Отметили юбилей композитора, предсказавшего убийство Павла I

В Ковровском районе почтили память Артемия Веделя

Ведель  — автор многоголосной церковной музыки, а также дирижер, регент, певец-тенор и скрипач, в свое время возглавлял музыкальную капеллу генерала Андрея Леванидова при штабе Украинского пехотного корпуса. В селе Павловское Ковровского района, где сейчас находится «Музей двух генералов» (он расположен в усадьбе, построенной Андреем Леванидовым), отметили 250-летие композитора.

Артемий Ведель — едва ли не единственный композитор, не написавший ни одного светского произведения, а его короткий жизненный путь преисполнен драматизма. Наряду с Дмитрием Бортнянским Ведель считается одним из классиков в жанре духовной музыки. Все известные на сегодняшний день произведения Веделя написаны на богослужебные и библейские тексты.

Стиль Веделя-композитора сформировался на основе традиций российской православной музыки, под влиянием народных песен, городской бытовой музыки и западноевропейской оперной инструментальной музыки. Для творения мастера характерно необыкновенное мелодическое богатство, композиционная стройность, мастерство владения хоровой фактурой, особая развитость ансамблей, прежде всего трио в медленных темпах.

Так сложилось, что строитель усадьбы в Павловском генерал-лейтенант Андрей Леванидов, герой штурма турецкой крепости Измаил, сыграл большую роль в жизни Артемия Веделя. Сын киевского мещанина, выпускник Киево-Могилянской академии, уже получивший известность в качестве регента, музыканта и певца, 26-летний Ведель в начале 1794 года возглавил музыкальную капеллу генерала Леванидова при штабе Украинского пехотного корпуса и одновременно хор солдатских детей.

Генерал Леванидов — большой любитель и ценитель музыки, в том числе духовной, а также хорового пения — очень ценил Веделя. Он зачислил его в свой штаб, где всего за два с половиной года тот получил чин армейского капитана, дававший тогда права потомственного дворянства.

После назначения в марте 1796 года генерала Леванидова харьковским генерал-губернатором Ведель возглавил наместнический хор и оркестр, преподавал пение и музыку в Казенном училище при Харьковском коллегиуме. В хоре Леванидова под руководством Веделя начал свою карьеру в качестве певчего композитор-классик духовной музыки Петр Турчанинов, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Во время службы при Леванидове Ведель написал шесть концертов, в том числе получившие широкую известность «Воскресни, Боже» и «Услыши, Господи, глас мой».

В декабре 1796-го новый император Павел I назначил Леванидова шефом Северского драгунского полка. После того как генерал покинул Харьков, Ведель вскоре оказался не у дел. Летом 1798-го он вернулся к отцу в Киев.

Там в следующем году он стал послушником Киево-Печерской лавры, но вскоре по доносу обвинен в предсказании убийства Павла I, объявлен сумасшедшим и отправлен в заточение, где пробыл почти до самой кончины, последовавшей в июле 1808 года в Киеве всего лишь в 41-летнем возрасте.

Таким образом, служба при Андрее Леванидове оказалась для композитора лучшей порой его недолгой жизни. И именно в бывшем леванидовском «дворянском гнезде», где сейчас создан музей «Усадьба двух генералов», и прошло мероприятие в честь юбилея полузабытого ныне композитора.

В возрожденном Воскресенском храме села Павловское, построенном в начале XIX века при активном участии семьи Леванидовых, прошел небольшой концерт «Неизвестный Ведель». В нем приняли участие преподаватели Владимирского областного музыкального колледжа имени А.П. Бородина Ольга Королева, Ольга Лихоманова-Дмитриева, Жанна Данилко, кандидат искусствоведения Дмитрий Киреев, член Союза композиторов России Елена Коншина и преподаватель детской школы искусств № 6 города Владимира Людмила Дятлова, давно и углубленно изучающие традиции отечественной духовной музыки, а также настоятель иерей Симеон Кравченко.

Под сводами храма в прекрасном исполнении прозвучали песнопения Артемия Веделя и его ученика Петра Турчанинова. Эти произведения изначально были созданы для того, чтобы их пели именно в храме, где отличная акустика лишь увеличивает достоинства шедевров выдающихся композиторов.

В числе зрителей были как жители села Павловское, так и участники проходящих сейчас в Ковровском районе VII Стародубских межрегиональных историко-краеведческих чтений из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ивановского региона, Владимира, а также различных городов Владимирской области.

Произведения Веделя и Турчанинова исполнялись в мертвой тишине, присутствовавшие, кажется, даже боялись вздохнуть, дабы не нарушить ощущения удивительной гармонии и духовного подъема. Удивительные по красоте голоса в полной мере соответствовали проникновенным словам и уникальной музыке.

В частности, прозвучало одно из наиболее удачных малых произведений Веделя — трио «Покаяния отверзи ми двери». Об этом сочинении православный мыслитель и писатель XIX века Виктор Аскоченский писал так: «Его знает и поет вся православная Русь, — и ни одна из известнейших композиций этой покаянной песни не выражает столько мысли, столько глубокого сокрушения о грехах, как это произведение Веделя. Ужас объемлет душу при восклицании баритона: окаянный трепещу — восклицании, прямо вырывающемся из-под сердца, тесно сжатого благодатною скорбию».

— Наверное, за все двести лет существования нашего храма у нас так хорошо никогда не пели, — говорили после окончания концертной программы восхищенные павловцы.

После концерта священником Симеоном Кравченко была отслужена заупокойная лития по композитору Веделю и генералу Леванидову. Уже сейчас рассматривается возможность проведения летом будущего года в Павловском фестиваля православной духовной музыки.

Николай Фролов

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение