18+

Ковровский путеец получил срок за… Чкаловскую лестницу

Наш земляк создавал легендарные объекты столицы Поволжья

Александр Шульпин для Нижнего Новгорода — фигура почти легендарная. С марта 1943-го по ноябрь 1949 года, в труднейшие военные и первые послевоенные годы, он занимал пост председателя Горьковского горисполкома, то есть фактически являлся мэром Горького.

Начало его руководства на этом посту пришлось на тяжелейшую пору массированных бомбежек горьковских предприятий и жилых кварталов немецкой авиацией (которая, кстати, заходила на цель со стороны Коврова, Вязников и Мурома).

Именно с именем Шульпина нижегородцы связывают возрождение своего города и строительство таких монументальных объектов, как памятник Кузьме Минину и Чкаловская лестница, а также пуск первых горьковских троллейбусов.

Открытие Чкаловской лестницы 24 июля 1949 года

При этом Александр Михайлович — человек непростой судьбы, угодивший в сталинский лагерь, но сумевший там уцелеть. Любопытная деталь: во всех биографиях Шульпина, в том числе в различных справочниках и словарях, указывается, что первоначальное образование он получил в Вятском техническом железнодорожном училище.

Однако недавно главный архивист Государственного архива Нижегородской области Людмила Ганюшкина обнародовала подлинный «Личный листок по учету кадров» Шульпина, из которого явствует, что на самом деле он обучался в техническом училище в Коврове!

Сын машиниста

Как оказалось, Вятского технического железнодорожного училища вообще не существовало. И уроженец села Василева Слобода (что ныне город Чкаловск Нижегородской области) Балахнинского уезда прежней Нижегородской губернии Александр Шульпин, появившийся на свет в январе 1897 года, в 1911-м отправился учиться в Ковров.

Станция Ковров с привокзальной церковью, железнодорожными мастерскими и училищем

Архивные документы свидетельствуют, что отец будущего горьковского мэра был рабочим-машинистом, очевидно, на железной дороге. Железнодорожная магистраль Москва — Нижний Новгород в качестве ремонтной и кадровой базы имела Центральные железнодорожные мастерские и техническое железнодорожное училище в городе Коврове, который был примерно равноудален и от Москвы, и от Нижнего.

Поэтому ковровское техническое железнодорожное училище, открывшееся еще в 1874 году, готовило помощников машинистов паровозов и техников не только для Владимирского края, но и для соседних губерний. Оно имело двухэтажный учебный корпус и отдельное каменное здание учебных мастерских, причем классы и мастерские были оборудованы всем необходимым. Учебное заведение пользовалось хорошей репутацией, и неудивительно, что сын машиниста из-под Нижнего Новгорода выбрал для получения специальности именно его.

Учащиеся Ковровского технического железнодорожного училища во время практических занятий

С 1911-го по 1914 г. Александр Шульпин обучался в Коврове, приезжая домой лишь на каникулы. В 1914-м накануне Первой мировой войны он окончил полный училищный курс и стал дипломированным техником-строителем. Свою карьеру Шульпин начал десятником на стройках города Балахны, а потом работал техником и прорабом на стройках в различных городах Нижегородского края — от Васильсурска и Лыскова до Нижнего Новгорода.

Ночные атаки

Для получения высшего образования он поступил в 1931 году в Московское высшее инженерно-строительное училище, образованное на базе инженерно-строительного факультета МВТУ имени Баумана (сейчас это Московский государственный строительный университет).

Примечательно, что полученного в Коврове багажа знаний вкупе с богатым практическим опытом хватило для того, чтобы Шульпин окончил вуз всего лишь за год с небольшим. В 1932 году он получил диплом инженера и вернулся уже в Горький, где после нескольких лет работы в строительстве в 1939 году был назначен заместителем председателя Горьковского горисполкома. На этом посту он встретил начало Великой Отечественной войны.

С ноября 1941-го Горький подвергался массированным налетам немецких бомбардировщиков, предприятия и жилые дома становились объектами атак гитлеровских летчиков. В немалой степени из-за невозможности предотвратить тяжелые последствия этих бомбардировок, при которых гибло много людей, ряд военных и гражданских руководителей в Горьком лишились своих постов. И в марте 1943-го Шульпин стал уже председателем горисполкома. Однако на его правление пришлись самые большие налеты вражеской авиации.

Горький после бомбежки

Например, в ночь с 4 на 5 июня 1943 года Горький бомбили 45 немецких бомбардировщиков, следующей ночью с 5 на 6 июня — уже 80 гитлеровских бомбовозов, а на третью ночь с 6 на 7 июня — 157 бомбардировщиков «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111». Эти армады самолетов шли на цели с направлений Владимир-Ковров-Вязники-Горький и Муром-Арзамас-Горький.

В общей сложности над Владимирским краем тогда пролетело более 280 немецких бомбардировщиков. Даже подумать страшно, что было бы, если вдруг они вышли на запасные цели, которыми считались наши города. Но все досталось Горькому, где фактически был выведен из строя крупнейший в стране автозавод. Всего же за 1943 год на Горький было сброшено более 2000 бомб различной мощности.

Шульпин-строитель

Шульпину пришлось организовывать восстановление сильно пострадавшего от бомбардировок города. Уже в августе был вновь пущен автозавод. По инициативе председателя горисполкома 7 ноября 1943 года в центре Горького торжественно открылся памятник Кузьме Минину. Для той поры подобная патриотическая акция была особенно актуальна.

Обломки сбитого немецкого бомбардировщика на площади Минина и Пожарского в Горьком

Еще не кончилась война, а в мае 1944 года опять-таки благодаря Шульпину заложили первый камень Чкаловской лестницы — от памятника земляку Александра Михайловича к Волге. Это было грандиозное строительство, которое завершилось лишь летом 1949-го. До сих пор Чкаловская лестница является одним из главных украшений Нижнего Новгорода.

Серьезной проблемой стало трудоустройство демобилизованных бойцов, в том числе израненных инвалидов и не имеющих профессии. В 1947 году в Горьком пошел первый троллейбус, а к 1950-му там уже выходили на линии 48 таких машин. При этом Шульпин умудрился в 1946-м еще и открыть Горьковскую консерваторию, что ныне носит имя композитора Михаила Глинки.

 

Памятник Кузьме Минину, открытый в Горьком 7 ноября 1943 года

Одновременно асфальтировались городские улицы, причем многие впервые. Также впервые проводилось электричество в многочисленные рабочие поселки в пригородах Горького.

Арест и лагерь

За свои несомненные заслуги Шульпин был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями, а в ноябре 1949-го его… обвинили в растрате государственных средств во время строительства Чкаловской лестницы, сняли с работы, а в 1950-м отдали под суд!

Александр Михайлович Шульпин. Фото 1946 года

Существует версия, что его «привязали» к так называемому «Ленинградскому делу», так как проект Чкаловской лестницы выполнили ленинградские архитекторы. Более двух лет бывший горьковский мэр провел в лагере в Мурманской области, откуда был освобожден только после смерти Сталина.

Реабилитированный Шульпин вернулся в Горьковскую область, где работал в различных строительных организациях, а в 1956-1959 гг. возглавлял управление строительства и архитектуры Горьковского горисполкома.

Последние полтора десятка лет жизни этот энергичный человек провел на пенсии. Видимо, арест и суд даже после реабилитации не прошли даром, подорвав карьеру руководителя.

Александр Шульпин скончался в августе 1974-го на 78-м году жизни и был похоронен на Красном кладбище Нижнего Новгорода. Для нижегородцев их мэр военной и послевоенной поры — человек, очень много сделавший для развития родного города. Его заслуги помнят и чтут память Шульпина.

Ковровчане в известной мере теперь тоже могут считать Александра Михайловича своим земляком. Непонятно каким образом возникшее недоразумение с Вятским училищем исправлено, и теперь точно известно, что свой первый диплом будущий горьковский градоначальник получил в Коврове, а не в Вятке!

Николай Фролов

Обсуждение 1

  • Ирина:

    Уважаемый Николай!
    Большое спасибо за статью.
    Внуку Александра Михайловича будет приятно ее прочитать.
    С уважением, Шульпина Ирина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение