18+

Не нужны обряды, чтобы писать иконы

Студентка-миниатюристка из Мстеры Варвара Воеводина

Студентке-миниатюристке из Мстеры Варваре Воеводиной 21 год. Родом она — из небольшого поселка в Нижегородской области. В Мстеру ее занес случай. Уже на подходе к порогу Нижегородского театрального училища имени Е. Евстигнеева Варвара просто развернулась и ушла, осознав, что бутафория, которой наполнен любой театр, ее не интересует. А потом поехала к родственникам в Мстеру, имевшей в старину, как позже выяснила Варвара, мелодичное название «Богоявленская слобода». Родные  посоветовали учиться там. Осталась. На вид хрупкая, эфемерная, напоминающая сказочную волшебницу, занимается Варвара делом очень ответственным.

— Представь, ты на пороге мстерского училища, юная, шестнадцатилетняя. Было ли тогда осознание, куда ты пришла и кем будешь?

— А я мечтала и мечтаю быть художником, а учусь здесь, потому что «вышка» халявная.

— Что же, сейчас осознание пришло?

— Можно сказать, что меня занесло в эту пучину, я поддалась течению. Все же я надеялась на учебу на художественном факультете в училище имени Е. Евстигнеева. Однако сейчас осознание присутствует в полной мере, я прекрасно представляю, на кого учусь и как в дальнейшем смогу применять эти навыки и познания.

Варвара Воеводина

— Когда люди слышат слово «иконопись», представляют храм и древнего старца-монаха. Каково молодой девушке в таком амплуа?

— На мой взгляд, данное ремесло только подогревает интерес ко мне у потенциальных собеседников. Это неординарно, и мне это нравится. Но в первую очередь стоило бы сказать, что иконопись я нахожу для себя увлекательным занятием.

— В Мстере обучают еще и лаковой миниатюре. Что это, объясни в двух словах.

— Мстерская лаковая миниатюрная живопись — это продукт иконописи, отдельный пласт искусства. В сущности, это вид декоративно-прикладного искусства, смысл которого — роспись красками и сусальным золотом изделий из папье-маше.

— Сколько времени ты пишешь икону?

— Иконописанием пока что занимаюсь исключительно в рамках учебы, так что весь процесс рассчитан на семестр, вне зависимости от размера. Они могут варьироваться, но в пределах разумного. Ростовые иконы, конечно же, не пишем.

— Чтобы писать иконы, нужно соблюдать все православные каноны? Блюсти пост, молиться, ходить в церковь?

— О соблюдении всех перечисленных ритуалов и послушаниях волнуются люди верующие, причастные к религии. И именно они считают, что без веры и без послушания дорога к иконописанию закрыта, говорят что-то вроде: «На твои иконы не будет спроса», «Написание икон без веры — пустое занятие». Возникает вопрос: а как потенциальный заказчик сможет узнать, причастны вы к вере или же нет? А если элементарно есть талант, стремление и старание? Считаю, что и без всякого уверования можно писать иконы. И писать превосходно. Мне не нужны всяческие обряды для того, чтобы писать иконы. Потому как я отношусь к ним сугубо как к произведениям искусства, не более. Сакрального смысла икона для меня не несет.

— Атеист может писать православные иконы?

— Я изложила свое мнение. И, да, у меня есть такие знакомые.

— А что тогда для тебя есть сакральное, если иконы — нет?

— Для меня весь мир и взаимоотношения с ним — это сакральное. И самое главное — это природа. Вот эта первородная форма жизни, это естество, гармония человека и природы — вот в чем я нахожу упоение.

— Допустим, и атеист может писать иконы. Но какой-то особый талант тут нужен?

— Любой талант — это старания, упорство и совсем немного удачи. То есть талант нужно развивать. Однако я не отрицаю, что действительно есть избранные творцы, посланники искусства, у которых настолько мощнейший потенциал…

— В Мстере есть такие? Или были?

— Восхищаюсь многими, но есть избранные, например, Шишаков, художник старого поколения. Для написания дипломной работы на среднем профессиональном образовании я черпала вдохновение в его произведениях. Молодкин — уникум и новейшее слово в мстерской миниатюре.

— Ты талантлива, как думаешь?

— Не мне судить, конечно, о наличии у меня таланта. Это было бы тщеславно. Я создаю что-либо вне размышлений о том,  талантлива я или нет. Просто делаю то, что нравится, так, как я умею.

— Все же, куда идти работать с таким образованием? Не так часто увидишь объявление: «Требуется иконописец».

— Не обязательно работать по профессии. Ты — художник, тебе открыт весь мир. А так, конечно, есть иконописные мастерские, артели. Все больше спрос на расписывание храмов. Но это все неофициально.

Студенты мтерского училища. Фото rusmir.media

— Сколько зарабатывают художники?

— Смотря какой направленности художник. На иконописном деле разбогатеть можно, но редко у кого это выходит. Опять же, работать можно и на себя, дома, и в мастерской. У одного мстерского художника, например, иконы заказывает Григорий Лепс.

— Когда что-то не получается, как заставить себя пытаться снова и снова?

— Я, например, знаю, что каждая новая попытка и старание со стремлением вперед — это всегда опыт. Ты становишься опытнее, а значит, сильнее, ловчее. То есть никогда нельзя сходить с дистанции, если чувствуешь, что оно тебе надо.

— Твой любимый цвет?

— У меня любимый цвет-это его отсутствие, то есть черный.

— Без чего не можешь жить?

— Не могу обойтись без пребывания на природе, на улице, сидеть в четырех стенах для меня убийственно. Не могу жить без музыки, это опиум для меня.

Три трека, которые слушала недавно?

— Hatari – Hatrid mun sigra, Sixto Rodriguez – Sugar Man, Rammstein – Puppe.

— Последняя книга, которую прочитала?

— Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота».

 — Чем еще занимаешься?

— Занимаюсь тем, что наслаждаюсь жизнью. Пробую новое, экспериментирую. Хэндмэйд, литература, поэзия, английский язык, психология, музыка — прослушивание и изучение, независимое творчество в любом его проявлении, будь то опус или личная реакция на культурное явление, воплощенная на бумаге/холсте. Еще обработка и написание научных текстов, декламация стихов, спорт, мода, походы и кемпинг, путешествия, посещение различных культурных мест, кулинария – все это меня увлекает.

Считаешь себя особенной?

— Я – особенная. Как и все другие люди.

Чего ты боишься?

— Боюсь скучно жить.

Ты сталкивалась с непониманием окружающих?

— Сталкивалась и продолжаю сталкиваться. Это вечная борьба за собственное Я. Но в какой-то мере обособляться — это круто.

— Три твоих основных качества.

— Амбициозность, филантропия и критичность.

— Человек свободен в своих поступках?

— Человек никому и ничего не обязан, человек свободен и сам хозяин своих мыслей и поступков. Я это проецирую на себя и на окружающих. Считаю, что такое суждение — рецепт счастья и гармонии, в первую очередь — с собой.

— Какая самая большая проблема современного общества, как думаешь?

— На мой взгляд, имя такой проблеме — слепота и глухота по отношению к другим, безразличие.

— Тебе не кажется, что в поколении миллениалов царит одиночество?

— Одиноко ли мое поколение? Оно дикое, амбициозное и, да,  одинокое, живущее своими грезами. Это своего рода протест и желание лучшей жизни.

Дарья Дектярева

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение