18+

С места на место

Его герой мальчик Сема, возвращаясь из летнего лагеря, не может найти свой дом в центре Москвы. Здание, мешавшее уличному движению, аккуратно переместили в переулок. Подобное техническое чудо кажется герою Барто удивительным. Однако по большому счету ничего сверхъестественного в подобной операции не было. В нашей Владимирской области есть пример, когда не дом, а целый храм переезжала несколько раз: сначала он стоял в двух селах, а потом и вовсе перебрался в город!

Пьянгус – Березово — Пьянгус

Совсем недавно исполнилось ровно 300 лет с той поры, когда в 1715 году в погосте Пьянгус тогда еще Муромского уезда был возведен деревянный храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского с приделом святого Димитрия Солунского.

С 1778 года погост Пьянгус вошел в новообразованный Меленковский уезд. Возникший в глухом лесном углу, Пьянгус постепенно стал большим селом в составе Лехтовской волости. К 1904 году там имелось 40 крестьянских дворов, в которых насчитывалось 284 постоянных жителя. Всего же в приходе Сергиевского храма с учетом окрестных шести деревень тогда значилось почти 3000 человек!

Однако в послевоенные годы Пьянгус оказался на задворках района. Более того, в середине 1960-х гг. тогдашние областные власти решили переименовать село из-за «неблагозвучности» его названия. 23 сентября 1965 года состоялось официальное решение Владимирского облисполкома о переименовании Пьянгуса в село Березово. Впрочем, вскоре его и вовсе упразднили как населенный пункт в числе прочих «неперспективных» деревень.

Сегодня о бывшем погосте, который на современных картах по-прежнему значится как Пьянгус, напоминают лишь руины храма. Но не той старинной деревянной церкви, а  строения из красного кирпича, возведенного в начале 1910-х гг. Что же касается старого храма времен Петра Великого, то он к тому времени получил… новую прописку!

Тысячу за церковь

После того, как в Пьянгусе построили новый кирпичный храм, старая деревянная церковь была куплена крестьянами деревни Красново того же Меленковского уезда. Красново находилось в 14 верстах к северу от города Меленки, и длительное время относилось к приходу меленковского Покровского собора. Однако к началу 1900-х гг. в Красново проживало уже почти 450 человек в 69 крестьянских дворах. Неудивительно, что крестьяне этого большого селения захотели, чтобы их деревня стала селом. Поэтому они и выкупили у пьянгусцев ненужный тем деревянный храм за 1000 рублей — немалую сумму по тем временам.

Сделка состоялась в декабре 1912 года. Деревянную Сергиевскую церковь разобрали и за два дня на подводах перевезли из Пьянгуса в Красново. Любопытно, что красновские крестьяне просили Меленковское уездное земство выдать пособие на перевозку церкви, однако просвещенные земцы им отказали. Хотя, в сущности, куда менее грамотные мужики как раз и спасли уникальный храм-памятник от неминуемого уничтожения, а чиновники, как это нередко водится, проявили полное равнодушие. Если бы красновцы не купили старую церковь, то в Пьянгусе деревянное здание просто бы снесли.

Весной 1913-го деревянный храм, большая часть конструкций которого уже имела почти двухвековой возраст, собрали заново примерно в полуверсте южнее деревни Красново, где был устроен погост с домами церковного причта и кладбищем. В том же году в Сергиевском храме теперь уже села Красново началось богослужение. В качестве действующей церковь-памятник оставалась на новом месте в течение почти полувека.

Городская прописка

В 1962 году в разгар хрущевских гонений на Православную церковь, храм в Красново был закрыт. По воспоминаниям старожилов, рядом с уникальным памятником разожгли костры, в которых сжигали выносимые из церкви иконы и различную утварь. Прибежавшим женщинам удалось спасти лишь немногие образа. А вот само здание храма они отстояли! Тогда же сотрудник и будущий директор Муромского музея Александр Анатольевич Золотарев, известный муромский краевед, выполнил описание и фотофиксацию этого памятника — на всякий случай, так как угроза уничтожения деревянной церкви в то время была очень велика. Вероятно, участие Золотарева в защите ценнейшего памятника и оказалось решающим. Сломать церковь районные власти так и не посмели.

Более полутора десятка лет Сергиевский храм, ветшая, одиноко простоял при красновском кладбище, как прежде говорили, «без пения», причем постепенно вокруг него вырос молодой лес. Скорее всего, выдающийся памятник архитектуры, и без того уцелевший не иначе, как чудом, там бы и погиб. Но помог случай.

В середине 1970-х гг. в городе Муроме была сделана попытка создать музей деревянного зодчества — наподобие того, какой сегодня существует в Суздале. Этот музей в Муроме планировалось открыть на территории прежнего Троицкого женского монастыря. Именно туда в 1975 году и было решено перевезти деревянную Сергиевскую церковь. Работы по разборке храма, стоявшего в лесу у Красново, были проведены, по-видимому, уже в следующем 1976 году. А еще пару лет спустя в 1978-м старую церковь собрали и установили на новом месте. Так уникальный памятник петровских времен переехал во второй раз и получил уже третью по счету «прописку», на этот раз городскую.

В мае 1991-го Троицкий монастырь в Муроме, ныне широко известный по сохраняемым в нем мощам святых Петра и Февронии Муромских, был возвращен Русской православной церкви, и деревянный храм так и остался в обители. Спустя несколько лет 8 октября 1995 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского в деревянной Сергиевской церкви впервые после ее закрытия в 1962-м вновь состоялось богослужение. Правда, Дмитриевский придел при этом не был возобновлен.

Сегодня Сергиевский храм выглядит в Троицком монастыре так, как будто бы стоял там всегда и привлекает многочисленных паломников и туристов, хотя облик церкви теперь искажен новой пристройкой со стороны колокольни. Куда при этом смотрит Госинспекция по охране объектов культурного наследия — непонятно.

В тему:

Храмы-путешественники

В Египте в конце 1950-х годов при строительстве Асуанской плотины на территории будущего водохранилища оказался храмовый комплекс Абу-Симбел. Все сооружения комплекса были разобраны и перенесены на более высокое место. Спасение Абу-Симбела — самый дорогой проект ЮНЕСКО. Перенос длился 4 года, и в акции приняли участие специалисты из 50 стран мира.

В 2006 году в Китае из-за строительства ж/д магистрали перенесли на новое место храм Цыюаньсы. Он был построен в эпоху Тан и является необычным ансамблем памятников культуры, объединяющим буддизм, даосизм и конфуцианство. Перенос длился почти полгода.

В 2010 году по частям в Москву, в Коломенское, перевезли деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, построенный в 1685 году на берегу небольшой реки Ерги, правого притока Северной Двины.

Из-за строительства станции метро «Платия Демократиас» сейчас готовят к переносу раннехристианский храм в Салониках (Греция). Храм представляет собой небольшую базилику и имеет с южной стороны пристройку, служившую погребальной часовней. Храм был построен на краю древнего западного кладбища Салоник и недалеко от Золотых ворот.

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение