Во владимирской глуши отыскали место подвига второго Сусанина

Он завёл отряд интервентов в гиблые места на речке Пордухе 

Поисковики смогли отыскать место во Владимирской области, где во время Великой Смуты один из местных крестьян завел в лесные дебри отряд поляков. Сам «проводник» погиб, интервенты — тоже.

Таким образом, наш земляк стал своего рода владимирским Сусаниным (подвиг крестьянина из костромского селения Деревеньки, который в 1613 году во время суровой зимней стужи завел в лесную глушь отряд захватчиков, давно получил всероссийскую и даже мировую известность).

Историки давно установили, что последователей Сусанина на Руси в начале XVII века было немало. Например, шляхтич Самуил Маскевич, один из захватчиков, которому повезло убраться живым из России, вспоминал, что в марте 1612 года под Можайском его отряд старик-крестьянин едва не вывел на лагерь русских ратников.

Польские крылатые гусары на фоне горящей русской деревни — символ бесчинств интервентов    в годы Смутного времени

Лишь случай спас иноземцев, когда они находились всего в версте от возмездия.  «Проводнику отсекли голову, но страха нашего никто не возвратит», — сокрушался Маскевич.

Местный герой

Еще в середине XIX века владимирские краеведы, в частности известный археолог и историк Константин Тихонравов, познакомились с легендой о том, что в пору Великой Смуты отряд поляков, который шел из Владимира в сторону Гороховца, попал в засаду и был полностью истреблен местными жителями.

Завел его в лесные дебри оставшийся безвестным крестьянин, который, скорее всего, тоже погиб. Место того давнего боя показывали на границе Владимирского и Ковровского уездов Владимирской губернии недалеко от речки Пордуха (сегодня на федеральной автотрассе М-7 эта речка с мерянским названием почему-то обозначена как ручей Майский).

Святой источник и старые деревянные кресты, найденные в лесу

Там с давних времен существовали могильные насыпи, поросшие вековыми соснами, под которыми будто бы похоронили убитых поляков и тех, кто погиб в бою с ними. Неподалеку была устроена часовня и при ней источник.

Известно, что в 1608-1609 гг. во время Смуты боевые действия между польскими интервентами, поддерживавшими самозванца Лжедмитрия II, прозванного на Руси Тушинским вором, и сторонниками русского царя Василия Шуйского активно велись непосредственно в пределах нынешней Владимирской области.

Кровавые сражения, штурмы и взятия городов, разорение сел и деревень были страшной обыденностью той поры. Поэтому разгром польского отряда владимирскими партизанами при помощи патриота-проводника вполне возможен. Причем получается, что этот подвиг он совершил на несколько лет раньше знаменитого Ивана Сусанина.

Забытое место

Бытовали два варианта легенды о нашем Сусанине. По одной он завел ляхов в засаду, а по другой — просто в труднопроходимое место, как это случилось в костромских лесах. Первая версия более вероятна — у нас здесь все-таки не отроги тайги.

Говорили, что местные крестьяне находили в лесу близ Пордуха обломки старого оружия — эфесы мечей или сабель, а также металлические крестики и иные артефакты. Их собирал живший в середине XIX века в расположенном неподалеку сельце Дмитриево помещик — отставной гусарский поручик Николай Андреев, живо интересовавшийся стариной.

Деревня Дроздовка на трассе М-7, недалеко от которой отличился владимирский Сусанин

Однако он умер, а в 1875 году молодым скончался его сын и наследник Дмитрий (ему было всего 26 лет). После этого господская усадьба Андреевых была продана на слом, а все находки пропали.

Вероятно, еще при Андрееве на месте легендарного боя была поставлена небольшая деревянная часовенка. Она простояла около столетия, и ее снесли уже во время гонений на православие при советской власти — по-видимому, еще до Великой Отечественной войны.

Верующие жители соседних селений, прежде всего из расположенных по соседству села Русино, деревень Дроздовка и Дмитриево, несколько раз устанавливали на «святом месте» памятные деревянные кресты.

В конце концов, после того как старики и старушки там почти все ушли из жизни (к примеру, в той же Дроздовке в 1920-е годы проживало более 170 человек, а сейчас там постоянных жителей значится всего лишь 10, не считая дачников), об историческом уголке в дремучем лесу забыли, казалось, окончательно.

Вновь обретённое

Однако сейчас группа православных активистов, лидером которой является ныне проживающий в Москве Николай Макаревич, уже несколько лет занимающаяся восстановлением разрушенных храмов и часовен, при активной помощи местных старожилов сумела отыскать легендарный лесной уголок.

Как оказалось, он находится в лесной глуши в нескольких километрах от деревни Дроздовки на современной границе Ковровского и Камешковского районов, причем сохранились и источник, и остатки крестов на месте прежней часовни, и даже казавшееся многим мифическим болото, больше похожее на небольшое лесное озерцо.

Лесное озерцо — возможно, то самое «мокрое место», где по легенде утопили часть интервентов

— С помощью Божьей удалось в глуши отыскать старинный святой источник. Он находится в глубине леса… Искали его вместе с двумя местными старичками — долго искали, но все-таки нашли, — сообщил «Призыву» Николай Макаревич. — Вода там чистая, вкусная. Источник зарос и заброшен. Старые деревянные кресты почти сгнили. На деревьях привязаны зачем-то ленточки, в том числе и совсем старые.

По воспоминаниям, туда еще в 1960-е годы местные жители по неприметной тропке ходили на источник молиться и за водой. Сейчас это место почти непосещаемое. А зря. Там изумительная природа. Черное лесное озерцо неподалеку.

В планах энтузиастов привести источник в порядок. Почистить, обновить, сделать крышу, крест над источником и поклонный крест, лавочку, ступеньки и поставить иконы.

Конечно же, это историческое место необходимо хоть как-то благоустроить и, самое главное, обозначить его так, чтобы оно впредь больше уже не пропадало, и место подвига нашего земляка не пришлось в очередной раз героически отыскивать заново.

Людская память коротка — нет ничего удивительного, что подробности событий четырехвековой давности давно забыты. Но, как показывает практика, народные предания обычно стойко хранят суть действительных исторических происшествий в течение многих столетий. Поэтому не исключено, что со временем святой источник в лесу в нескольких километрах от деревни Дроздовки и восстановленная часовенка станут еще одним местом, привлекательным для туристов и всех, кому не безразлична история своей малой родины.

Николай Фролов

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение