Мост-«двоечник» в Коврове снова оставили без ремонта

Проезд по нему сопряжен с риском для жизни

Аварийный путепровод над линией Горьковской железной дороги в центре Коврова планировали отремонтировать сначала в 2016-м, потом в 2017 году. Семнадцатый заканчивается, но работы так и не развернулись.

Путепровод признали аварийным еще в начале 2016 года. Тогда московские специалисты, обследовавшие «Павловский мост», оценили его состояние на «двойку». Столичные эксперты из ЗАО «Ирматс-М» — фирмы, специализирующейся на ремонте мостов, дорог и даже взлетно-посадочных полос аэродромов, выявили дефекты в герметичности швов и гидроизоляции проезжей части, непрочность парапетного ограждения, коррозию арматуры, многочисленные разрушения защитного слоя бетона пролетных строений и опор.

Эти данные были обнародованы во второй половине февраля 2016 года. Тогда в ковровской мэрии назвали временем возможного начала капитального ремонта с заменой балок январь 2017 года. Потом речь уже шла о весне 2017-го.

В марте 2016-го на центральной магистрали города оружейников проспекте Ленина перед въездом на путепровод установлены по три временных дорожных знака. Первый призывает водителей к внимательности, второй ограничивает скорость движения по «Павловскому мосту» в 40 км в час, а третий запрещает проезд по левым полосам (всего их там четыре) грузовиков тяжелее 3,5 тонны, причем максимальная нагрузка на ось не должна превышать 6 тонн.

Кроме того, пластиковые щиты информируют об аварийном состоянии моста. В горадминистрации тогда озвучили еще одно ограничение: расстояние между любыми следующими по путепроводу авто не должно быть менее 15 метров.

С тех пор прошло более полутора лет, 2017 год заканчивается, и очевидно, что к ремонту путепровода в ближайшее время так и не приступят. Проектно-сметная документация на капремонт уже давно готова и обошлась городскому бюджету в 2 млн рублей.

В 2016 году горадминистрацией была обозначена сумма расходов на капремонт путепровода в размере 220 млн рублей, но летом 2017-го мэрия сообщила, что на ремонт путепровода требуется 293 млн рублей, и город обратился за помощью в обладминистрацию.

Помимо того, что на ремонт путепровода нужны немалые средства, сам по себе ремонт необходимо выполнять в условиях очень жестких ограничений: для целого ряда работ потребуется отключение контактной сети Горьковской магистрали, что неизбежно серьезно нарушит и без того крайне напряженный график железнодорожных перевозок.

Горьковская железная дорога, разрезающая Ковров пополам, проходит в городской черте по глубокой выемке, над которой в 1962 году и был построен железобетонный путепровод с 7 опорами и 6 пролетами. Центральная опора имеет наибольшую из всех высоту установки, благодаря чему по ней проходит перелом продольного профиля.

В нынешнем году путепроводу исполнилось 55 лет — возраст достаточно почтенный. Кроме того, когда он вводился в эксплуатацию, нагрузка на данный объект была значительно меньше нынешней. За прошедшие пять с половиной десятилетий число машин в Коврове увеличилось в десятки раз, существенно возросла и масса авто. Ежедневно через путепровод проезжают тысячи автомобилей, с учетом того что некоторые неоднократно курсируют туда-сюда. Кроме того, это единственный путь для ковровского общественного транспорта — для десятков автобусов, троллейбусов и маршруток, которые совершают в течение дня по путепроводу десятки рейсов.

Путепровод является самым «узким местом» в Коврове. Альтернативных путей проезда под линией Горьковской железной дороги всего два. Это «трубочки»-туннели на улицах Кузнечной и Свердлова — каждый с односторонним движением. Если весь Ковров, включая пожарных, полицию и «Скорую», вынужденно станет ездить лишь через эти «трубочки», то очередь у этих туннелей растянется на часы. А на Кузнечной, к примеру, общественный транспорт, исключая «ГАЗели», вообще не пройдет.

Недавно первый заместитель главы администрации Коврова по ЖКХ, строительству и развитию инфраструктуры Юрий Морозов по поводу состояния путепровода, где появились ямы на асфальте в пешеходной зоне и видны трещины на самом объекте, выдал следующий пассаж, озвученный интернет-ресурсом «ikovrov»: «Если бы мост был опасным, никто бы по нему не ездил. Да, мост аварийный, но не опасный. За свои деньги это мы не сделаем. Что касается ямы в асфальте — никакой катастрофы. Просто асфальт размыло водой».

Что значит аварийный, но не опасный — знают, наверное, только в ковровском «сером доме». Само понятие аварийный объект указывает на то, что его состояние таково, что при дальнейшей эксплуатации вероятна авария. Какая? Да любая, вплоть до обрушения.

Еще лет пять назад руководство ковровского ГИБДД высказывало мнение о том, что если на путепроводе в час пик случайно встретятся два забитых до отказа пассажирами троллейбуса и большой автобус, наподобие «Неоплана», которые в местном АТП осуществляют междугородные перевозки, то данное сооружение вполне может и не выдержать.

Что будет, если путепровод с находящимися на нем троллейбусами, автобусами, автомобилями и пешеходами внезапно обрушится, причем на контактные провода высокого напряжения и рельсовые пути Горьковской железной дороги, объяснять, наверное, не стоит.

Получается, каждый раз проезжая по путепроводу, ковровчане рискуют своей жизнью. И не только они, но также железнодорожники и пассажиры поездов, следующих по Горьковской железной дороге под путепроводом.

В отечественной истории известна катастрофа 40-летней давности, когда в среду 17 августа 1977 года в 11 часов 10 минут на подмосковской станции Пушкино Ярославской железной дороги обрушился переходный мост, причем прямо на проходившую внизу электричку.

Как рассказывали очевидцы, грохот рухнувших пролетов моста и треск рвущихся электрических проводов не могли заглушить воплей и криков падающих с моста людей. Они падали на провода высокого напряжения, на крыши стоявшей под мостом электрички и под колеса не успевшей затормозить другой, что подъехала к станции.

Тогда, по официальным данным, погибли 23 человека, а около 120 были ранены (не исключено, что истинное число жертв было гораздо больше). Ранее начальник станции Пушкино несколько раз докладывал руководству о необходимости срочного ремонта аварийного моста (он был построен в 1927 году, и в 1977-м ему исполнилось 50 лет), причем в последний раз — за три месяца до трагедии. Но его не услышали.

Не хочется, как говорится, каркать, но еще больше не хотелось бы, чтобы вслед за Пушкином Ковров получил столь же печальную известность.

Николай Фролов