-
Жизнь как легенда
Биография контр-адмирала советского ВМФ Олимпия Ивановича Рудакова такова, что уже давно стала сюжетом для множества полусказочных историй. Главное место в них уделяется встречам моряка с английской королевой Елизаветой II и ее сестрой принцессой Маргаритой, и обычно утверждается, что имел место роман между дочерьми Георга VI и командиром крейсера Балтийского флота. Как и в любой сказке, тут налицо явное преувеличение, хотя судьба Олимпия Рудакова полна почти нереальных совпадений, редкого невезения и фантастической удачи. Но почти всегда почему-то забывают, что этот человек-легенда — наш земляк, чье детство и юность прошли в городе Александрове Владимирской губернии.
-
Неподходящее происхождение
В Александрове вырос будущий капитан, там до конца своих дней жили его родители. Из этого города ушел на фронт в 1941-м младший брат контр-адмирала Юрий Рудаков, погибший в первые месяцы Великой Отечественной. Социальное происхождение у Олимпия Рудакова для советского офицера и адмирала было неподходящее. Дед по матери — священник Георгий Рождественский. Отец Иван Рудаков — еще «царский» ветеринарный врач, «ваше благородие». Будущий адмирал родился в Казани в 1913 году, но вскоре после этого его родители перебрались в Александров — тогда уездный город Владимирской губернии. Там в бараке на Кооперативной улице и прошло детство будущего морского офицера.
-
Грузчик на заводе
После окончания школы-девятилетки (по-видимому, александровской школы № 8) Олимпий отправился на заработки в Москву. Физически крепкого 17-летнего паренька приняли грузчиком на столичный завод «Каучук», производивший резинотехнические изделия. Так бы и стал пролетарием поповский внук, но после того, как он вступил в комсомол, его отправили по комсомольской путевке на учебу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе.
-
Морской парад в Англии
Так круто изменилась судьба Олимпия Рудакова. Он успешно окончил полный училищный курс и получил звание лейтенанта в 1937 году, когда в разгаре были массовые репрессии. Рабочее начало биографии и удаленность малой родины Александрова от Ленинграда, где учился Рудаков, сделали свое дело: в кровавые жернова он не попал. Еще курсантом выпускного курса Рудаков весной 1937-го был включен в состав экипажа линкора «Марат», который отправился в Англию на традиционный морской парад по случаю восшествия на престол британского короля Георга VI.
-
Принцесса Лилибет
Сторонники «романтической» биографии Рудакова утверждают, что, мол, скорее всего уже тогда он виделся с будущей королевой Елизаветой II. Правда, в 1936-м принцессе Лилибет, как называли старшую дочь нового короля в семье, было всего лишь 10 лет, и вряд ли она заглядывалась на иноземных моряков.
-
Статуя в метро
Зато точно известно, что именно тогда курсант Рудаков позировал известному советскому скульптору Матвею Манизеру (его работы, кстати, памятник оружейнику В.А. Дегтяреву в Коврове) для статуи матроса-сигнальщика, необходимой для украшения вестибюля новой станции московского метро «Площадь революции». Манизера привлекла богатырская стать бывшего грузчика. Статуя Рудакова красуется на «Площади революции» до сих пор.
-
Начало службы
После окончания училища лейтенант Рудаков, по основной флотской специальности — артиллерист, получил назначение на должность начальника БЧ-2 (главного артиллериста) эсминца Северного флота «Урицкий» — так именовался бывший новик «Забияка», прославившийся тем, что в октябре 1917-го стоял на Неве рядом с «Авророй». Вскоре Рудакова перевели на аналогичную должность на однотипный эсминец «Карл Либкнехт». В 1939-м его направили на учебу в Высшие специальные курсы офицерского состава, которые старший лейтенант Рудаков окончил в октябре 1940 года.
-
"Гремящий" и "Сокрушительный"
После этого он вернулся на Северный флот и вскоре был назначен командиром БЧ-2 на новейший эсминец «Гремящий», на котором и встретил начало Великой Отечественной войны. В ноябре 1941-го уже опытного офицера Рудакова назначили старшим помощником командира на однотипный с «Гремящим» эсминец «Сокрушительный». Этот корабль зарекомендовал себя с лучшей стороны во время сопровождения полярных конвоев и даже не без успеха померился силами с немецкими эсминцами. Олимпий Рудаков, уже капитан-лейтенант, был кандидатом на должность командира эсминца, когда в ноябре 1942 года, возвращаясь на базу после проводки очередного каравана QP-15, «Сокрушительный» попал в сильнейший 11-балльный шторм. Слишком облегченный при строительстве ради достижения большой скорости корпус корабля не выдержал и разломился пополам. Кормовая часть затонула сразу, носовая продержалась на воде несколько часов.
-
Гибель эсминца
Пришедшим на помощь другим эсминцам удалось снять большую часть экипажа. На дрейфовавшей носовой части эсминца остались два офицера и 13 матросов. При этом командир, замполит и старпом покинули «Сокрушительный». После этого обломки эсминца затонули вместе с находившимися на них людьми.
-
Штрафной батальон
Командование расценило поступок командира «Сокрушительного» капитан-лейтенанта Курилеха и его заместителей как трусость. Курилех и замполит были расстреляны по приговору военного трибунала. Рудакова спасло то, что командир приказал ему покинуть эсминец. Но и его осудили на 10 лет лагерей. Комфлота адмирал Головко добился отправки Рудакова не в ГУЛАГ, а в штрафной батальон. Полгода рядовой Рудаков воевал минометчиком и артиллеристом — командиром огневого взвода истребительной противотанковой батареи 45-миллиметровых орудий 420-го стрелкового полка 122-й дивизии 19-й армии Карельского фронта, был легко ранен и, как искупивший вину кровью, в июне 1943-го был восстановлен в звании. Он вернулся на Северный флот и стал старпомом эсминца «Громкий» — однотипного с «Сокрушительным», а потом переведен на полученный от Великобритании эсминец «Доблестный».
-
Крупные корабли
Далее пришла пора службы на крупных кораблях. Почти два с половиной года капитан 2-го ранга Рудаков служил старпомом на линкоре «Архангельск», тоже английской постройки, полученном в счет репараций с Италии, а в начале 1949 года стал командиром крейсера «Мурманск» — прежнего американского «Милуоки», присланного по ленд-лизу. Когда этот корабль вернули американцам, капитан 1-го ранга Рудаков получил под свою команду крейсер «Керчь» уже не Северного, а Черноморского флота — это тоже был «иностранец», итальянский трофей.
-
Мантия для королевы
Затем настал звездный час Олимпия Ивановича. Он был назначен командиром новейшего крейсера «Свердлов» и в июне 1953 года отправился на нем в английский порт Портсмут на очередной морской парад, на этот раз в честь восшествия на престол английской королевы Елизаветы II. В Портсмуте Рудаков прославился тем, что поставил крейсер на якорь способом фертоинг всего за 12 минут, в несколько раз перекрыв норматив британского адмиралтейства. Он был принят молодой королевой и поднес ей официальный дар советского правительства — горностаевую мантию. Именно тогда Елизавета II на коронационном балу пригласила советского капитана на тур вальса, чем породила массу слухов об особой симпатии к Рудакову. На борту «Свердлова» побывали не только Елизавета II, но и ее сестра принцесса Маргарита, подарившая командиру крейсера букет цветов.
-
Возвращение и смерть
По возвращении в СССР Рудаков получил звание контр-адмирала и был переведен на штабную работу. В середине 1950-х в качестве начальника штаба эскадры военных кораблей он вновь побывал в Англии. Закончил службу контр-адмирал Рудаков заведующим кафедрой управления силами ВМФ Военно-морской академии и кандидатом военно-морских наук. Он скончался 2 июня 1974 года в Ленинграде после длительной тяжелой болезни.
-
А в это время в Александрове...
Его отец Иван Васильевич Рудаков умер в начале 1970-х гг. в Александрове, лишь накануне кончины перебравшись из барака в новую квартиру на улице Революции. Мать Любовь Георгиевна Рудакова пережила сына-адмирала, хотя и ненадолго. Олимпий Иванович почти до самой кончины часто бывал в Александрове, навещал родню. А его сын Юрий Олимпиевич, названный в честь погибшего на войне младшего брата, продолжил морскую династию и в 1970-е годы командовал ракетным сторожевым кораблем «Доблестный», названный в честь эсминца военной поры, командиром которого когда-то был его отец…
Автор: Николай Фролов