необычного перфоманса, который придал разрушенной усадьбе новые смыслы.