Энди Уорхол, что ты вьешься над моею головой?

Во владимирском Центре ИЗО открывается выставка идеологов поп-арта

С 8 ноября по 3 декабря в Центре изобразительного искусства города Владимира будет проходить выставка  «АРТ-РЕВОЛЮЦИЯ: «Животные в гриме» и не только… », на которой представлены сериграфии самых известных художников поп-арта Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Проект представлен Европейским культурным клубом (ФЕРАЙН).

Премьера выставки  «Вымирающие (исчезающие) виды» («Endangered Species») Энди Уорхола состоялась в марте этого года в Государственном Дарвиновском музее в Москве, на открытии Года экологии в России.

Эти работы были созданы королём поп-арта в 1983 году по просьбе друзей, защитников диких животных Рональда и Фрейды Фельдман. Серия состоит из 10 портретов: амурского тигра, африканского слона, орангутана, чёрного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.

Глубокие яркие цвета и их неожиданные сочетания, а также крупный формат картин привлекают внимание зрителей к проблеме опасности, которая грозит изображённым животным. Помимо этого, портреты невероятно красивы, в них ясно виден стиль зрелого Уорхола. Не удивительно, что цикл «Endangered Species» имел большой успех на всех выставках ещё при жизни автора и стал одним из самых известных и дорогих в творческом наследии художника.

В  проекте «АРТ-РЕВОЛЮЦИЯ» в Центре ИЗО представлены также работы Роя Лихтенштейна, который стал известным благодаря картинам на основе комиксов. Он был одним из первых, чье творчество апеллировало не к индивидуальности, а к массовому сознанию, в чем его поначалу обвиняли критики, а позже более молодые коллеги сделали одним из самых влиятельных художников XX века.

Рой Лихтенштейн, перед тем как выработать собственный стиль, довольно долго экспериментировал то с сюрреализмом, то с кубизмом, то с экспрессионизмом. В начале 1960-х сделать первый шаг на пути к прославившему его стилю художнику помог американский экономический бум и звучавшие отовсюду призывы к потреблению.

В 1956 году английский художник Ричард Гамильтон создал свою самую знаменитую картину — коллаж «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», изображающий обнаженных женщину и мужчину в окружении символов изобилия 1950-х и положивший начало стилю поп-арт. Спустя несколько лет Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол сделали его по-настоящему массовым, вызвав продолжающиеся до сих пор нешуточные баталии на тему того, что же можно называть искусством.

Главное, чего хотел добиться Лихтенштейн, — чтобы его картины выглядели как напечатанные, а не созданные человеком. Отсюда их главная особенность — использование лишь нескольких типографских цветов, черные линии и точки, с помощью которых художник добивался тени и глубины изображения.

«Эти картины должны выглядеть, как фальшивка, и, думаю, мне это удается. Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства», — говорил художник.

Многие критики до сих пор считают его творчество поверхностным, а самого художника — заложником своего стиля, за пределами которого он рисковал не добиться успеха. Другие утверждают, что индивидуальная манера художника, напротив, помогла ему стать более свободным в творчестве.

В его работах было гораздо больше понятного всем контекста и современной культуры, чем мироощущения самого художника, и ценители до сих пор считают это и главным недостатком, и основным достижением Лихтенштейна.

Идеологи поп-арта Уорхол и Лихтенштейн, точно соблюдая концепцию массового искусства, соединяли воедино высокое и обыденное, уникальное и стандартное, индивидуальность и массовость. Поп-арт — это ниша для творческих экспериментов в искусстве, в моде, в архитектурных интерьерах. И главный смысл этого вида искусства, пожалуй, состоит в том, что каждый находит здесь для себя то, что хочет, и видит то, что хочет увидеть.

Оба художника работали в технике сериграфии —  это разновидность шелкографии, представляющая собой многократное наложение слоев красок методом трафаретной печати с целью получения копии живописного полотна.

Татьяна Лысова