Общепит испытывает голод по кадрам

Гостиничный бизнес и общепит ищут работников

Общепит испытывает голод. Голод в кадрах. Вместе с гостиничным бизнесом рестораторы, острее других почувствовавшие на себе ограничения первой волны пандемии, потеряли значительную часть работников. А теперь не могут найти замену. Людей каких профессий ждут в сфере гостеприимства, «Призыву» рассказала президент Ассоциации отельеров и рестораторов Владимирской области Марина Земскова.

президент ассоциации отельеров и рестораторов Владимирской области Марина Земскова

Марина Земскова, президент Ассоциации отельеров и рестораторов Владимирской области

Штатные прорехи

— После периода ограничений заработали, пусть с оговорками, предприятия гостиничного бизнеса и общественного питания. В период самоизоляции они несли кадровые потери. Насколько трудно сейчас восстановить или набрать новый качественный персонал?

— Набрать достаточное количество персонала очень сложно, не говоря уже о том, чтобы он был качественный. Предприятия, потерявшие персонал из-за ограничений в период первой волны, столкнулись с огромными кадровыми проблемами уже летом. Тогда шёл набор всеми возможными способами, поднимались ставки.

К осени, когда пришелся пик по количеству туристов во Владимирской области — теплая осень этому очень способствовала, — работодатели столкнулись с еще одной бедой — усталостью персонала от больших нагрузок.

Многим приходилось работать за двоих, и кадры опять «потекли».

Качественный, обученный персонал формируется годами, и потерять его означает откатиться на некоторое время назад, начать всё заново. Все, кто это понимал, постарался и сумел удержать своих людей.

— Какие профессии сейчас востребованы в гостиничном и ресторанном бизнесе? Какие из них были востребованы и до пандемии, а какие стали дефицитными именно сейчас?

Конкурс отельеров. Фото из личной страницы Марины Земсковой в ВК

Гостиницы Владимирской области охотно примут людей, способных красиво заправить кровати

— Востребован весь линейный персонал отелей и ресторанов, начиная от уборщиц и заканчивая администраторами — это также и повара, официанты, горничные. Ситуация с рабочими специальностями (уборщики, горничные, посудомойки) усугубилась также оттоком эмигрантов из ближнего зарубежья и закрытием границ.

Заработная плата на таких должностях довольно низкая. Местные жители неохотно идут на эту работу, предпочитая вместо неё получать пособия от Центра занятости.

До пандемии потребность в названных кадрах тоже была, но не в таких масштабах, как в настоящее время, тем более что сейчас эти ставки нужно закрыть сразу многим предприятиям региона.

Ценник вырос

— Повлияла ли ситуация с нехваткой персонала на уровень оплаты нанимаемых кадров?

— Ценник на такие кадры растёт. Это единственный инструмент, который может помочь заместить ставки. Репутация HR-бренда всей отрасли, безусловно, «подмочена» действиями работодателей, избавившихся от персонала, как от балласта, в первую волну пандемии.

Насколько оправданы были их действия, судить сложно. Были и другие предприятия, которые сохранили свой основной персонал и сейчас не испытывают такого острого голода. Но мы получили тот результат, который есть: люди боятся идти работать в отели и рестораны, и даже получать эту профессию.

У людей нет гарантии, что занятость будет гарантирована, а зарплата стабильной.

Надеюсь, что данная ситуация исправится. Больше закрытий отелей и ресторанов мы не ожидаем. А престиж отрасли, надо верить, вырастет. Ведь работа в отеле или ресторане — это всегда работа в красивом месте, с интересом,  всегда персонал вкусно накормлен, хорошо выглядит, а теперь ещё и ставки зарплат подняты.

Ресторан в пандемию, официант в маске

Ресторанный бизнес после пандемии оживает. Фото: avatars.mds.yandex.net

Поэтому я всех приглашаю на работу в отели и рестораны! Так как границы закрыты, мы ждем большого количества гостей во Владимирскую область и в наступившем туристическом сезоне. Работа и достойная оплата будут!

Качество не пострадало

 — Можно ли говорить о том, что нехватка кадров сказалась на качественном состоянии бизнеса: понизился уровень сервиса, обслуживания?

— Не могу сказать, что нехватка кадров сказалась на качестве сервиса. Каждый управляющий предприятия гостеприимства делает всё, чтобы этого не произошло, применяя все возможные способы. Поэтому случаи, когда управляющий сам застилал кровати для гостей в своём отеле, были. Случалось, и администраторы ресторана мыли посуду. Но гость ни в коем случае не чувствовал снижения сервиса.

Отели и гостиницы радушно принимают гостей. Фото: nk-tour.ru

— Учитывая, что в отношении предприятий общественного питания действуют ограничения, а часть посетителей всё же побаиваются ходить в кафе и рестораны, этот бизнес чувствует себя хуже, чем в прошлом году. И тут ещё проблема с кадрами. Как предприниматели выходят из сложившейся ситуации?

— Да, действующие ограничения и ситуация с COVID-19 повлияли на сокращение числа посещений ресторанов, и финансово ситуация складывается хуже, чем в прошлом году. Предприниматели по-разному выходят из данной ситуации. Никому не хочется терять бизнес, потому что в него вложено много сил, средств, и в каждом заведении работают люди, у которых семьи и дети.

Выходы находят разные. Одни развивают доставку, кто-то — производство собственной продукции, продают продукты на вынос и так далее. Некоторые предприятия общественного питания всё же закрылись — увы. Но надежды на развитие отрасли есть, потребность людей в такого рода услугах сохраняется. Так что будем рассчитывать на лучшее.

Николай Лившиц

Фото «Призыва» и с личной страницы Марины Земсковой в ВК