Сретенская церковь перебралась с берега Клязьмы в Солдатскую слободу

Путешествие в глубь времен с Владимиром Новиковым

Вы знали, что храмы тоже путешествуют? Причем не только во времени, но и в пространстве. Так случилось с церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери во Владимире. Еще храм называют Сретенским. В XVIII столетии он перебрался с берегов Клязьмы в Солдатскую слободу (район Перекопского городка), где и находится по сей день.

Что же заставило церковь  совершить путешествие в несколько километров, какая знаменательная встреча (сретение) произошла на Клязьме в XII веке и при чем здесь князь Андрей Боголюбский и его Успенский собор, узнаете в новом выпуске программы «Точка на карте». Невероятную и драматичную историю Сретенской церкви рассказывают народный гид Владимир Новиков и настоятель храма, протоирей  Виктор Егоровский.

Святыня пришла по воде

В 1164 году князь Андрей Боголюбский по реке перевёз чудотворную икону Богородицы из града Боголюбова во Владимир, чтобы поместить ее в уже к тому времени построенном Успенском соборе.  Это была та самая икона, которая, согласно легенде, указала князю путь из Вышгорода в северо-восточные земли.

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Фото: volh.in

На месте высадки святыни, на берегу Клязьмы, и была основана в том же 1164 году деревянная церковь Сретения (то есть встречи) иконы Божией Матери во Владимире. По этому случаю даже учредили праздник и крестный ход. Икону торжественно перенесли в Успенский собор, а церковь осталась на берегу реки в знак памяти о перенесении святыни в столицу. Храм можно увидеть ещё на плане 1715 года. Здесь даже отмечен «мост через ручай к Сретенью». Церковь стояла примерно на пересечении улиц Муромской и Николо-Галейской.

Праздник подменили

Однако в дальнейшем судьба не баловала Сретенскую церковь. Во-первых, она была деревянной и регулярно горела. Во-вторых, спустя несколько лет после убийства Андрея Боголюбского учрежденный им крестный ход отменили. А с начала XV века праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери прочно закрепился за Москвой. И это совсем другая история.

Напомним, что в Москве икону встречали как заступницу от полчищ Тамерлана, который без видимых причин отступил. По легенде, именно Богородица защитила город. И на месте встречи иконы основали Сретенский храм, а позднее — Сретенский монастырь. А праздник Сретения иконы в Москве отмечается до сих пор 8 сентября по новому стилю.

А вот про Сретение во Владимире было забыто. Напоминала об этом лишь  та самая деревянная церковь, которую продолжали называть по празднику, которого уже не было. Такой вот казус.

  Переезд деревянного храма

В 1785 году церковь переехала. Дело в том, что жители Солдатской слободы Владимира остались без храма и попросили разрешения у епископа Владимирского и Муромского Виктора перенести к ним из города Христорождественскую церковь, которая стояла неподалёку. Преосвященный просьбу удовлетворил, но с одним нюансом. Перенести велено было не Христорождественскую, а Сретенскую церковь с берега Клязьмы. Потому как церковь на своем старом месте переживала не лучшие времена: деревянное здание разваливалось, а в приходе осталось всего три двора. Таким образом, и жители Солдатской слободы получили желаемое, и храм получил приход.

Дела пошли в гору, и уже в 1809 году церковь перестраивают в камне. Получается относительно небольшой храм с трапезной и колокольней. Интересно, что бревна старой деревянной церкви использовали для обжига кирпичей при строительстве новой.

Колокол в полторы тонны

Но приход храма особо богатым не стал.  Утварь, согласно описям имущества, в основном была медная. Главной же гордостью прихода были колокола. В 1809 их было четыре.  И самый крупный весил около полутонны. За 70 лет приход регулярно менял колокола на более тяжелые. И к концу XIX века с колокольни вещал уже колокол в полторы тонны. По меркам губернского города и небольшой слободы это было достойно уважения. Революция колоколов не пощадила, все они были утрачены.

Собрание провинциальной живописи

Внутреннее убранство церкви тоже не сохранилось. Исключением является икона Всех Скорбящих Радость XIX века, которая была возвращена в храм в 90-е годы после реставрации. Ее спасли из костра прихожане, когда храм закрывали в советское время.

А еще музей-заповедник подарил церкви из своих хранилищ несколько икон, которые, вероятно, были собраны по храмам города и губернии. Так что сейчас здесь можно увидеть небольшую коллекцию провинциального академического письма позапрошлого столетия.

Иконостас храма тоже имеет интересную историю. Первый настоятель нового времени отец Маркелл Егоровский схоронил у себя на чердаке фрагменты иконостаса из какой-то церкви города. Какой именно, неизвестно. А когда пришло время возрождать храм, иконостас собрали и установили.

Мотивы Рублёва на стенах

Старинные стенописи время не пощадило. В советское время церковь была мебельным складом и часто горела. Росписи на стенах, выполненные неизвестным художником, это уже XXI век. В сюжетах узнаются работы и Марка Матвеева из Княгинина монастыря, и Андрея Рублева из Успенского собора, который, как и саму Сретенскую церковь, основал князь Андрей Боголюбский. Вот так и замкнулся круг истории.

Фрагмент Рая на стенах Сретенской церкви

Фрагмент Рая Андрея Рублева в Успенском соборе

Отец Маркелл из древнего рода служителей

Возрождением  Сретенская церковь обязана своему первому настоятелю в новое время – отцу Маркеллу Егоровскому, потомственному священнику, предки которого начали служить еще в середине XV столетия. В 90-е годы  XX века стараниями этого человека храм был восстановлен, заново расписан и обустроен.

Близкие вспоминают: в отце Маркелле было столько энергии, что даже в последние годы жизни, когда болезнь отнимала силы и не позволяла трудиться физически, он находил другие разнообразные занятия: писал прекрасные стихи и даже сам шил себе на машинке облачение для богослужений.

Архимандрит Маркелл

Не стало отца Маркелла летом 2005 года. Похоронили его рядом с церковью, которую он вернул к жизни. На могиле всегда цветы и многочисленные посетители. Прихожане с теплотой и благодарностью вспоминают своего любимого батюшку, к которому со всего города шли с горестями и радостями, и для каждого у него находилось мудрое наставление и доброе слово. Сегодня в социальной сети «ВКонтакте» создана группа памяти архимандрита, где опубликованы его стихи, собраны фотографии.

А в Сретенской церкви  служат  сын и внук священника Маркелла – отец Виктор (нынешний настоятель храма) и отец Михаил. Преемственность поколений сохранилась. Вот такие строки написал архимандрит за 10 дней до своей кончины:

Я вас не покину. Душа вездесуща
Душе не предписан предел,

Я сам не просил себе смерти у Бога,
Я вас оставлять не хотел.

Но Бог нас смиряет безмерным страданьем,
Страданьям есть тоже предел.
Я умираю спокойно и тихо,
Я этого очень хотел.

Частный сектор. Тихие улочки. Бывшая Солдатская слобода. Сретенская церковь с ярким голубым куполом. Она, как маяк, возвышается над одноэтажными домиками и словно передает привет далекому берегу Клязьмы, с которого когда-то переехала. А с небольшой колокольни вдалеке видны золотые купола Успенского собора, где покоится создатель  обоих храмов князь Андрей Боголюбский и до XV столетия находилась главная святыня русского православия — икона Владимирской Божией Матери. И в Сретенской церкви она по-прежнему особо почитается. 4 октября здесь даже отмечают престольный праздник Сретения владимирской иконы, несмотря на то, что этого дня никогда не было в церковном календаре.

Подготовили Владимир Новиков и Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

Обсуждение 12

  • Снежная:

    А где Валентиныч?

  • Дарья Ермолина:

    Валентинович готовит следующую серию.

  • Анатолий:

    До середины 60-х годов в этой церкви складировали сезонные фрукты-овощи. Будучи мальчишкой я не раз участвовал там в разгрузке арбузов, иногда -яблок, получая затем оплату в натуральном виде. А потом, кажется, в помещениях церкви складировали имущество жилкомторга.

  • Дарья Ермолина:

    Спасибо за интересное дополнение.

  • Анна:

    Какая красивая история…. И стихи.

  • Анатолий:

    Не хотел сперва писать об этом, чтобы не обидеть экскурсовода, но потом решил, что мои претензии не к нему, а к оператору, снимавшему ролик. Суть в следующем: я хотел послать ссылку на это видео своим родственникам, детство которых прошло возле Сретенской церкви, а сейчас живущим в другой стране, но постеснялся. И вот почему: в любой экскурсии, тем более видеоэкскурсии — персона экскурсовода вторична, а здесь оператор постоянно выделяет фигуру экскурсовода. Последний же, почему-то, беспрерывно двигает головой и всем телом, как тряпичная кукла в руках бродячего артиста. Доходит до того, что иногда это напоминает надоедливую рекламу теплых курток «Командор», которую крутят на телевизионных каналах.

  • Дарья Ермолина:

    В нашем проекте нет профессиональных ведущих. Это обычные люди Но эти люди искренне интересуются историей Владимира и области, они готовы собирать информацию и в качестве волонтеров (в свое личное время) участвовать в съемках. И это, на мой взгляд, самое ценное. Владимир сделал интересный выпуск, а за обратную связь спасибо.

  • Анатолий:

    Согласен, что главное — это искренний интерес к истории нашего города. Просто запись экскурсий в подобном формате не является чем-то уникальным, и имеются достойные примеры — пусть не для подражания, а для совершенствования. На канале «Культура» Михаил Жебрак проводит экскурсии в подобном ключе, но… Он никогда не появляется раньше объекта съемки, заходит всегда только сбоку, а не из перспективы с приближением, не присутствует единолично в крупных планах — словом: не акцентирует внимание на своей персоне. В нашем же случае — ровно наоборот, словно главная задача видеосюжета не рассказать что-то, а прорекламировать экскурсовода-любителя. Допускаю, что это получилось и непреднамеренно.

  • Ольга:

    Успенский храм Андрея Боголюбского был закончен в 1160,отделка продолжалась примерно, год ещё. Но никак не до 1164 года. Пожалуйста, уточняйте факты, когда пишете. Это я про текст, не про экскурсовода.

  • Дарья Ермолина:

    Да, конечно, имелось в виду, что к 1164 году ( к моменту перенесения иконы) Успенский собор был закончен. Спасибо!

  • Я очень благодарна автору статьи. прочитала с большим интересом. С отцом Маркелом приходилось встречаться, спасибо ему и вечная память.

  • Юлия:

    Очень интересная статья, с упоением прочитала, спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение