В селе Лыково погибает «Страшный суд»

Валентинович расскажет об уникальной стенописи 1838 года

Не так давно село Лыково Юрьев-Польского района по-настоящему прославилось. Здесь   установили так называемый «Лыковский шишак». Арт-объект  представляет собой огромный шлем, как будто собранный из пазлов, и отсылает нас к далеким событиям XII-XIII веков, когда Русь горела в огне междоусобиц. Старинный шлем (исторический прототип памятника) нашла здешняя крестьянка в начале XIX века. И  принадлежал артефакт одному из владимирских князей. Можно ли сказать, кому точно? О версиях расскажем в видео ниже.

Лыковский шишак на фоне Покровской церкви

Когда подъезжаешь к селу, сразу примечаешь вдалеке изящный сельских храм. И только оказавшись совсем близко, понимаешь, какой он огромный!  Это Покровская церковь (церковь Покрова Божией Матери), построенная в начале XIX века на пожертвования местных жителей. Да! Обычные землепашцы на собственные средства смогли возвести  здание высотой в 40 метров и площадью 1500 квадратных метров.  И это еще уменьшенный проект, так как денег на больший масштаб не хватило.

Настоятель храма отец Дионисий так и говорит:«Покровская церковь  — это памятник русским крестьянам, которые ее построили, сберегли и отстояли в смутные времена гонений на веру. Одна женщина даже не побоялась написать письмо Калинину. Многих селян, которые выступали против закрытия храма, осудили по так называемому «лыковскому делу». Но церковь была спасена». 

Именно благодаря активной позиции местных жителей храм  не закрыли и не разорили. Во все времена в нем шли богослужения. Сегодня здесь домашняя обстановка, все обустроено с большой любовью.  Много пожертвованных прихожанами икон с памятными надписями. Есть даже музей, организованный настоятелем. Тут и старинные венцы с держателями, и «обыски» молодых, которых подробно опрашивали перед вступлением в брак, и разнообразные церковные предметы, и уникальные исторические документы. Отец Дионисий сам проводит экскурсии.

Старинный венец с держателями

А еще верующие едут в Лыково, чтобы поклониться чудотворной иконе Иверской Божией Матери, написанной на Афоне.  Почему чудотворная? По рассказам настоятеля, икона замироточила накануне большого пожара, возникшего от попадания молнии в колокольню, которая полностью выгорела. Сегодня благодаря пожертвованиям здание  восстановлено. Местные жители считают, что таким образом икона помогла обновить храм.

Иверская икона Божией Матери

Но самая впечатляющая достопримечательность Покровской церкви — это подлинная стенопись «Страшный суд» (1838 год), выполненная в  академическом стиле неизвестным художником.

Таких росписей во Владимирской области уже не осталось: многие были закрашены в советские времена, а иные разрушились.  И только здесь пока сохранилась. Огромную, во всю высоту храма, стенопись  за 200 лет ни разу не реставрировали. В отдельных местах рисунок осыпался, где-то видны следы протечек. На восстановление нужны огромные средства, которые местному крестьянству, видимо, уже не осилить. Так и погибает  «Страшный суд» в селе Лыково, в самом сердце Юрьева Ополья.

А о том, кто же из русских князей и при каких обстоятельствах потерял свой шлем близ Лыково, что согласовывал  сельский  священник  с председателем колхоза в сталинские времена, почему  на одном из фрагментов стенописи сердце Богоматери пронзает кинжал и кого же будут судить на Страшном суде, расскажет народный гид Алексей Валентинович в новом выпуске программы «Точка на карте». Ему и слово. Обязательно досмотрите видео до конца и увидите, какой чудесный вид открывается с восстановленной после пожара колокольни.

В этом выпуске:

  • 1.34 — какие деревянные храмы были в Лыково до строительства в 1811 году Покровской церкви;
  • 2.32 — история братоубийственной войны и «Лыковский шишак»;
  • 3.49 — почему Покровскую церковь называют «памятником русскому крестьянству»;
  • 4.40  — что согласовывал  сельский священник с председателем колхоза  в апреле 1953 года и другие тайны храмового музея; 
  • 5.25 — о композиции грандиозной стенописи «Страшный суд», созданной во времена правления Николая I;
  • 6.11 — о смысле Страшного суда и Втором пришествии; 
  • 7.26 — «Страсти  Христовы» в алтаре; 
  • 7.55 —  о том, почему сердце Богоматери пронзает кинжал, и католических мотивах стенописи.

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото «Призыва»

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение