Вниз по реке на старинных стругах

Коллекция старинных лодок сохранилась в Белоозёрске

В старину самым главными транспортными артериями в нашем крае являлись водные пути. Именно по ним во всевозможных ладьях и лодках передвигались князья со своими дружинами, варяги-наемники, пираты-ушкуйники, купеческие караваны, рыбаки и обыкновенные путники, добирающиеся в соседнее селение или ближайший город. Сравнительно небольшие размеры и вес речных судов Древней Руси позволял использовать систему волоков, преодолевая участки водоразделов речных бассейнов и плавая не только из «варяг в греки», но и, к примеру, из Белого озера и Шексны в Волгу и Оку, Онегу и Двину вплоть до Белого моря. Сейчас мы тоже можем увидеть старинные суда. Не верите? Сейчас докажу!

Мастер Столяров

Попытку реконструировать старинную технологию изготовления парусно-весельных деревянных лодок различных типов и размеров недавно предпринял житель Белозерского района Вологодской области с почти «говорящей» фамилией Михаил Николаевич Столяров. Прежде Белозерск входил в состав Ростовского княжества, которое со времен Юрия Долгорукого считалось частью Залесской Ростово-Суздальской земли. Позже Ростов и Белозерск являлись уделом великого княжества Владимирского, поддерживая с Владимиром на Клязьме самую тесную связь. Поэтому работы белозерского мастера актуальны не только для его земляков, но и владимирцев, потому что помогают понять, каким речным транспортом пользовались наши предки.

Варяжская ладья в Белозерске

Михаил Столяров — мастер народных художественных промыслов. Он на «ты» с самыми различными инструментами — от пилы и топора до молота и зубила. Белозерец прекрасно ориентируется в своем озерно-лесном крае, знает там каждую тропку и речушку, даже в дремучей чаще ходит, как на личном огороде, может запросто вскипятить чай в туеске из бересты и при помощи одного топора изготовить лодку, годную для плавания по обширному Белому озеру.

Так изготавливается лодка-душегубка

После многолетнего поиска Михаил Николаевич собрал подлинные речные и озерные лодки XIX-XX веков, которые чудом сохранились в дальних селах и деревнях. Почти все из них умельцу пришлось тщательно восстанавливать. Большинство из этих уникальных суденышек для активного использования по прямому назначению уже не пригодны. Но для изучения техники их постройки и представления о внешнем облике лодок и челнов значимость подобных раритетов трудно переоценить. Столяров успел застать старых мастеров-лодочников, которые когда-то жили в каждой деревне, а теперь даже в Белозерье их практически не осталось, узнал у них немало секретов исконного ремесла, которые передавались в течение многих веков.

Душегубка-катамаран

Так постепенно подобралась целая коллекция лодок и их фрагментов, многочисленных предметов старого крестьянского быта, уникальные инструменты белозерских мастеров и многое другое. Для того чтобы все эти сокровища не пропадали втуне, в качестве «выставочного зала» мастер арендовал старый купеческий амбар в исторической части древнего Белозерска прямо у до сих пор еще высокого средневекового крепостного вала, где и выставил целый речной флот, а заодно множество элементов оснащения речных суденышек: домотканые паруса, кованые уключины и светцы для лодок (металлические приспособления для факелов при ночной рыбалке), старые сети, якоря, различные снасти и многое другое.

Выплывают расписные…

Интерактивная экспозиция «От челна до лодки-белозерки» уже привлекает немало туристов. В отличие от солидных музеев там все разрешается трогать руками, а в тех лодках, которые не совсем обветшали, можно посидеть, в том числе и со старым веслом, представляя себя речником почти былинных времен. Среди выставленных суденышек есть маленькие лодки-душегубки, выдалбливавшиеся из одного бревна, как правило, дубового. Управлять такой узкой и малоостойчивой лодкой — целое искусство. Когда-то им владели и жители приклязьминских селений — наши пращуры, однако у нас таких лодчонок уже давным-давно нет, а вот мастер Столяров сберег душегубки сразу нескольких типов, в том числе с наращенными, насаженными бортами — насады, а также изготовленные для улучшения остойчивости и управляемости в виде катамарана.

А эта лодка Столярова готова к плаванию

Если душегубки, насады и прочая мелочь — это своего рода речные малолитражки древности, то лодки-белозерки — это уже средний класс, суда типа «река-озеро», на которых было не страшно удаляться на многие километры от берега. Помимо дуба для изготовления лодок широко использовалась осина, которая в воде почти не гниет. Древесина тщательно смолилась, при этом заготовка смолы, требующая определенной сноровки, тоже считалась неотъемлемой составляющей искусства мастера-лодочника.

Настоящая лодка-белозерка прошлого века

Впрочем, «речной флот» Михаила Столярова — не только экспонаты на берегу. Часть его лодок до сих пор на плаву. Вместе с земляками мастеру удалось изготовить и одну из копий варяжской ладьи (это уже корабль типа «река-море»), на которой еще в середине IX столетия в Белозерск приплыл первый князь Залесской земли (а значит, и нашей округи) варяг Синеус — брат новгородского князя Рюрика, от которого вели счет своим предкам владимирские и московские великие князья, а потом и русские цари вплоть до Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича. Появление такой ладьи в древнем Белозерске, одном из самых старых городов Руси, стало знаковым событием. Теперь копия этой ладьи, по традиции украшенная деревянной головой дракона, является мемориалом в центре Белозерска и одним из его символов, который очень любят туристы.

О каждом своем экспонате мастер может говорить часами

— Мы, северяне, хорошо помним, что Белозерск и Владимиро-Суздальская Русь в течение нескольких веков входили в одно княжество и имели одних и тех же правителей или же князей — близких родственников, — говорит Михаил Столяров. — Поэтому истоки речного судостроения в прошлом у нас общие, как и единая средневековая история. Точно такие лодки, или почти такие же, какие плавали здесь, ходили через волоки на Волгу и оттуда через волжскую Нерль и, минуя еще один десятикилометровый волок, до Плещеева озера и в Нерль клязьминскую и далее на Клязьму вплоть до Оки. Поэтому собранный здесь материал, без сомнения, будет интересен и для владимирских историков, да и для всех любителей прошлого из 33-го региона. Пока контакты с Владимирской областью для Белозерья не так часты, как хотелось бы. Однако, может быть, мы еще махнем на воссозданной ладье времен летописных варягов или поры Юрия Долгорукова и Андрея Боголюбского от Белого озера до Клязьмы и Оки!

Николай Фролов

(Материал из архива редакции «Призыва»)

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 404 "Not Found"]