Крестьяне села Новое пытались разобрать храм Покрова на Нерли

Священник Александр Широков в роли народного гида

Давным-давно, в далеком XII веке, князем Андреем Боголюбским в устье реки Нерли был основан Усть-Нерлинский Покровский монастырь. До наших дней обитель не сохранилась. Сегодня от нее осталась лишь  церковь Покрова на Нерли (1166 года постройки), парящая  над заливным лугом. Этот памятник архитектуры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и известен далеко за пределами нашей страны. А знаете ли вы, что белокаменное чудо могло быть разобрано в XIX веке предприимчивыми крестьянами села Новое, которые задумали перенести храм в свой населенный пункт и даже получили на это разрешение владимирского владыки.

Так бы и случилось, но, по легенде, вмешался божий промысел. Как только один из рабочих взобрался на купол и прикоснулся к кресту, то тут же ослеп. Крестьяне восприняли это как знак свыше и оставили церковь на ее историческом месте. А в своем селе возвели новый каменный храм, освятив его в честь пророка Илии с отдельным престолом Покрова Богородицы.

Как раз в село Новое и  приглашает нас настоятель этого храма – священник Александр Широков.  Сегодня он выступит в роли  народного экскурсовода, чтобы поведать вам,  дорогие читатели, историю этого чудесного села. Смотрите очередной выпуск программы «Точка на карте». И если у вас тоже есть что рассказать, присоединяйтесь к нашему народному проекту.

Справедливости ради отметим, что жители Нового не единственные, кто «покушался» на храм Покрова Богородицы. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать церковь на материал для строительства монастырской колокольни. И этого не произошло только потому, что участники сделки не сошлись в цене подрядных работ. Но есть сведения, что были разобраны другие постройки монастыря, из которых сделали ограду обители в Боголюбово.

Кровельщики, каменщики и хлебопашцы

История местности близ Нового восходит к глубокой древности. C конца XII века землей здесь владел Усть-Нерлинский Покровский монастырь. Неподалеку  находится памятник археологии — городище Круглицы, который также датируется XI-XII веком. Есть сведения, что само село составилось предположительно в XVI — начале XVII века из жителей Круглиц и окрестностей. Крестьяне, принадлежавшие Покровскому монастырю, оставили старые места и переселились на новое. Отсюда и название.

В Новом в 1859 году число дворов было 168. Число душ мужского пола — 514. Женского пола — 548.

Главным же достоянием села во все времена были люди, деятельные, предприимчивые и хозяйственные. Здесь жили умелые кровельщики,  каменщики,  плотники, трудолюбивые хлебопашцы. Кстати, в Новом было две мельницы. Многие мастера брали подряды по всей России, их труд высоко ценился, и они хорошо зарабатывали. Вместе с ними богатело и село, которое отличалось высоким уровнем достатка жителей.

В XIX веке большую часть поселения уничтожил страшный пожар. Это было настоящее бедствие. Отстроиться заново  своим односельчанам  помогли представители  состоятельного рода Егоровых. Они практически полностью профинансировали восстановление  жилищ. И сегодня здесь много домов того периода, достаточно богатых для своего времени: с кирпичным низом и деревянным верхом. Егоровых в Новом помнят и чтут: их захоронение находится у стен местного храма, и видно, что за могилой бережно ухаживают.

В советские времена кладбище было разорено, мимо церковной стены, где находится алтарь, гоняли скот,  ограду и большую часть захоронений уничтожили, а имена погребенных канули в Лету.

Все, что осталось от церковного кладбища

Два деревянных и один каменный

С момента образования села храмов здесь было несколько. Первое упоминание о местной церкви относится к 1626 году. В 1700 году на месте обветшавшей старой была построена другая, тоже деревянная. А уже в конце XVIII  века (после неудачной попытки перенесения Покрова на Нерли) было решено строить свой каменный храм. К выбору места отнеслись серьезно, даже приезжал губернский архитектор из Владимира. В итоге заложили храм там же, где были предыдущие.

Возводили несколько десятилетий: первый престол был освещен в 1831 году, а колокольню закончили лишь к 1859 году. Основное здание построено в характерном для того времени стиле классицизма, колокольня же была создана в стиле эклектики.

Новгородские иконы

Дошла до наших дней одна история. В XIX веке, когда кровельщики и плотники села работали в Великом Новгороде, то на сводах одного из древних храмов они обнаружили старинные иконы. Образа были богато изукрашены, имели серебряные басменные оклады. Мастера пожелали их выкупить у новгородцев. Деньги пожертвовала графиня Орлова, заплатив за иконы 150 рублей. По тем временам это была огромная сумма. Крестьяне привезли дорогую покупку в родное село и передали в храм, где святыни и находились до 1940 года. Именно тогда церковь была закрыта, а впоследствии разорена. А следы новгородских икон затерялись в лихом времени. Наступила самая трагическая страница в истории Свято-Ильинского храма.

Лихолетье и возрождение

В 1940 году храм был передан под базу воздушного-десантного батальона, который некоторое время здесь размещался. В это время был разбит старинный иконостас и резные царские врата конца XVI — начала XVII века. Затем в церкви устроили зернохранилище. В негодность пришли деревянные полы. Но наибольший ущерб зданию нанесло устройство водонапорной башни, так как были внесены существенные изменения в его конструкцию. В центре холодного храма установили огромную трубу, на которой держались большой бак с водой и мотор, закрепленный в куполе. Кстати, мотор и сейчас там. В советское время силами колхоза его не смогли удалить: не было технических возможностей.

Возрождаться Свято-Ильинская церковь стала лишь в 90-е годы прошлого столетия силами самих жителей. Сегодняшнее ее убранство полностью современное. За исключением одной иконы XIX века работы мстёрских мастеров, которую удалось вернуть после разорения. Символично, что это изображение Покрова Божией Матери — праздника, который во все времена особенно почитали жители Нового.

Икона Покрова Божией Матери — главная святыня храма

Поверьте, стоит отправиться в путешествие по Суздальскому Ополью, чтобы своими глазами увидеть материальную и духовную культуру этих живописных мест. В этих землях испокон веков было принято строить большие каменные храмы, богатые и архитектурой, и убранством. Такие сохранились еще в селах Ославское, Порецкое, Воскресенская Слободка. В последнем и вовсе стоит уникальная церковь в стиле нарышкинского барокко. Правда, состояние ее удручает. Осенью мы побывали в тех местах и сняли отдельную программу. Кто еще не смотрел, переходите по ссылке! 

Храм в Воскресенской Слободке

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

Обсуждение 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение