Искусство родом из Средневековья

Художник-витражист из Владимира мечтает создать полотно из стекла для родного города.

Витражи — искусство родом из Средневековья.  Наша съемочная группа познакомилась с художником, работающим в этой многовековой технике. В портфолио у Сергея Ставского и крупный проекты для храмов, и небольшие украшения. Как научиться делать витражи, где достать материалы и почерпнуть вдохновение — смотрите в нашем материале.

-Сейчас на чистом листе рисуем маленькую бабочку. И минут за 20-30 попытаемся ее сделать.

Каждая его работа в прямом смысле начинается с чистого листа. Потом этот рисунок обычной ручкой он превратит в настоящее произведение искусства. На стекле. Сергей Ставский — владимирский художник, который сам обучился витражному делу.

СЕРГЕЙ СТАВСКИЙ, ХУДОЖНИК-ВИТРАЖИСТ
Классический витраж — это энерго- и денежно затратно. Стекла дорогие, все материалы дорогие. Только с американскими и китайскими работаем, русские не делают уже нужного стекла.

Началась любовь к средневековому искусству 10 лет назад. Тогда Сергей увидел передачу про витражи одного католического собора. Их площадь составляет больше 2000 м2. В портфолио владимирского мастера тоже есть объемная работа. В Нижегородском баптистском соборе он сделал сразу три витража: Рождества, Распятия и Вознесения.

СЕРГЕЙ СТАВСКИЙ, ХУДОЖНИК-ВИТРАЖИСТ
В Шартре стоят 800 лет витражи, 12 метров стекло в высоту. В Нижнем я делал 5 с половиной. А там как 5-6 этажный дом. Но я 100 лет даю гарантию на свои витражи.

Каждую работу Сергей делает с филигранной точностью. Самый сложный этап — собственно сама резьба по стеклу. Одно неверное движение — и деталь придется переделывать заново. К слову, и сам мастер в процессе без мелких травм не обходится.

СЕРГЕЙ СТАВСКИЙ, ХУДОЖНИК-ВИТРАЖИСТ
Все в жизни просто освоить, если приложить умение, силы. Единственное, ни одна работа не обходится без крови, над каждой маленькую капельку нужно потерять. Стекло же. Это даже как подпись мастера.

Ангелы, люди, цветы, животные. За годы работы уже есть свой стиль и манера. Однако в основе лежит техника, возникшая много веков назад. Правда, тогда мастера использовали не самые безопасные металлы и химические соединения. Сергей же бережно относится не только к качеству исполнения, но и к экологичности материалов.

СЕРГЕЙ СТАВСКИЙ, ХУДОЖНИК-ВИТРАЖИСТ
И на церковь, и на город поработал бы с удовольствием, потому что хочется масштабных, интересных проектов, чем больше, чем интереснее, тем желательнее.

Более сотни работ. Какие-то он делал за полчаса, на другие ушел почти год. По словам Сергея, таких «долгих» заказов он не боится. Наоборот, рад бы взяться за большой проект, но предложений пока не поступало. Мечта Сергея сделать что-то для старых зданий в центре Владимира.

Анастасия Назаренко, Сергей Картошкин