Никита Ефимов Машина Уатта

Единственная в России паровая машина Уатта хранится в Вязниках

Она чудом уцелела в советские годы

Программа «Точка на карте» продолжает свое путешествие по Вязникам. В прошлый раз мы прогулялись по местным венцам. А сегодня мы, как и обещали, расскажем об уникальном агрегате, который находится в Вязниковском историко-художественном музее. Это единственная сохранившаяся в России (и на территории СНГ) паровая машина английского изобретателя Джеймса Уатта. Выпущена она была в XIX веке. Экспонат за большие деньги пытался выкупить дублинский Музей изобретений Джеймса Уатта, просил технику в свою коллекцию и московский Политехнический музей, но машина осталась в Вязниках. И это хорошо! Ведь каждый житель Владимирской области может своими глазами увидеть это прогрессивное для своего времени техническое оборудование.

машина Уатта

Как машина Уатта попала в Вязники, правда ли, что предки фабрикантов Елизаровых выкупили себя из крепостных и были офенями, и кто спас уникальный агрегат от переработки в советские годы, рассказывают блогер, редактор газеты «Маяк» Никита Ефимов и заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Вязниковского историко-художественного музея Наталья Щурий.

Тайм-коды выпуска: 

  • 0.37 — дом Кашиных и Елизаровых — памятник федерального значения;
  • 1.04 — сарай для хранения машины, ему почти 100 лет;
  • 1.29 — о том, сколько стоила машина Уатта и зачем покупалась;
  • 2.23 — о механизации на фабрике Елизаровых;
  • 2.29 — как крепостные купцами стали;
  • 4.12 — о том, как связаны Ватт и ватт;
  • 5.45 — как городской голова Вязников довел фабрику до банкротства;
  • 7.00 — история чудесного спасения машины Уатта в советское время.

Как машина попала в Вязники

Первый и главный вопрос: как же изобретение англичанина Джеймса Уатта попало в Вязники?  Тут все просто. Для модернизации своего ткацкого производства его выписал из Англии местный фабрикант Василий Елизаров в 1861 году.

Машина Уатта

Паровая машина Уатта прибыла в Вязники в 1861 году

В то время на мировом рынке все больше появлялось полотна машинного производства, с которым продукция ручного труда была не способна конкурировать ни по качеству, ни по объемам, ни по себестоимости. Время требовало внедрения новинок технического прогресса. И Елизаровы в этом плане просто вынуждены были быть прогрессивными. Иначе не выдержать конкуренции.

 В 1828 году на фабрике Елизаровых появилась первая в России прядильная машина.

И это был технологический прорыв. За значительный вклад в развитие промышленного производства Елизаровых сделали мануфактур-советниками. И они стали потомственными гражданами города.

Чудо технической мысли в 10 лошадиных сил

И вот через 34 года еще одна  значительная покупка – вертикальная универсальная паровая машина, которая могла приводить в действие сразу несколько ткацких и прядильных станков. Ее работа существенно повышала производительность труда. Вместе с машиной Уатта было приобретено и другое современное оборудование. Сумма по тем времена была уплачена огромная – 6674 рубля 50 копеек. В музее сохранилась смета, из которой можно узнать о той сделке.

Смета покупки машины Уатта

Паровая машина была мощностью всего 10 лошадиных сил. По нашим временам это очень мало, но для второй половины XIX века — вполне приличные мощности. Впоследствии на производстве Елизаровых агрегат доработали, увеличив его мощность до 12 лошадиных сил.

Принцип действия паровой машины

Джеймс Уатт. Он же ватт

Напомним, что Джеймс Уатт – это английский изобретатель, создавший в конце XVIII века универсальную паровую машину, которая получила широкое распространение в Западной Европе.

Вертикальная паровая машина из словаря Эфрона и Брокгауза

Вертикальная паровая машина

Джеймс Уатт

Изобретатель Джеймс Уатт. Фото: upload.wikimedia.org

Различные модификации технологической новинки могли быть использованы и в транспорте, и на производстве, и в добывающей отрасли.

А еще Уатт прославился тем, что ввел в обиход первую единицу мощности – лошадиную силу, а уже позже его именем была названа единица мощности ватт.

В павильоне, где выставлена машина, изобретателю посвящен отдельный небольшой стенд.

Стенд Уатта в вязниковском музее

«Крепостные» купцы Елизаровы

Поразительная вещь, но род Елизаровых занимался ткачеством несколько сотен лет. Однако фабрикантами они были не всегда. История становления их бизнеса очень интересна.

Когда-то они были крепостными крестьянами, старообрядцами, но смогли выкупиться на свободу и нажить состояние. Известно, что Елизаровы были выходцами из офеней, то есть они торговали в разнос полотном, которое производилось вручную, в светелках.

После получения свободы они приобрели в Вязниках ткацкое производство: точнее, это был просторный трехэтажный дом с усадьбой и ткацкой фабрикой.

Усадьба Елизаровых_вязники

Именно в этом старинном доме сегодня и располагается Вязниковский историко-художественный музей. Здание является памятником федерального значения. Но когда-то в нем проживали четыре поколения Елизаровых, которые из года в год наращивали свой капитал. Кроме производства, купцы вели широкую торговлю.

Дом Елизаровых в Вязниках

абличка дома елизаровых

Не фабрикант, но голова

В 1879 году фабрику в качестве наследства принял Владимир Васильевич Елизаров. А в 1880 году он был избран головой города Вязники и погрузился в работу с огромным энтузиазмом.

На этом посту он прослужил 37 лет и сделал много хороших дел, о которых вязниковцы помнят. Владимир Васильевич построил пожарное депо, Торговые ряды, провел в город электричество и телефон. Многие эти здания до сих пор сохранились в историческом центре Вязников.

Пожарное депо Вязники

 Пожарное депо. Фото: lubovbezusl.ru

Торговые ряды Вязники

Торговые ряды. Фото: img-fotki.yandex.ru

Электрическая станция. Фото: artdmitrieva.ru

Но нужно признать, что, погрузившись в работу градоначальника, Владимир Елизаров практически забросил дела фабрики: не вкладывал денег в производство и фактически привел предприятие к банкротству. Оборудование, закупленное много лет назад его отцом, морально устарело и не могло конкурировать с более современным начала XX века. На многих фабриках конкурентов в то время уже стояли машины мощностью около 100 лошадиных сил.

Чудесное спасение машины

С приходом советской власти фабрику Елизаровых национализировали и ожидаемо закрыли как бесперспективную. А некогда прогрессивное оборудование отправили в утиль. Так машина Джеймса Уатта оказалась в барже на берегу Клязьмы, где разобранная на части вместе с другим металлоломом ожидала своей очереди на переработку. Старожилы помнят эти огромные баржи с грудами металла на борту, они стояли в местном порту, и их было видно издалека.

Краеведы Вязников, 1931 год

Краеведы Вязников. Фото 1931 года

Однако в городе сильно было краеведческое сообщество, работал музей. И в 1927 году один из краеведов и бывший сотрудник фабрики Елизаровых — Александр Куликов смог забрать части уникальной машины с баржи.

Александр Куликов

Каким-то чудом машину удалось собрать (как мы понимаем, схем в наличии не было, Интернета тоже).

Машина уатта 1941 год

На территории музея для нее построили специальный павильон, где уникальный экспонат и находится по сей день. Кстати, постройка — тоже интересная. Ей почти 100 лет, год возведения —  1928-й.

сарай для машины Уатта

И веет от этого необычного сооружения духом промышленного прогресса и какой-то добротностью. Табличка на входе гласит: «Сарай для паровой машины Уатта. Охраняется государством».

табличка сарай

яблочки

двор музея вязники

Полезная информация: 

  • Вязниковский историко-художественный музей открыт для посетителей. Увидеть уникальную паровую машину могут все желающие.
  • Но на территории строго соблюдается эпидемиологический режим —  вход только в масках.
  • Экскурсии проводят для небольших групп.
  • Предварительно лучше записаться.
  • Адрес: город Вязники, улица Благовещенская, 58.
  • Телефон: 8 (49233) 2-00-24.

дворик музея вязники

Подготовили Дарья Ермолина и Никита Ефимов

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»