18+

«Черная тетрадь» в руках александровцев понесла большие потери

При переносе повести на сцену были утрачены ее целостность и живой нерв

Вчера, 1 ноября, во Владимире состоялась премьера Александровского драматического театра «Черная тетрадь» по одноименной повести Ильи Сургучева. Главная задача, которую ставил перед собой и театром его худрук Алексей Чернобай при работе с этим произведением, — вернуть в Россию имя талантливого писателя,  вынужденного покинуть родину после революции.

«Черная тетрадь» Ильи Сургучева — потрясающая история любви, очень тонко и бережно рассказанная автором. Написана повесть от первого лица, и заданный формат рукописи вполне естественно наводит на мысль воплотить ее на сцене в моноспектакль. Но александровцы замахнулись на широкий формат и совершенно потерялись между интимностью текста и публичностью его сценического воплощения.

Начнем с декораций. На сцене зрителя ожидала белая рамка с черными створками, видимо, символизирующая эту самую рукопись — черную тетрадь. По ходу действия спектакля эти створки открывались, обнажая «листы» с репродукциями картин Ван Гога, Мунка, Шагала, Левитана, Модельяни и многих других художников. Вот между этими листами-декорациями и жили герои спектакля. Ну как жили – теснились, как большая семья на маленькой кухне хрущевки. Иногда по замыслу режиссера они выходили на простор всей сцены, но абсолютно терялись там и вновь ныряли в недра «тетради».

Что сказать о переработке повести в пьесу? А ее в общем-то и не было. Актеры просто читали по ролям  текст первоисточника, сопровождая это незатейливой игрой. Представляете себе исполнение аудиокниги актерами вживую у себя дома?

Несомненно, наиболее выразительные и эмоциональные отрывки любого текста могут превратиться в мощные монологи. Но когда героиня говорит о самой себе: «И она улыбнулась» — это коробит. Потому что вроде играют трагедию, а смахивает все на фарс. Эта постоянная перебивка несколькими актерами авторского текста напрочь уничтожала целостность и живой нерв повести.

У режиссера была, наверное, благая цель – сохранить прекрасный язык автора. Но тогда почему в спектакль не попали довольно большие эпизоды из книги, важные для понимания сути происходящих событий. Например, зарождение у героя предчувствия любви.

Для перевода книги на театральные рельсы существует множество сценических приемов: символизм декораций, игра с объемом сцены, выразительные жесты и пластика тел актеров, шумовые и световые эффекты, работа массовки, музыкальные и танцевальные вставки… Но ограниченное пространство «черной тетради», по мнению режиссера, не место для всех этих театральных изысков. Так почему же это не моноспектакль при таких-то скудных сценических приемах?

Актеры, рвущие друг у друга строки авторского текста, выглядят весьма комично при всем трагизме повести. И герои получились размытыми, нечеткими – никакими. Не хватило на каждого книжного материала. Не зажили они полноценной жизнью на сцене. Растеклось эмоциональное ядро книги на разных персонажей и потеряло свою мощь.

А ведь нельзя признать, что актеры-то для спектакля подобрались ого-го! Из трех театров лучших пригласили. В спектакле заняты: народный артист России Николай Горохов (Владимирский драмтеатр), народный артист России Евгений Редько (Российский академический молодежный театра, г. Москва), Ксения Ильина (Владимирский драмтеатр), Наталья Чернявская (Российский академический молодежный театра, г. Москва), заслуженный работник культуры Станислав Нарциссов, Александр Самойлов (оба из Александровского драмтеатра).

Да, это профессионалы высокого класса! Но не получается у них вырваться из предложенных режиссером сценических рамок, как та великая любовь в повести Ильи Сургучева, преодолевшая все расстояния и время.

Честно говоря, гораздо большее впечатление я получила, зайдя на ставропольский сайт http://www.stavropolye.tv/BlackBook и прочитав книгу Ильи Сургучева в первозданном виде. Здесь он вернулся на родину в целостности и сохранности!

Татьяна Лысова

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение