Игорь Сидоров: дистанционное обучение нужно просто пережить. Без паники

Известный владимирский педагог и театрал о жизни в самоизоляции

Кто когда-либо работал в школе, согласится, что это самое энергетически сильное место на Земле. Энергия здесь молодая, активная, творческая. На перемене кажется, что ты находишься в центре полной жизни саванны… Мимо то и дело с оглушительным топотом проносятся быстрые стада пятиклашек. Где-то вдалеке звенит неугомонный щебет первоклассников, увивающихся стайкой за своей классной мамой – учительницей. Внешне солидные старшеклассники неспешно кочуют туда-сюда, но тоже иногда срываются на озорной галоп. С раннего утра до позднего вечера улей под названием «школа»  кипел в полную силу. Так было до недавнего времени. Сегодня в коридорах и классах непривычная и пронзительная тишина.

Две недели назад  учебный процесс переместился  в виртуальное пространство. Именно там, на полях Интернета, сейчас разворачивается драма под названием «дистанционное обучение». Родители до сих пор не могут оправиться от удара: ведь именно они теперь должны организовывать детей на учебу, контролировать процесс, помогать в изучении новых тем. Да, это адски сложно! Но мало кто в такой ситуации задумывается о самих педагогах, на которых лежит тяжелый груз ответственности за образование детей и которые тоже вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

О том, как преподавать из самоизоляции, как наладить взаимопонимание с детьми и родителями, справиться с возросшей нагрузкой по проверке «тетрадей», мы спросили у учителя русского языка и литературы школы № 22 города Владимира Игоря Сидорова. А еще Игоря многие знают как увлечённого театрала, пропагандиста поэзии в нашем городе, участника и организатора многих творческих челленджей. Вопросы об этом мы тоже задали.

Учитель русского языка и литературы в школе № 22 Игорь Сидоров

 — Игорь, как изменилась твоя жизнь в самоизоляции?

 — Жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Сейчас она течёт совсем по другим законам. Она то застывает, то, наоборот, начинает идти в каком-то бешеном ритме. Непросто «уловить» её пульсацию и двигаться с ней в одном темпе. Сейчас перечитываю одну книгу, которую издал в прошлом году мой знакомый и ученик. Он пишет под псевдонимом Даниил Громов. Книга называется «Без света» (16+). В ней говорится о виртуализации мира, и я нахожу очень много параллелей. Никогда бы не подумал, что то, что год назад я воспринимал как фантастику, начну прочитывать как произведение, сатирически и гротескно отражающее реальность.

Фото Игоря Сидорова

 — Ты преподаешь литературу. С каким произведением ассоциируется у тебя новая реальность?

 — Лично мне всё происходящее кажется настолько невероятным, что у меня в сознании оно ассоциируется только с миром утопий и антиутопий. Вспоминается Замятин и его произведение «Мы» (16+). Люди оказались настолько уязвимыми и незащищенными перед этим непонятным и опасным вирусом, что у многих возникло ощущение, что необходимо огородиться ото всего незримой прозрачной стеной. Какое-то тотальное ощущение страха, близкое к истерии, обуяло многих.

— От чего пришлось отказаться лично тебе?

— Я человек коммуникабельный. И мне было сложно сузить своё общение до предела и переместиться из реальности в пространство соцсетей и мессенджеров. Мы все привыкли к свободе перемещения, свободе выбора досуга, места, где можно поужинать, куда можно пойти отдохнуть или куда можно отправится с целью получить эмоции. Очень сложно отказываться от привычного и подстраиваться под то, что диктуют время и ситуация.  Но я считаю, что был выбран правильный ориентир на режим самоизоляции. Считаю, что это решение сейчас верное. И всех призываю оставаться дома.  Беречь себя и близких! 

— Что скажешь о дистанционном обучении?

— Это проблема для всех участников процесса: и для педагогов, и для родителей, и для учеников. И главное здесь — сохранять спокойствие и выдержку. Каждый должен понимать, что этот период дистанционного обучения пройдёт и мы вернёмся к привычному формату.

— Можно ли в таких условиях полноценно обучать детей?

— Это период, который нужно просто пережить, но сделать это максимально эффективно. И подчеркну: без лишнего стресса. Я убежден, что пробелов после дистанционного обучения будет много. Понятно, что этот формат не может заменить реальных уроков. И педагоги осознают, что по возвращении к нормальному режиму работы придётся корректировать программу, ликвидировать «белые пятна» в знаниях, но мы к этому готовы.

Но на данный момент общая наша задача — остановить распространение вируса, уверен, что все нагоним, когда начнётся обучение в нормальном привычном режиме. Сейчас на первом месте —  здоровье!  

 — Ты учитель русского языка и литературы. Это всегда большая проверка. Насколько возросла твоя нагрузка сейчас?

— Объем, конечно, колоссальный! Если не сказать фантасмагорический!  Фотографии с выполненными работами на электронную почту приходят в течение дня и до позднего вечера.  Я не ограничиваю родителей и детей во времени выполнения заданий. Но и от них жду понимания. Сразу всем пояснил, что отметки буду выставлять по мере проверки. Стараюсь дать ответ после проверки, прокомментировать оценку хотя бы в двух-трёх словах. Пока времени уходит много, ищу максимально эффективный способ обратной связи с ребятами. 

Вот и сегодня на почте у Игоря Евгеньевича 157 сообщений от учеников

 — Как организована работа в твоей школе? 

Директор моей школы № 22 Роман Валерьевич Чуркин грамотно выстраивает работу. Он постоянно на связи со своими учителями и родителями. Школьный сайт работает, обновляется. Указан телефон горячей линии, по которому можно проконсультироваться. Школа перешла на платформу «Российская Электронная Школа», организована связь с родителями через мессенджеры. Делаем все, что можем, в сложившихся условиях.

 — Как ты успокаиваешь детей и родителей?

 — Ощущается, что ситуация несколько наэлектризована, поскольку все находятся в состоянии недоумения и неготовности к подобному формату общения. Я классный руководитель 5 «Б» класса, и, естественно, по всем возникающим вопросам родители детей пишут и звонят мне. Я их «средство связи» с другими педагогами школы. Так что выясняю недоразумения, улаживаю конфликты. Это дополнительная нагрузка, но выбора у меня нет. 

 — Получается, что учитель сейчас – это психотерапевт для детей и родителей?  Как сформулируешь принципы твоей работы на «дистанционке»? 

  • Говорю, что это наша общая проблема. И мы вместе должны с ней справиться.
  • Стараюсь максимально упростить задания.
  • Минимизировать количество письменных работ. Лучше меньше, да лучше!
  • Лично связываюсь с теми родителями, которые особенно переживают и находятся в стрессе.
  • При выставлении отметок учитываю то, что ребёнок тоже находится в ситуации стресса.
  • Ребята могут мне задать любой вопрос по теме урока в личном сообщении, и я обязательно на него отвечу. Возможно, не сразу, но обязательно.
  • Я уверен, что никакая «дистанционка» не может заменить живого общения и реального учителя. Поэтому это нужно просто пережить. 

— Личный вопрос. А на себя остается время?  

 — Пока у детей были каникулы, свободного времени было больше. Но и сейчас я его нахожу. Настроение себе поднимаю общением с интересными людьми! Смотрю интервью любимых артистов, трансляции в Интернете.  Может поднять настроение хорошая книга, фильм, сериал, спектакль. Вкусный ужин и бокал вина тоже никто не отменял. 

— Что сейчас читаешь? Что посоветуешь тем, кто остался один на один с собой?

-На днях закончил «Ночные дневники» (16+) Яна Фабра. Эта книга требует «медленного» чтения. Каждая запись из дневника представляет собой нечто похожее на белый стих и требует времени на осмысление. В книге нет сюжета. Но, читая заметки, ты не можешь не наслаждаться языком и парадоксальностью некоторых изречений.  Вот, к примеру, одна из заметок:

— Ты поклонник театрального искусства. Могут ли онлайн-трансляции заменить живой спектакль?   

— Живые походы в театр заменить, естественно, ничем невозможно, потому что театр — это живая энергия и энергообмен. Каждый спектакль рождается после третьего звонка и умирает, когда действие подходит к концу и актеры выходят на поклон. Именно поэтому в один и тот же театр на один и тот же спектакль можно ходить несколько раз. И каждый последующий спектакль всегда будет чем-то отличаться от предыдущего.

Театр — это живое искусство.

— И все-таки какие спектакли рекомендуешь посмотреть онлайн?

 — Актеры Владимирского академического театра драмы Александр Аладышев и Валерия Емельянова выпускают сейчас работу в новом формате видеоспектакля. Я имею в виду «Варшавскую мелодию» (12+). Знаю, что репетиции ведутся через скайп, а потом ребята записывают материал и выкладывают в сеть. Получается очень интересная работа. Создаётся некая условная реальность. Актеры словно живут здесь и сейчас, встречаются в виртуальном пространстве, но при этом им удаётся передать ту атмосферу эпохи, о которой речь идёт в пьесе. Есть ощущение чистоты и хрустальности созданных образов и текста. И это действительно что-то новое для формата театра. Вышло три части спектакля. С нетерпением жду продолжения.  Я благодарен каждому работнику театра за то, что не просто сидят по домам, но продолжают что-то придумывать и выпускать! Хотя без обратной связи им непросто. Посмотреть записи можно здесь: 1 эпизод , 2 эпизод, 3 эпизод. 

Многие театры, включая мой любимый «Гоголь-центр», выкладывают в сеть  те спектакли, которые уже не входят в репертуар. Так, например, я смог посмотреть такие прекрасные постановки, как «Братья» (16+), «Страх» (16+), «Похороны Сталина» (16+). Можно подписаться на страницу театра во «ВКонтакте» и следить за репертуаром. Рекомендую! 

— Чем еще наполняешь свою творческую жизнь?

— Недавно принял участие в челлендже #ЗаряжайсяТворчествомЭтот проект дает возможность детям и подросткам поделиться тем, чем они увлекаются. Сейчас важно, чтобы ребёнок не замыкался в четырёх стенах и, сидя у компьютера, только делал домашние задания, но и развивался творчески.  А это можно делать даже в условиях «домашнего заточения».

Уверен, что поэзия —  лекарство для души. Поэтому записал для проекта несколько стихотворений. Одно их них —  произведение владимирской поэтессы Ирины Колесниковой из сборника «Между голосом и словом» (12+). 

— Ты человек, который следит за модой. Мы даже о твоих образах писали на страницах «Призыва».  А сейчас даже парикмахерские закрыты…

— Сейчас это неважно. В режиме самоизоляции отросшие волосы уже не играют никакой роли. Если мне нужно выйти в магазин или поговорить по видеосвязи, я просто надеваю кепку, шапку, бейсболку. Прячу свою неприбранную голову. То же самое касается и моих фото из дома для участия в челленджах. На всех фото и видеозаписях я в головных уборах. Я нашел для себя такой выход.

— А что сейчас важно?  

— Мои родители. Это те люди, о ком сразу вспоминаешь. Семья. Сёстры. То, что важно. То, за что переживаешь. Ну, и свобода, без которой тяжело, невыносимо, сложно. Вот, пожалуй, три самые важные вещи в жизни: здоровье, семья, свобода. Сейчас каждый задумался о собственной уязвимости и об уязвимости своих родных и близких. Поздравляя своих знакомых и друзей с днём рождения, я обязательно желаю здоровья!

Сегодняшняя ситуация показала, что есть незыблемые ценности, о которых мы в нашей бешеной гонке за успехом и деньгами стали забывать.

 — Как справляешься со страхами?

— Боюсь показаться нечестным и самонадеянным, но что касается страхов, то я могу признаться, что ещё с юности  помню одну фразу: «Бояться глупо, а не боится только дурак — вот и живи, как хочешь!» Стараюсь не думать о том, что порождает страх. Если он поселится в тебе самом, то начнёт распространяться на твоих родных, близких, знакомых. И эта цепочка будет бесконечной. А ещё я помню слова Кирилла Семёновича Серебренникова, адресованные его студентам, выпускникам «Седьмой студии» Школы-студии МХАТ: «Не врать и не бояться!»  И я следую словам этого талантливого режиссёра. По крайней мере, стараюсь работать над собой.

— Что пожелаешь читателям? Как нам всем пережить это непростое время?

Считаю, что сейчас, как никогда, мы должны помогать и поддерживать друг друга.  Не быть злыми и агрессивными, а, наоборот, пытаться каждому подарить добро, свет и любовь!  Мы должны быть сегодня по-особенному внимательны друг к другу. Все: ученики, учителя, родители; актеры и зрители; водители, покупатели и продавцы. Мне кажется, каждый должен сейчас сконцентрироваться на самом лучшем в себе и дарить это лучшее окружающим. А самоизоляция — это еще и возможность заглянуть в свою душу и ответить на вопрос «Кто ты такой?», понять, чего ты действительно хочешь.

 Беседовала Дарья Ермолина

Фото из архива Игоря Сидорова

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение