18+

Погибшего пилота штурмовика Ил-2 похоронят в Коврове

Останки летчика доставят из Калужской области

В Калужской области поисковики обнаружили обломки штурмовика Ил-2 времен Великой Отечественной войны. В обломках самолета были найдены останки погибшего летчика. Удалось установить, что это был самолет, который пилотировал ковровчанин Александр Николаевич Барышников (на фото вверху). Потомки его родной сестры до сих пор живут в городе оружейников.

Штурмовик ковровчанина упал в августе 1942 года на территории, занятой врагом. Версии гибели существуют различные, но подробности неизвестны. Поэтому летчик был официально объявлен пропавшим без вести, о чем его родственники получили уведомление. И только сейчас, почти 77 лет спустя после гибели, самолет найден. Останки летчика-героя с воинскими почестями будут захоронены 30 апреля в Коврове, на аллее почетных захоронений городского Троице-Никольского кладбища.

Вот что известно о герое. Александр Барышников родился в деревне Озерки Смолинской волости Судогодского уезда (позже в Ковровском районе) 25 декабря 1920 года. Потом его семья перебралась в Ковров. С детства он, подобно многим мальчишкам предвоенной поры, «заболел» авиацией, занимался в популярном тогда ковровском аэроклубе, который и окончил, научившись пилотировать самолет У-2. В качестве выпускника аэроклуба ковровского паренька в 1940 году приняли в Олсуфьевскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров в Брянской области, а потом, всего несколько месяцев спустя, перевели в Балашовскую военную авиационную школу, дислоцированную в городе Балашове Саратовской области и созданную в сентябре 1939-го на базе авиационного училища Гражданского воздушного флота.

Одноместный вариант штурмовика Ил-2, на котором пошел в последний бой сержант Барышников

Поначалу Сашу Барышникова, как и других курсантов, готовили на самолет СБ — скоростной фронтовой бомбардировщик (АНТ-40), самый массовый самолет советской бомбардировочной авиации, однако созданная еще в 1934 году эта машина уже устарела и в 1941-м была снята с производства. Уже после начала Великой Отечественной войны курсанты Балашовской военной авиационной школы стали осваивать новейший по тому времени самолет-штурмовик Ил-2, позже прозванный «летающим танком».

Начало войны ознаменовалось большими потерями и продвижением врага вглубь советской территории. Фронту требовалось как можно больше летчиков, поэтому на полный срок обучения курсантов-летчиков в качестве младших офицеров времени не хватало. В декабре 1941 года курсант А.Н. Барышников в составе ускоренного досрочного выпуска Балашовской военной авиашколы был направлен на фронт в качестве военного летчика самолета Ил-2 в звании сержанта. Нашего земляка зачислили в состав 593-го штурмового авиационного полка (будущего 593-го Новогеоргиевского Краснознаменного штурмового авиаполка 332-й штурмовой авиационной дивизии 3-й Воздушной армии).

Этот полк был создан в октябре 1941 года и покрыл себя славой на Калининском фронте во время битвы за Москву. В конце февраля 1942 года 593-й штурмовой авиаполк, изрядно потрепанный в зимних боях, прибыл на переформирование в село Кинель-Черкассы под Куйбышевом, где размещался 5-й запасной авиаполк. Там переучив летный состав и получив на вооружение новенькие штурмовики Ил-2, полк был направлен на Западный фронт в составе 1-й Воздушной армии, где базировался в районе города Сухиничи Калужской области. Известно, что летом 1942 года 593-й авиаполк в жестоких боях с противником понес значительные потери личного состава и техники, после чего вновь был направлен на переформирование в Кинель-Черкассы. В числе погибших тем летом во время тяжелых боев оказался и ковровчанин сержант Барышников. 13 августа 1942 года он пропал без вести во время боевого вылета в район города Брянска.

В ту пору штурмовики Ил-2 эксплуатировались еще в одноместном варианте. Первоначально конструктор Сергей Ильюшин создал двухместный вариант этой грозной бронированной машины, где помимо летчика в состав экипажа входил еще воздушный стрелок, обеспечивающий оборону задней полусферы. Однако руководство ВВС, дойдя аж до самого Сталина, вопреки мнению авиаконструктора, настояло на том, чтобы стрелка убрали с целью облегчения самолета и улучшения его летных свойств. Но незащищенный хвост в целом очень удачной и сбалансированной машины привел к тому, что истребители врага нападали на штурмовики сзади, и Ил-2 подобной первой модификации несли большие потери.

Лишь с конца 1942 года во фронтовые части стали поступать двухместные штурмовики Ил-2 с кабиной воздушного стрелка, который располагал крупнокалиберным пулеметом УБТ (универсальный Березина турельный), опытная партия которого, кстати, была выпущена на ковровском заводе имени Киркижа (ныне завод имени Дегтярева). Однако, судя по всему, в свой последний бой сержант Александр Барышников отправился на одноместном штурмовике без бортстрелка…

Михаил Одинцов

Фото: moypolk.ru

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение