Про киностудию в Юрьеве-Польском и ее режиссера Валентина Дмитриева

Уникальное явление в провинциальном городе

Пожалуй, никто в Юрьеве-Польском, а возможно, и во всей Владимирской области, не любил так кино, как Валентин Витальевич Дмитриев. Он не только с удовольствием смотрел художественные фильмы, но и сам их снимал. Писал сценарии, подбирал актеров, искал реквизит, вместе с супругой шил костюмы. Токарь завода «Промсвязь» с 44-летним стажем, носящий звание «Лучший токарь Министерства связи», одновременно был и талантливым режиссером и организатором.  Об этом уникальном человеке рассказывает юрьев-польский журналист Сергей Трубкин.

Валентин Витальевич Дмитриев. Фото Сергея Хламова

Валентин Витальевич Дмитриев. Фото Сергея Хламова

Ученик Михаила Швейцера

Съемки «Золотого теленка» стали для Юрьева-Польского очень большим событием. Город Арбатов  снимали именно у нас. Между съемочной группой и жителями возник тесный контакт. Юрьевпольцы с удовольствием участвовали в массовке, боготворили актеров, хотели с ними подружиться, сфотографироваться. Но особо заинтересовался съемочным процессом Валентин Дмитриев. На тот момент это был молодой парень, который только что отслужил в армии и работал на заводе «Промсвязь». Сначала он снялся в одном из эпизодов фильма, а потом подошел к Швейцеру и сказал ему: «Вы знаете, а я сам хочу снимать кино». И столько было убежденности в его словах, что Михаил Абрамович разрешил Дмитриеву все свободное время проводить с ними и наблюдать за работой съемочной группы.

Валентин Дмитриев в молодости

Валентин Дмитриев в молодости

А тут директор завода А.Ф. Никитин посетовал: «Рабочие предприятия, да и многие другие жители города попусту растрачивают своё свободное время, ничем не занимаются». И тут молодой токарь предложил снимать кино. «Валя, да ты с ума сошел!» — сказали ему поначалу. Но Дмитриев сумел заразить своих товарищей этой идеей, и директор завода выделил деньги, на которые была куплена камера «Лада». Но возможности её были слабоваты. Когда же дело стало набирать обороты, завод купил более серьёзную камеру «Красногорск», которая сохранилась в семье Дмитриевых до сих пор.

фотокамера красногорск-3

Фильмы о войне – самый доступный жанр

Снимать классику в любительских условиях было чрезвычайно трудно, а вот фильмы о войне показались самыми доступными. И работа закипела. Начали с реквизита. На заводе изготовили точные копии советского и немецкого оружия, советские мундиры перешивали под фашистские, раздобыли старенький автомобиль. Ко всему подходили со скрупулёзной точностью, вплоть до таких мелочей, как пуговицы. Все детали должны были соответствовать времени и принадлежности тем или иным войскам. Вскоре был собран целый набор и других предметов: каски, котелки, фляжки военных лет. Самые настоящие. Те, что пришли в негодность, восстанавливались, реставрировались. Эти предметы находили в абсолютно неожиданных местах. Одну немецкую каску даже пришлось изъять из курятника, так как хозяйка приспособила её в качестве ёмкости под воду для своих питомцев. Другие отыскивались в чуланах, на чердаках, в сараях…

Начиная с 1968 года, киностудия Дмитриева сняла четыре игровых фильма. Три из них – «Сыч», «Снежная баба» и «Визит» — посвящены событиям Великой Отечественной войны. Четвёртый под названием «Цена хлеба» рассказывает о первых годах советской власти. У нас на Ополье в 1919 году было свое «зеленое» движение, возглавляемое Ефимом Скородумовым по прозвищу Юшка-бандит. Этакий местный Робин Гуд, который боролся с представителями новой власти, отбиравших имущество у зажиточных крестьян. В 1919 году эта банда хитростью даже захватила наш город. Они прошлись по селам и всем говорили, что советская власть пала, присоединяйтесь к нам. И люди шли за ними. Такой толпой они и заняли город и несколько дней его держали. Потом приехали красные вооруженные отряды и выбили их из Юрьева-Польского. Об этих событиях была написана в 20-е годы однофамильцем Валентина Витальевича – Тимофеем Дмитриевым книга «Зеленая зыбь». Долгое время она была под запретом, но несколько лет назад ее переиздали по инициативе юрьев-польского краеведа Сергея Хламова.

Фон Армин и Петр Багратион

Фильм «Визит к фон Армину» рассказывал о событиях 1943 года, происходивших в оккупированном немцами Житомире. Группа советских партизан решила устранить военного коменданта этого города по фамилии Армин. Сцену убийства этого высокопоставленного фашиста снимали на территории Михаило-Архангельского монастыря, в экспозиции «Петр Иванович Багратион – национальный герой России». Дмитриеву все в городе шли навстречу. И вот представьте, Валентин Витальевич просит актера, играющего этого коменданта, упасть как-нибудь эффектно, по-голливудски. И тот не нашел ничего лучше, чем упасть на музейные экспонаты – мебель из усадьбы Голицыных XIX века. Но съемочная группа отделалась легким порицанием со стороны директора музея, потому что Дмитриев убедил их, что это необходимо для реалистичности фильма.

вырезка из газеты

Немцы в городе

Съемки фильмов про Великую Отечественную порождали много курьезных ситуаций. То над Михаило-Архангельским монастырем зависнет вертолет с озабоченными сотрудниками КГБ. Вроде война закончилась уже двадцать с лишним лет назад, а над зданием музея (прямо напротив районного отдела внутренних дел!) гордо развевается полотнище со свастикой. А в центре города вальяжно разгуливают люди в фашистских мундирах со свирепыми немецкими овчарками…

Или представьте картину, когда молодой водитель молоковоза рано утром из своего хозяйства везёт в город молоко. И тут, откуда ни возьмись, на дороге немецкие солдаты. Что бы вы ощутили в такой момент? В другой раз фашистов увидели двое мальчишек, ехавших по городу на велосипедах. Они настолько были ошеломлены, что через несколько секунд вместе со своей техникой лежали в кювете.

Лучшие годы жизни

В фильме порой было задействовано до 100 человек. Многие юрьевпольцы шли сниматься охотно. Пусть не профессионалы, но играли с удовольствием. А в массовые сцены даже привлекли солдат, служивших в окрестностях города. Стоило только надеть на них немецкую форму, дать в руки автомат – и вот перед вами настоящий эсэсовец.

Со временем появились и постоянные актёры любительской киностудии. Жены спокойно отпускали их на съемки, точно зная, что выпивка там запрещена. Сейчас эти люди вспоминают те годы, как лучшие в их жизни.

Эти киноленты все смотрели с удовольствием. Жители района с любопытством наблюдали и за самим процессом съёмок. Многие сначала относились скептически, рассуждая так: «Что можно сделать в любительских условиях?» Но когда заканчивался просмотр, люди вставали и аплодировали.

Дмитриев дошел до бывшего вице-губернатора Алексея Конышева с просьбой оцифровать свои фильмы. И тот пошел ему навстречу – распорядился, чтобы в ДК «Россия» помогли Валентину Витальевичу. Благодаря этому они сохранились на дисках как память о таком удивительном явлении, как студия игрового кино в районном городе Владимирской области.

14 марта 2017 года Валентина Витальевича Дмитриева не стало. Он похоронен на первом юрьев-польском кладбище. Недавно на его могиле  был установлен памятник.

памятник Дмитриеву Валентину Витальевичу

Татьяна Лысова

Фото и видео Сергея Трубкина