Сорок лошадиных сил под пятой точкой

Владимирская область вошла в топ-10 по приобретению мототехники

День рождения первого в мире мотоцикла — двухколесного детища немецких конструкторов Даймлера и Майбаха — владимирские байкеры отметили в минувшее воскресенье. Конструкцию изобрели в 1885 году, и называлась она Daimler Petroleum Reitwagen — «керосиновая повозка для верховой езды Даймлера». Владимирская область к наследию немцев относится очень пристрастно — в 2018-м, по данным аналитиков «Автостата», она вошла в десятку крупнейших региональных рынков мототехники в России. За 9 месяцев нынешнего года владимирцы приобрели 134 новых мотоцикла – это на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года. А в лидерах по количественным показателям, конечно, остаются мегаполисы — Москва, Санкт-Петербург, а также Подмосковье.

Неучтённые сёдла

Получить объективные данные по количеству мотоциклов в области трудно. У нас, как по стране в целом, хватает «раритетчиков», чьи железные кони покупались ещё во времена перестройки. Часто, особенно в сельской местности, они даже не зарегистрированы. Не ставят на учёт и спортивные модели.

— У многих владельцев мототранспорта отсутствуют не только водительские удостоверения соответствующей категории, но и удостоверение водителя вообще, — сетуют сотрудники автоинспекции.

Общую картину по мотопарку страны даёт таблица «Автостата» за 2017 год. Общее количество мотоциклов в России – около 2,4 миллиона единиц. По числу этой техники наш регион в топ-10 в прошлом году не вошёл (а в нынешнем — попал). По наименованиям: больше всего у населения старых, ещё советских мотоциклов — марок «Иж», «Урал» и «Восход» (последний выпускался в Коврове).

Страна на колёсах

Что касается новой техники — на местном моторынке в продаже в основном доступные ходовые модели, более дорогие приобретают в салонах либо через интернет-ресурсы. Широтой ассортимента мотобрендов, захвативших постсоветское пространство, уже не удивишь. Поражают только ценники в салонах, доходящие до семизначных чисел.

Больше всего поклонников в России — у японки Honda (19% от общего объёма мотопродаж). Сервис объявлений «Юла авто» утверждает, что второе и третье места, соответственно, заняли «Иж» и «Урал». В топ-5 востребованных иностранцев попала ещё пара японцев — Yamaha и Suzuki. В лидерах дорогой мототехники лидирует американец Harley Davidson, есть любители моделей Ducati, BMW и KTM.

Техника байкеров

На чем ездят настоящие брутальные владимирские байкеры в кожаных «косухах»? Что выбирают профессиональные спортсмены-мотогонщики, инструкторы мотошкол, коллекционеры и просто любители мотоциклов? «В основном мы предпочитаем японские мотоциклы, — говорит вице-президент владимирского отделения международного байк-клуба «Волки» Денис Кулаков («DEN», WOLVES MC Vladimir). — Есть, конечно, приверженцы американского бренда Harley Davidson, но таких мало. Мотоциклы отечественного производства канули в Лету. И потом никто не будет ездить на дальние расстояния на таком агрегате».

Денис Кулаков («DEN», WOLVES MC Vladimir)

В арсенале мастера спорта, владимирского многократного призёра всероссийских соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам в классе «супербайк» Андрея Чернова — три мотоединицы, среди которых знаменитая Yamaha. Кстати, 18 ноября — в День рождения мотоцикла — Андрей отметил и свой день рождения. «Встретил его обычно: в полдень — тренировка, вечером – встреча с друзьями, принимал подарки», — говорит спортсмен.

Андрей Чернов

— Мотоциклы мои знакомые выбирают исходя из личных предпочтений, назначения, цены, — сообщил инструктор одной из автошкол Владимира Сергей Стариков. — В нашей автошколе учат на малокубатурном «китайце», название даже не знаю (смеется). У меня лично Honda VTX 1800.

А известный ковровский коллекционер, мотопутешественник и основатель музея мотоциклов Владимирской области Лев Пестов как-то был замечен на улицах Владимира на уникальном довоенном мотоцикле BMW R-35 — одном из самых дорогих сейчас брендов в мире. В музее Льва насчитывается более 40 единиц мототехники, по которым наглядно можно увидеть историю советского и мирового мотостроения.

Лев Пестов

— Сейчас езжу на BMW RT 1100, — сказал коллекционер. — До него был Suzuki V-Strom 650, на котором мы с женой пять раз отправлялись в путешествия по Европе. Там предпочитают марку BMW. Из экспозиции музея техникой не пользуюсь, конечно. В коллекции мотоциклов много, все, за небольшим исключением, на ходу. Особенно хочется выделить Honda Dominator 650 Александра Нифонтова, прошедшего с ним «Ралли фараонов» и марафон Париж-Дакар.

Сергей Тимофеев, мотолюбитель: «У меня мопед «Орион», который, по существу, можно считать мотоциклом. Езжу на нём 5 лет на работу, на дачу или на рыбалку. Был бы моложе — купил бы что-то посерьезнее. А так за техосмотр и остальное платить не хочется. Сын пока на мотосамокате на даче катается».

Нас мало

Статистика утверждает, что Россия — самая немотоциклетная страна. Это в плане покупки новой техники. В год её реализуется примерно столько же, сколько в Нидерландах. Если брать количество проданных мотоциклов на душу населения, то ближайшие к нам страны — Польша и Венгрия, но даже там показатели в два раза выше, чем в России.

Можно, конечно, эту картину объяснить низкой покупательской способностью населения. Но, например, в Москве и крупных промышленных городах есть достаточное количество людей, способных купить хорошие мотоциклы. Но не тут-то было.

Так что дело не только в уровне доходов, но и в восприятии мотоцикла в обществе. Живуче представление о том, что мотоцикл — это выбор либо экстремалов, либо не слишком обеспеченных людей (если речь идёт о старых или дешёвых моделях). Есть проблема хранения мотоциклов, а ещё ездить по нашим дорогам на такой технике просто опасно. И всё же, судя по последним данным, продажи растут, а значит, есть надежда изменить ситуацию.

Татьяна Климова