Владимирские студенты спасли от гибели три старинные иконы

    Владимирские студенты спасли от гибели три старинные иконы

    Студенты реставрационного отделения  ВлГУ восстанавливают старообрядческие иконы из церкви Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Всего — три святыни. Все иконы датируются 19 веком. На стол специалистов они попали в аварийном состоянии. Над восстановлением уникальных образов студенты и их педагоги работали  два года. Наталья Зобнина лично увидела, что получилось в итоге.

    Три старообрядческие иконы. По два года работы над каждой из них. Кропотливая реставрация, и, как итог: спасение святынь. Все датируются 19 веком. В руках Екатерины Суховой — икона Божией Матери Знамение. На ней изображена  Пресвятая  Богородица. Она сидит с молитвенно поднятыми руками. На ее груди, на фоне круглой сферы или щита — благословляющий Спас Эммануил. Чтобы понять, как спасти икону,  пришлось делать рентген.

    ЕКАТЕРИНА СУХОВА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА МАГИСТРАТУРЫ КАФЕДРЫ ДИИР ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ

    Имеются отверстия от жуков-точильщиков. Мне стало ясно, куда вводить клей с грунтом. Где металлические вставки, они на рентгене светлыми белыми пятнами.

    В мастерскую института ВлГУ икона поступила в аварийном состоянии. Целый год реставраторы работали только над ее укреплением. Сейчас мастера удаляют потемневшую лаковую пленку.

    ЕКАТЕРИНА СУХОВА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА МАГИСТРАТУРЫ КАФЕДРЫ ДИИР ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ

    У меня открылся авторский цвет живописи вместо охристых полей и фона у меня открывается нежно розовый. И предположительно реставратор выполнил запись полей иконы и я сделаю пробы и узнаю, какая она была по задумке автора.

    Какой была еще одна старинная икона из церкви Успения Пресвятой Богородицы во Владимире — скоро станет понятно окончательно. Над ней работает Вера Рузанкина. На святыне изображен сюжет «Чудо Георгия о змие».

    ВЕРА РУЗАНКИНА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА МАГИСТРАТУРЫ КАФЕДРЫ ДИИР ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ

    То есть икона — не классическая: интерпретация и цветовая передача. Икона была покрыта темным лаком, потемневшем со временем и сам он был темный, мы его не удаляли — только утоньшали.

    Впереди — тонировка иконы. Запланирована серьезная реконструкция изображения царевны. Оно полностью утрачено. Также трудно было работать над иконой «Воскресение Христово, Сошествие во ад с двунадесятыми Праздниками». Во время реставрации использовали большую профессиональную лупу! Святыню два года восстанавливала Дарья Евтушенко. Икона была очень пересушена и плотно покрыта лаком.

    ДАРЬЯ ЕВТУШЕНКО, СТУДЕНТКА 2 КУРСА МАГИСТРАТУРЫ КАФЕДРЫ ДИИР ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ

    Таким образом на этой иконе я работаю несколькими составами одновременно. То есть где-то они работают, где-то нет, то есть каждый раз заново выясняю: как состав работает.

    В руках у Даши еще один удивительный экспонат — икона святителя Николая Чудотворца. Она из частного собрания. Так же 19 век. Даша долго не могла снять с экспоната оклад. Было около 30 гвоздей! И не все удалось убрать.

    — Она в очень разрушенном состоянии, красочный слой практически не сохранился. Есть на лике, на книге…

    Предстоит сложная работа, но спасали и не такие святыни, говорит старший преподаватель кафедры — Светлана Красулина. Рядом со Светланой — макет реставрации Иконы Господь Вседержитель. Первая половина 19 века.

    СВЕТЛАНА  КРАСУЛИНА, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИИР ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ

    Икона была записана несколько раз. Мы удаляли потемневший слой лака. И в процессе реставрации были выявлены подписи авторские 19 века. Эту икону писал Козьма Прокофиев. Мы не знаем, владимирский был это иконописец, или приезжий.

    Икона Господь Вседержитель — из Успенского Собора. Уже возвращена на место.  Работали над ней долго, но результат превзошел все ожидания! Мастера обещают: еще несколько месяцев и иконы из церкви Успения Пресвятой Богородицы тоже вернуться в храм.

     

    Наталья Зобнина, Вячеслав Паршиков.