18+

Как исчезли наши Кижи

Обычно приезжие обязательно переспрашивают его название: «Михайлово?» И удивляются, когда им говорят, что не Михайлово, а Мисайлово! Имя Мисаил, на древнееврейском языке означающее «испрошенный у Бога», сегодня практически не встречается. Да и в старину его обычно принимали лишь иноки.

Из деревни в село

Долгое время достопримечательностью Мисайлово была деревянная церковь — старейший храм всей ковровской округи. До 1648 года Мисайлово было деревней в приходе села Петровское и принадлежало известным в истории князьям Ромодановским из Стародубской княжеской династии.

К середине XVII столетия владельцем Мисайлово стал стольник князь Иван Григорьевич Ромодановский, сын князя Григория Петровича Ромодановского. Именно он в 1648-1649 гг. на свои средства построил в Мисайлово деревянную церковь в честь Воскресения Христова с двумя приделами — южным во имя преподобного Сергия Радонежского и северным во имя св. Иоанна Златоуста. Воскресенская церковь была освящена 5 ноября 1649 года . С этого времени Мисайлово стало селом.

После смерти бездетного боярина князя Ивана Григорьевича Ромодановского Мисайлово перешло к его младшему брату окольничему, а позже боярину князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому, погибшему 16 мая 1682 года во время стрелецкого бунта в Москве. Последним владельцем села Мисайлово из рода князей Ромодановских был князь Андрей Михайлович Ромодановский. После его смерти в феврале 1712-го Мисайлово перешло во владение вдовы княгини Анастасии Борисовны, урожденной княжны Голицыной. Новая хозяйка села была дочерью видного сподвижника Петра Великого князя Бориса Алексеевича Голицына.

Долгая перестройка

Долгое время в Воскресенском храме села Мисай-лово хранилась старинная книга с надписью: «Сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа нашего, вотчины вдовы княгини Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит, или украдет, и тот человек будет проклят, и да будет анафема в будущем веке».

В XIX столетии село Мисайлово принадлежало князьям Шаховским. В середине 1830-х гг. древний деревянный храм в Мисайлово обветшал настолько, что частично рухнул. Тогда же по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова) в селе началось возобновление деревянной церкви. В 1837 году приделы храма были упразднены, а перестроенная однопрестольная Воскресенская церковь освящена 1 июня благочинным Ковровского уезда Иваном Эдемским.

12Но и после обновления деревянного здания храма, построенного почти за 300 лет до того, здание требовало постоянного ремонта. В 1866 г. Воскресенская церковь была поставлена на каменный фундамент, покрыта железом, снаружи обшита тесом и внутри оштукатурена. Одновременно возобновили иконостас и храмовые иконы. Все эти работы проводились крестьянами под руководством местного священника Ивана Лебедева. На следующий год в ноябре 1867 г. Лебедев скончался и был погребен около мисайловской церкви.

Последний меценат

Через полтора десятка лет деревянная церковь вновь потребовала ремонта. На сей раз сельский священник уже не мог организовать на это богоугодное дело свою паству, ибо преемник Лебедева Алексей Благосклонов в 1876 году получил другое назначение и уехал из Мисайлово, а Воскресенская церковь была приписана к Троицкому храму села Санниково. Новым благотворителем сельской церкви стал купец Платон Герасимов, занимавший пост ковровского мэра. В 1880 году на его средства вместо древней звонницы была поставлена деревянная колокольня.

Тщанием того же купца в 1884-м церковь была обновлена: поправлен наружный вид храма, приподнят сруб алтаря, оштукатурены внутренние стены.

В храме сохранялись старинные иконы Воскресения Господня, св. Пророка Илии и преп. Сергия Радонежского. Выделялся престольный образ Воскресения Христова в полтора аршина вышиною и шириною, древнего греческого письма. По преданию, этой иконе было более 900 лет, и в честь данного образа старообрядцы были готовы за свой счет выстроить в селе каменный храм.

Но к началу XX столетия деревянный храм села Мисайлово вновь сильно обветшал. Как писал историк И.Ф. Токмаков, «все в храме поражает ветхостью, эта ветхость благодаря крайней бедности прихожан, да и их только 150 душ мужского пола; доходит до того, что в недалеком будущем службы совершать в храме будет невозможно, так как деревянный храм на каменном фундаменте, который постепенно разваливается, а нижние бревна сгнили, а колокольня также непрочна; храм требует капитального ремонта». В 1915 г. был произведен последний ремонт храма и переделана в нем печь на средства ковровского купца Платона Илларионовича Исаева.

Разобрали по бревнышку

В октябре 1937 года Ивановский облисполком (тогда Ковровский район входил в состав Ивановской области) принял решение о закрытии церкви в Мисайлово. После этого храм местные жители стали потихоньку разбирать, а вскоре остатки церковного здания подожгли.

Полностью мисайловская уникальная деревянная церковь, просуществовавшая более трех столетий, была разрушена в 1960-е гг. Сегодня только старые деревья да остатки сельского кладбища окружают то место, где прежде стояла церковь.

Мисайловский храм, построенный в первой половине XVII столетия, был на 65 лет старше знаменитой церкви в Кижах и являлся одним из самых древних деревянных культовых сооружений всей Владимирской области. Однако власти проявили преступное равнодушие и погубили эту жемчужину.

Теперь Мисайлово официально числится уже не селом, а деревней Клязьминского сельского поселения. Там оста лось семь домов, но постоянных жителей нет — одни дачники. И лишь на старых фотографиях и литографии середины XIX века мстерского краеведа Ивана Голышева запечатлен облик навсегда утраченного памятника деревянной архитектуры русского средневековья.

«ВКУСНОЕ» СЕЛЬЦО

В приходе мисайловского храма находилось сельцо с необычным названием Пшеничново. В конце XVIII — начале XIX столетий оно принадлежало помещику Петру Григорьевичу Подобедову. Он происходил из старинного дворянского рода, служил в армии, потом — в Суздале уездным казначеем, а с 1797 года — вязниковским исправником. В начале 1800-х годов Петр Подобедов познакомился в Коврове с вышедшим в отставку капитан-лейтенантом Балтийского флота Григорием Петровичем Всеволожским. Заехав в гости в Пшеничново, бывалый моряк «капитулировал» перед дочерью ковровского помещика — Анной. Свадьбу молодожены справили в Рождественской церкви Боголюбовского монастыря под Владимиром. В 1818 году Григорий Всеволожский был избран ковровским уездным предводителем дворянства. В это время Всеволожские вместе с детьми часто наезжали в Пшеничново и бывали на службах в мисайловском храме. Позже перебрались на жительство во Владимир, где и дожили до преклонных лет . Погребены супруги В севоложские бы ли в Андреевском приделе той самой Рождественской церкви, где когда-то венчались. После того, как в Пшеничново перестали жить помещики и содержаться господский дом, это сельцо начало хиреть, и к 1904 году вместо прежних 50-60 обитателей там осталось лишь 10 жителей. Вскоре Пшеничново и вовсе исчезло с географической карты.

Цифра: 300 лет простоял деревянный храм в Мисайлово.

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение