18+

Как стать капитаном своего судна?

Житель Владимира собирает уменьшенные копии фрегатов

Оказывается, кропотливый труд тоже может быть в радость. Ведь для этого мастера сборка корабля не просто работа или увлечение, а скорее душевная потребность. Хобби Василия Ёлкина — исторический моделизм. Он собирает военные парусники XVIII-XIX веков. На таких фрегатах, говорит мастер, ходил сам Петр Первый. Василий по профессии судоводитель и судомеханик, поэтому в деле строительства кораблей он специалист дипломированный. Несколько лет мужчина работал на флоте. На теплоходах, сухогрузах и водолазных катерах трудился рулевым. Василий признаётся, что влюбился в корабли ещё в раннем детстве, когда просто увидел их изображение на картине. Именно это яркое впечатление и привело его в будущем в Нижегородское речное училище, студентом которого он стал. Здесь он построил свою первую модель корабля. Сейчас она украшает музей учебного заведения.

— Василий, насколько твои модели схожи со своими реальными прототипами?

— Есть разные варианты исполнения моделей. Можно делать образ корабля. А можно «делать фотографию». Я стремлюсь к фотографии, то есть к максимальной точности. Это работа с архивными данными, чтобы модели полностью соответствовали прототипам.

— Процесс начинается с поиска документальной информации. Это и чертежи, и сведения из книг. Допустим, записки мореплавателей. Потом чертежи приводятся в необходимый масштаб. Дальше идёт работа по изготовлению деталей, корпуса, мачты. Парусники свои я делаю из дерева, поэтому они собираются с помощью столярного клея. Самый большой свой корабль я уже делаю два с половиной года, планирую скоро закончить. Такелаж (снаряжение судов) делаешь, делаешь, а хочется позаниматься и с корпусом, поэтому всё это затягивается. Так я начинаю параллельно делать и другие корабли. Зато все навыки остаются, не забываются.

— Готов мастер-классы давать по судомоделированию?

— Да. Накопленный опыт есть и знания тоже. Приходится много литературы штудировать. Ведь все эти корабли строили давно. Не придёшь на производство и не посмотришь, как это всё собирается. Поэтому изучаю всю информацию по крупиночкам. Всего в моей коллекции 10 кораблей. Часть из них находится у родителей, часть подарена.

— Насколько это хобби затратно?

— Самое дорогое здесь время. Если его сравнивать с покупкой материалов, то они капля в море. Поэтому о деньгах можно и не говорить. Но я никогда не стремился ставить это на поток, я этим занимаюсь для собственного интереса. Но от работы на заказ не отрекаюсь. Скоро кораблей накопится много, придётся думать о их реализации (смеётся).

— Ты изучил российский флот, можно сказать, от А до Я. Существенная ли разница в кораблестроении XVIII и XXI века?

— Конечно, сейчас другие материалы используют в строительстве судов. Металл не может соревноваться с деревом в долговечности, прочности. И морская вода влияет очень сильно. Из-за гниения суда прошлого были недолговечные. Потом на военных кораблях часто случались пожары от пороховых взрывов.

Что касается проектирование судов, в принципе, оно осталось прежним. Основы гидродинамики, теория корпуса, сопротивление волновое – всё это придумано давно, и эти формулы работают до сих пор. Срок эксплуатации кораблей тоже почти не изменился. При должном текущем ремонте судно может «бегать» по 30 лет. Так было и 200 лет назад.

Василий сам делает игрушки для сына

— Если вдруг кто-то захочет строить такие же модели кораблей, с чего стоит начать?

— Мальчишкам я бы порекомендовал походить в кружок, такой есть во Дворце детского и юношеского творчества. Там подскажут, направят и дадут базовые знания. Альтернатива – это журнальные модели. Можно собирать дома корабли. Здесь не требуются теоретические знания. Что касается практики, это в первую очередь работа с деревом. Её сумеет освоить на уроках труда любой школьник. Было бы желание. Инструменты здесь простые используются: стамеска, рубанки, ножи, всевозможные станки. Так что дерзайте!

Татьяна Данилова

Фото автора

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение