Наши в шортах не танцуют!

В конце мая у них был отчетный концерт, и в немаленьком зале ОДК не было ни одного свободного места – несмотря на то, что вход на представление был по билетам, и билеты стоили денег. Но концерт действительно стоил того: юные (младшим по пять лет, старшие заканчивают школу) артисты пели и танцевали со всей энергией детства и уверенностью профессионалов. На самом деле серьезное, ответственное отношение к тому, чем занимаешься – первое, что удивляет в «Усладиках» при более близком знакомстве.

— Однажды на гастролях сын поссорился и практически подрался с партнершей по номеру, — рассказывает мама одного из участников ансамбля. – И вот они подбегают, все зареванные – а уже время выходить на сцену. И вот два этих девятилетних товарища вытирают носы, злобно друг на друга косятся, потом подхватываются под руки, изображают улыбки и танцуют, как надо.

Маленькие «Усладики» начались с большой «Услады» — народного ансамбля, который решил не набирать смену с бору по сосенке, а растить практически в собственном коллективе. Сейчас десятилетний «деть» мало в чем уступает родителю: в репертуаре «Усладиков» не какие-нибудь малышовые потешки, а серьезный фольклор, многоголосье, духовные стихи, казачьи песни… Кстати, на прошлогоднем международном конкурсе «Кубанской казачок» наши «Усладики» взяли Гран-При.

— Казаки – они такие лихие, разудалые, — вспоминает виктория Конрад, хормейстер «Усладиков». А у нас более спокойная манера исполнения все-таки, так что эта победа для нас была очень удивительна и очень почетна.

Кстати, на том конкурсе артисты действительно не особо рассчитывали на победу. Зато в этом на «Балтийскую музу» в Вильнюс ехали, чтобы «сделать всех». Однако выяснилось, что в связи со сложной международной обстановкой конкурс переделали в фестиваль и «победителей не будет». Однако программа «Усладиков» — фольклорные песни Владимирской области в современной обработке – так понравились, что их пригласили дополнительно выступить на празднике в г.Тракай. А заключительный концерт был на празднике в честь Дня русской культуры в Вильнюсе. И хотя для «Усладиков» это был первый опыт выступления на огромной сцене перед многотысячной аудиторией, справились они отлично.

Перед этим, правда, им уже доводилось бывать на заграничных гастролях – например, в Испании и во Франции. Наши ребята везде производили впечатление.

— Цели что у нас, что за границей одинаковые – научить ребенка хорошему, дать ему интерес в жизни, увести с улицы, — рассуждает Виктория Конрад. — А вот методы разные. Французский народный коллектив может выступать на концерте хоть в шортах. А у нас – платье, обувь, аксессуары – все соответствует репертуару. Я считаю, это правильно: дети учатся показывать себя с лучшей стороны, а заодно узнают историю народного костюма.

BBcsUmLNrPwВ августе у «Усладиков» — новый набор: ждут детей с 4 до 14 лет, любящих музыку. Экзамен нестрогий: проверяют на ритм и интонирование. Застенчивость отдельных ребят берут в расчет: из тихонь, кстати, иногда получаются даже солисты.

— Сначала я приходила и плакала, потому что стеснялась, — вспоминает 13-летняя Полина Гущина. – И родители сказали: ну не нравится, не ходи. А мне нравилось и поэтому плакать я перестала. А потом вслед за мной в «Усладики» пришли младшие брат и сестра…

Илья Гущин, кстати, ради ансамбля бросил секции дзюдо и греко-римской борьбы: в «Усладиках» ему интереснее. А Даше просто нравится петь – и она собирается стать солисткой, как сестра.

— Здесь у меня больше друзей, чем в школе, — рассказывает Иван Бровкин, еще одна юная звезда «Усладиков» (ему, например, доверено было вести отчетный концерт). – Здесь с ребятами можно и поиграть, и поговорить. И мы на самом деле любим петь.

Впрочем, до того момента, как артисту разрешают выйти на сцену, проходит год-полтора (потом смотрят по успехам). Те, кто начинает хорошо – останавливается редко: в следующем году некоторые ребята «дозреют» до перехода во взрослую «Усладу» — и с нетерпением ждут этого момента. Другие готовы связать с выступлениями будущее: поступили в музыкальную школу и собираются в консерваторию. А создатели «Усладиков» тем временем мечтают расширить собственный диапазон и создать развивающий центр, где можно было бы заниматься не только пением и танцами, но и рукодельничать, изучать культуру и т.п.

В тему:

Джаз на дровах

В «Усладиках» детей учат не только петь и танцевать, но и играть на различных музыкальных инструментах.

Детям – если они танцевальный, а не музыкальный коллектив – во время выступления инструменты обычно выдают «для вида». Но «Усладики» на самом деле на них играют: все натуральное, никакой фонограммы. В сознании большинства русский народный инструмент – это балалайка. В крайнем случае, еще баян. На них дети играют тоже, но кроме того – на свирели, жалейке, рожках, ложках и даже такой «национальной экзотике» как кугиклы и даже «музыкальные дрова».

— В благородных домах был ксилофон, а у крестьян – такие вот «дрова» или «поленья», — рассказывает Алексей Копытин, концертмейстер ансамбля. – Это деревянные бруски разной длины, скрепленные веревкой. А кугиклы — это такая многоствольная флейта. Причем чем больше ей лет, тем лучше она звучит. Такие инструменты есть во всех больших народных коллективах – для разнообразия. Сам я научился играть на них, когда после окончания саратовской консерватории заинтересовался народной музыкой. Теперь сам учу детей – им, кажется, интересно. Вообще мы тут считаем, что музыкант не должен быть «однобоким», он должен развиваться во всех направлениях.

В магазине такие необычные инструменты, конечно, не купить – их делают мастера, которых по всей стране – наперечет. «Усладики» заказывают свои дрова в Вологде. И, кстати, часто экспериментируют: на последнем концерте поставили номер только с духовыми инструментами, а еще играют и поют джаз-фолк.

Искусство VS спорт

Часто бывает, что пока мальчик маленький – его приводят «заниматься искусством», а потом забывают в спортивную секцию «как мужика».

Разбираем, что лучше.

1. И в ансамбле и в секции развивается сила, ловкость, координация движений – но на танцах при этом включается еще и чувство ритма.

 2. Выступления в ансамбле гораздо менее травматичны, чем футбол или единоборства (хотя и проигрывают плаванию или шахматам). «Больное место» танцоров – ноги.

 3. Спортивная форма обычно смотрится мужественнее, чем концертный костюм. Зато ношение костюмов формирует стиль и вкус.

 4. И спортсменам, и артистам приходится выступать на публике, но в обычной жизни все это «делать нечего, надо говорить» спортсмену дается труднее.

 5. Девчонкам нравится, когда парни заняты делом. Что больше поразит – искусство красиво танцевать, способность попасть мячом в цель с 30 метров или титул гроссмейстера – зависит от конкретной девочки, увы.

 6. Анекдот «а еще я в нее ем», конечно, не отражает реальной ситуации в спорте – но, честно говоря, артисты более расположены к получению знаний. Хотя бы в рамках собственного репертуара.

 7. Попутчик, который хорошо поет, обычно ценится больше чем тот, который умеет гнуть гвозди бровями. Впрочем, в экстремальной ситуации ценности полярно меняются. Но в экстремальной ситуации, которая не требует мгновенного применения силы, способность к импровизации важнее.

 8. И спорт, и искусство – затратные хобби. Родителям артиста обычно приходится «за свои» шить костюмы, часто и покупать инструменты. Затраты на спорт зависят от спорта – но хорошей детской команде обычно проще найти спонсора, чем ансамблю.

 9. И артисты, и спортсмены часто – чем успешнее, тем чаще – путешествуют. У артистов при этом больше шансов посмотреть мир вокруг; спортсменам важнее отдохнуть.

10. Личная склонность ребенка в любом случае важнее, чем предпочтения его родителей. Но, кстати, хорошо организованные дети умеют совмещать и искусство, и спорт.

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш телефон (обязательно)

    Сообщение