Свято-Покровский монастырь. Последний приют русских цариц, княгинь и боярынь

Валентиныч приглашает в знаменитую суздальскую обитель

Патриархальный Суздаль. Во время пандемии коронавируса здесь тихо и спокойно Никакого намека на привычные толпы туристов и скомороший шум. Стоим на высоком берегу Каменки, у стен Спасо-Евфимиева монастыря. На другом берегу некогда полноводной реки сверкают золотые купола Свято-Покровской женской обители, где свой последний приют нашли многие представительницы аристократических династий России.

Среди них – первая жена царя Василия III Соломония Сабурова, принявшая постриг после развода с супругом по причине бесплодия. В XVI-XVII веках Покровский монастырь был одним из знаменитейших на Руси, наравне с московскими Новодевичим Богородице-Смоленским и Вознесенским.

Как Соломония стала Святой Софией, кто еще похоронен в усыпальнице под Покровским собором, о чем могут рассказать старинные надгробия, найденные на территории монастыря, и как так вышло, что обитель изначально была основана в другом государстве. Об этом и не только рассказ народного гида Алексея Валентиновича. Смотрите новую серию проекта «Точка на карте».

Далекий XIV век. В Суздале, который в те времена принадлежал к Суздальско-Нижегородскому княжеству появляется Свято-Покровская женская обитель. Ее основывает в 1364 году суздальско -нижегородский князь Андрей Константинович и его сподвижник — монах Евфимий (будущий почитаемый святой Евфимий Суздальский). Изначально постройки деревянные, в камне обитель будут отстроена в XVI веке – при царе Василии III, который будет особенно ей покровительствовать.

 Покровский собор – символ монашеской жизни

Композиционным центром архитектурного ансамбля обители является трехглавый Покровский собор. Именно его золотые купола видны со смотровой площадки Спасо-Евфимиева монастыря, где мы и начали наше путешествие. Собор был возведен в 1510 – 1518 годы не средства, выделенные лично Василием III. 

Интересный момент: на стенах храма можно увидеть небольшие полочки – углубления в стене. Это места размещения личных вещей монахинь. По количеству этих ниш можно судить, сколько насельниц одновременно проживало в обители: примерно  около трех  десятков. Таким образом, в средние века это был совсем небольшой монастырь с ограниченным числом обитательниц преимущественно аристократического происхождения.

Собор представляет собой масштабное четырехстопное здание, которое стоит на высоком цоколе. Снаружи храм обнесен каменной галереей в два этажа. Интересно, но такое богатое и дорогое сооружение никогда не было расписано. И отсутствие внутреннего убранства символизирует монашескую аскезу, отказ от излишеств даже в оформлении «дома божьего».

Главная святыня

Главная святыня обители — мощи Святой Софии Суздальской – выставлены здесь же, в южной части Покровского собора. Святая особенно почитаема в Суздале, она считается покровительницей древнего города.

София Суздальская (в миру Соломония Сабурская) — это вполне конкретная историческая фигура, первая жена русского царя Василия III, брак с которой продлился два десятилетия. Невесту выбирали примерно из 500 претенденток по старинному обычаю.  Союз заключили в сентябре 1505 года. Вероятно, супруги жили дружно. По крайней мере, никаких документальных доказательств разлада в их семье до наших дней не дошло.

Фото: fsd.multiurok.ru

Причиной развода в ноябре 1525 года стало отсутствие в браке детей. И для монаршей семьи – это была не столько личная проблема, сколько обстоятельство, способное крайне негативно повлиять на весь ход русской истории, спровоцировав борьбу за княжеский престол, который оставался без законного наследника…

Дело о громком разводе

Кто принял решение о разводе, по доброй ли воле Соломония решила отправиться в монастырь, на эти вопросы существует две диаметрально противоположные точки зрения: светская и церковная. Но именно этот развод с последующим заточением бывшей супруги в монастырь станет первым в русской истории и послужит своеобразным примером для ряда правителей в будущем. Примером тому, как поступать с неугодными женами.

Чуть позже супруги царя Ивана Грозного и императора Петра I (Анна Васильчикова и Евдокия Лопухина) тоже станут узницами Покровского монастыря.  Кстати, за великую княгиню Соломонию пытался вступиться митрополит Всея Руси Варлаам. Он отказался благословлять развод, за что был лишен сана. А вот боярская дума поддержала расторжение брака.

Добровольно или принудительно?

Но главный вопрос в этой истории: добровольно или принудительно Соломония Сабурская приняла постриг.  Светская версия (принудительно) основывается на свидетельствах иностранного дипломата Сигизмунда Герберштейна. Вот так он описывает те события в своих «Записках о Московии»(1549 г.):  «Рассерженный бесплодием супруги , он в тот самый год, когда мы прибыли в Москву, то есть в 1526, заточил ее в некий монастырь в Суздальском княжестве. В монастыре, несмотря на ее слезы и рыдания, митрополит сперва обрезал ей волосы, а затем подал монашеский кукуль, но она не только не дала возложить его на себя, а схватила его, бросила на землю и растоптала ногами. Возмущенный этим недостойным поступком, Иоанн Шигоня, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом, прибавив: «Неужели ты дерзаешь противиться воле Государя? Неужели медлишь исполнить его веления?». Тогда Саломея спросила его, по чьему распоряжению он бьет ее. Тот ответил: «по приказу Государя». После этих слов она, упав духом, громко заявляет в присутствии всех, что надевает кукуль против воли и по принуждению, и призывает Бога в мстители столь великой обиды, причиняемой ей (орфография и пунктуация источника сохранены — Прим. редакции)».  Схожая  трактовка событий излагается в воспоминаниях князя-диссидента Андрея Курбского, который был ярым оппонентом царя Ивана IV.

Однако есть и другая точка зрения, которая закреплена в ряде летописных источников.  Патриаршая, или Никоновская, летопись сообщает об этом событии так: Князь велики Василеи Ивановичь постриже великую княгиню Соломонию, по совету ея, тягости ради и болезни и бездетства; а жил с нею 20 леть, а детей не было» .

Лицевой летописный свод. Фото: diletant.media

Из этой записи следует, что великая княгиня сама предложила супругу отправить ее монастырь («по совету ея») и жениться во второй раз. Вполне можно допустить мысль, что женщина, которая происходила из знатного рода, близкого к правящей династии, могла вполне сознательно принять решение пожертвовать своим личным счастьем ради благополучия государства. И этот поступок, безусловно, оценивается как духовный подвиг Соломонии. Так это было или нет? Выводы делайте самостоятельно.

Спустя несколько месяцев, после развода бывший супруг пожаловал Соломонии богатое село Вознесенское Суздальского уезда.  В монастыре же уже под именем Софии бывшая великая княгиня вела благочестивую жизнь, полную молитвы и трудов. По некоторым свидетельствам, она своими руками вырыла колодец для обители. Скончалась монахиня здесь же в 1542 году и была погребена в подклети Покровского собора. Сегодня ее святые мощи, как мы уже говорили, выставлены храме. Им могут поклониться все желающие.

А Василий III сразу после развода женился на юной Елене Глинской. Спустя четыре года в этом браке родился наследник, которого мы знаем под именем Ивана IV Грозного. Примечательно, что он тоже отправит одну из своих супруг в Покровский монастырь. И уже точно насильно. И это была не самая плачевная участь, если прослеживать судьбу всех его жен.

На территории монастыря находится так называемая Приказная изба, где для допроса и пыток непокорных узниц  было выделено специальное помещение. А в подвале же находится глубокий «каменный мешок», где содержали несчастных.

Приказная изба. Фото: lubovbezusl.ucoz.ru

 Под сводами усыпальницы

Многие знатные обитательница Свято-Покровского монастыря обрели свое последнее упокоение в Усыпальнице именитых пострижениц.  Она находится в подклети собора, то есть на цокольном этаже. Здесь же размещен небольшой музей, рассказывающий об истории монастыря.

Сейчас усыпальница — это храм Софии Суздальской. И здесь выставлена одна интересная икона. Ее оклад украшен драгоценными элементами, изготовленными из личных вещей Соломонии: в дело пошли золотые и серебряные цепочки, нательные крестики.

С суздальской женской обителью так или иначе связана судьба пяти русских цариц и царевен.  Здесь покоится дочь Ивана III Великого — инокиня Александра, которая была замешана в скандале с Иваном Молодым, старшим сыном царя Ивана. Против него и его семьи интриговала вторая жена Ивана Великого — Софья Палеолог, стремившаяся посадить на престол своего отпрыска — Василия III. И это ей удалось: Иван Молодой скончался в результате странной болезни, а его сын Дмитрий был заморен в заточении.

Здесь же нашла свой последний приют насильно постриженная в монахини пятая жена Ивана Грозного — Анна Васильчикова. С ней своенравный царь прожил меньше года.

XVI век. Суровое и страшное время, когда Москва только набирала силы. И тот, кто занимал престол, при укреплении своей власти не считался с судьбами отдельных людей. И особенно —  с женскими судьбами. Жизни заточенных и похороненных в монастыре цариц, княгинь, боярынь – это путь скорби, горя, предательств и смирения. Строилось великое государство: лес рубят – щепки летят. Историк XIX столетия Иван Егорович Забелин подчеркивал: когда нареченная царевна (будущая жена наследника престола) только входила в кремлевские палаты, ее жизнь уже висела на волоске.

Последняя русская царица

В конце XVII – начале XVIII века в монастыре жила и первая (опальная) супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина, последняя русская царица и последняя супруга русских монархов неиноземного происхождения.

Фото: www.booksite.ru

По приказу Петра I в 1698 году в Покровской обители ее насильно постригли в монахини под именем Елена. Бывший муж даже не назначил ей содержания. Позже на ее голову обрушились серьезные обвинения в измене и даже подготовке государственного переворота в интересах старшего сына Петра – царевича Алексея. В 1718 году по «суздальскому делу» многие сочувствующие Лопухиной были осуждены и казнены. Саму Евдокию допрашивали с пристрастием и приговорили к избиению кнутом. После чего до кончины Петра I она содержалась в разных монастырях под строгим надзором. Примечательно, что в конце жизни Евдокия Лопухина была «реабилитирована» своим внуком Петром II сразу же после его воцарения.  С нее сняли все обвинения и вернули царский титул. После же смерти внука, по некоторым сведениям, Евдокия отказалась от  русского престола, занять который ей предлагали. Умерла последняя русская царица в 1731 году, пережив своего супруга, который принес ей столько страданий, и любимого сына, за которого она боролась до конца.  Могила Лопухиной находится в Москве, в Смоленском соборе Новодевичего монастыря.

Драгоценные надгробия

Территория Свято-Покровского женского монастыря никогда серьезно не изучалась, здесь не велись раскопки, а останки великих женщин, похороненных в усыпальнице, научно не исследовались. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что местная земля хранит множество неразгаданных тайн. Недалеко от входа в подклеть монахини выложили фрагменты старинных надгробий XVI столетия.

Они были найдены случайно на крыше собора во время ремонта. Во Владимире и Суздале таких каменных надгробий сохранилось немного, буквально единицы. В советское время некрополи массово уничтожались, и добротный камень часто шел на новое строительство. Но это поистине драгоценные находки, которые при внимательном рассмотрении многое могут рассказать о прошлом нашей страны.

В Свято-Покровском монастыре монахини за пожертвование могут организовать экскурсию, которую лучше заранее заказать по телефонам:  49 (231) 2-06-09, 8 (915) 792 43 84 или по электронной почте: ekpokrov@yandex.ru.  Вход на территорию в дневное время свободный, храм тоже работает.

 

А еще здесь очень красиво.  Стараниями сестер территория монастыря просто утопает в цветах: маках, ромашках пионах. Они наполняют воздух волшебными ароматами, а душу спокойствием и умиротворением.

Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

Обсуждение 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение