18+

Как епископ Пафнутий «шил дело» митрополиту Филиппу

Суздальский владыка оказался замешанным в грязную историю

Ровно 450 лет назад в разгар царствования Ивана Грозного, когда только что была учреждена опричнина и начались массовые казни неугодных государю, на одну из старейших в России суздальскую архиерейскую кафедру был назначен настоятель Рождественского монастыря во Владимире архимандрит Пафнутий.

Ему было суждено носить сан епископа Суздальского чуть более двух лет и навсегда остаться в российской истории с неоднозначной репутацией неправедного судьи святителя Филиппа (Колычева).

Митрополит Филипп II (Колычев), тогдашний глава Русской православной церкви, был казнен за отказ поддерживать массовые репрессии царя, по приказу которого убивали не только его политических противников, но и членов их семей вплоть до малых детей, а также всех, кто имел несчастье не понравиться параноику на троне.

В застенке Александровской слободы

Для того чтобы сместить митрополита и было устроено судилище, одним из активных участников которого оказался суздальский архиерей. Но стремление угодить царю обернулось почти для всех судей личным крахом и гибелью в полном соответствии с народной поговоркой: не рой другому яму, сам в нее попадешь…

Конформист в рясе

Биография владыки Пафнутия небогата фактами. Возможно, он был родом из владимирского духовенства. Возглавив Рождественский монастырь во Владимире, в ту пору второй по старшинству на Руси после Троице-Сергиева, будущей лавры, архимандрит Пафнутий уже достиг завидного положения.

Когда в 1567 году умер суздальский епископ Елевферий, прежде бывший архимандритом Троице-Сергиева монастыря, публично выступавший против опричнины и ходатайствовавший перед царем за опальных дворян, на суздальскую кафедру и был выдвинут владимирский архимандрит Пафнутий.

Очевидно, у царя и его опричного окружения не оставалось сомнений, что этот новый архиерей обязательно примет их сторону. Видимо, еще задолго до своей хиротонии архимандрит Пафнутий в отличие от консервативного и принципиального епископа Суздальского Елевферия зарекомендовал себя завзятым конформистом.

Иван Грозный в Александровой слободе

Скорее всего, Пафнутий не раз бывал и в «столице» опричного царства — Александровой слободе. Расстояние между Суздалем и Александровым всего 105 километров, что составляло по меркам XVI столетия лишь 94 с половиной версты.

В 1567 году Пафнутий официально получил титул епископа Суздальского, Калужского и Тарусского. Вскоре после своей архиерейской хиротонии новый епископ Суздальский отправился сопровождать царя в его походе в Новгород и дальше в Ливонию, где тогда шла война. Видимо, это была и честь, и демонстрация одновременно.

А еще и сговор: именно в Великом Новгороде находился архиепископ Пимен — второй по статусу церковный иерарх после митрополита, яро поддерживавший опричнину. Скорее всего, именно в Новгороде царь, Пимен и Пафнутий договорились о последующих действиях против митрополита Филиппа.

Комиссия на Соловки

Тем временем надвигались трагические события. Вернувшись зимой 1568 года из Ливонии, Иван Грозный начал новую череду казней. Против них публично выступил митрополит Филипп (Колычев). Разъяренный царь фактически сместил первоиерарха с его поста, а в Соловецкий монастырь на Белое море отправилась специальная комиссия с целью найти компромат против Филиппа, который до возведения на митрополию являлся соловецким архимандритом.

Именно епископу Пафнутию царь доверил возглавить пресловутую комиссию и вести «розыск» по делу опального митрополита Филиппа. Соловецкий летописец записал про это: «в лето 7076-го… на весну в монастырь в Соловки приехал суздальский владыка Павнутей, да архимандрит Феодосий, да князь Василий Темкин, да с ним 10 сынов боярских дворян, про Филиппа обыскивали».

В Соловки помимо епископа Суздальского Пафнутия отправились боярин князь Василий Иванович Темкин-Ростовский, архимандрит московского Андроникова монастыря Феодосий (Вятка) и дьяк Дмитрий Пивов.

Комиссия, чтобы добиться от монахов свидетельств против Филиппа (Колычева), действовала угрозами и подкупом (например, тогдашнему соловецкому игумену Паисию, любимому ученику и преемнику Филиппа, обещали сан епископа), инокам сулили дары и почести, одновременно пугая пытками и казнями.

Соловецкий монастырь

Некоторые из монахов, включая игумена Паисия, в итоге оказались в числе лжесвидетелей, оклеветав своего бывшего архимандрита. По-видимому, они обвинили его в колдовстве — по тем временам этого считалось достаточным не только для отрешения, но и для казни. Однако эти показания оказались столь шиты белыми нитками, что даже пристрастный судья владыка Пафнутий в итоге отказался утвердить материалы «дела».

Как писал историк Р. Скрынников, «комиссия завершила работу на Соловках далеко не так быстро, как того хотело опричное правительство. Опричный боярин кн. В. Темкин и дьяк Пивов усердствовали изо всех сил, но собранные ими улики оказались столь шаткими, а обвинения столь неправдоподобными, что самый авторитетный из членов комиссии суздальский епископ Пафнутий отказался подписать «обыск».

Неправый суд

Тем не менее, записав все собранные показания и прихватив наиболее важных свидетелей (точнее — лжесвидетелей) во главе с Паисием, епископ Пафнутий и боярин Темкин-Ростовский со товарищи вернулись в Москву. Там немедленно был созван церковный собор для осуждения митрополита Филиппа.

Митрополит Филипп (Колычев)

Тот же Р. Скрынников писал: «Негодование земского духовенства по поводу безобразий опричнины было неподдельным и искренним. Но единодушие собора оказалось непрочным. Против митрополита выступили иерархи, близкие ко двору и опричному правительству. К их числу принадлежали Пимен [епископ Новгородский], архиепископ [так у автора] опричного Суздаля Пафнутий, царский духовник Евстафий и другие».

В ноябре 1568 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит был осужден и отправлен в застенок, а потом сослан в Тверь в Успенский Отроч монастырь, где в декабре 1569-го и был задушен Малютой Скуратовым по приказу царя.

Участь палачей

Однако те, кто готовил свержение митрополита, пережили его ненадолго. И самым первым покинул подлунный мир суздальский владыка Пафнутий. Есть сведения о том, что последние месяцы жизни он тоже провел в узилище, хотя, впрочем, эти данные более чем спорные.

Разнятся и даты смерти епископа. По одной версии он умер 26 ноября 1569 года — за месяц и три дня до убийства опального митрополита Филиппа. По другой его кончина была 26 ноября 1570-го, а значит, он пережил Колычева менее чем на год.

Из числа соратников епископа Пафнутия по командировке в Соловки боярин Василий Темкин-Ростовский был казнен Иваном Грозным в 1572 году вместе с единственным сыном Иваном, тоже высокопоставленным опричником. Их стремление выслужиться любой ценой пошло не впрок.

Архимандрит Феодосий (Вятка) прослужил Грозному дольше других, в 1573 году был поставлен епископом Рязанским и Муромским, но уже в 1574-м сведен с епархии и умер в безвестности.

Судьба дьяка Пивова неведома. Предавший своего наставника соловецкий игумен Паисий вместо архиерейства был арестован и в 1569 году отправлен в заточение на остров Валаам, где и умер.

Руководивший расправой над митрополитом Филиппом на церковном соборе новгородский архиепископ Пимен, лишенный сана, скончался 25 сентября 1571 года в ссылке, куда его отправили после глумления, издевательств и избиений по приказу царя.

Последние секунды жизни опального митрополита Филиппа

А 1 января 1573-го был смертельно ранен и умер в тот же день убийца митрополита Малюта Скуратов.

Загадочная смерть

По данным суздальского историка XVIII столетия Анания Федорова, владыка Пафнутий был погребен в Суздальском Богородице-Рождественском соборе «у западного правого столпа». Скорее всего, его погребение состоялось 28 ноября, ибо согласно Ананию Федорову именно в этот день отмечалась память епископа Пафнутия в Суздале.

То, что главный «следователь» по делу митрополита Филиппа был похоронен в кафедральном соборе, говорит в пользу того, что владыка почил на свободе, а не в темнице. Но столь быстрая кончина после неправедного дела заставляет задуматься.

Или епископ Пафнутий не выдержал ожидания расправы уже над собой, о которой не мог не догадываться, либо справедливость все-таки восторжествовала!

 Николай Фролов

На верхнем снимке: кадр из фильма «Царь» (Олег Янковский в роли митрополита Филиппа)

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение