Горячее искусство

В нашем областном центре  работает мастер, который в совершенстве владеет этой технологией. Визитная карточка работ Елены Сахаровой-Староверовой —  пейзажи Владимира и городов «Золотого кольца».

Сделано на века

Елена проживает в очень уютном районе Владимире, практически в центре города. Ее мастерская — в большом старинном доме. Он достался в наследство от бабушки. Просторный, бревенчатый и самобытный.

На стенах одной из комнат — работы из эмали: пейзажи и зарисовки. Тут же — дипломы. Елена Сахарова-Староверова — эмальер и керамист, член Союза художников России, и ее заслуги признаны далеко за пределами родного Владимира.

Но художница в постоянном поиске новых форм, тем и задач. Закончила погружающую в атмосферу серебряного века серию работ «Венок сонетов». Занялась проектом «Фейные сказки». Выполнила фотоинсталяцию «Агро»… В центре ее работ — владимирская архитектура, а также птицы, ангелы, православная тематика: праздники, иконы.

Эмаль, по сути, это тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. Цветная эмалевая масса создает оригинальную вибрацию света и цвета. Стекло, наплавленное на металл,  становится материалом «вечным», сохраняя всю прелесть первозданного облика на века. Это ли не чудо?

Русский мотив

Елена-2Елена — за рабочим столом. Мы говорим о творчестве, работе, патриотизме и признании. Это тоже очень важно для художника. И особенно во Владимире.

— Насколько популярно искусство горячей эмали? И как вы пришли к этому направлению?

— У нас в городе и области есть художники, которые так же, как и я, занимаются горячей эмалью: все разные, с собственным опытом и подходом, удивительным чувством материала.  Изначально я занималась живописью, графикой, книжной графикой, керамикой и многим другим. Все это в итоге просто синтезировалось в горячую эмаль. Из керамики я взяла технологию, из графики и живописи — окружающие пейзажи Владимира, мироощущение.

— Сколько лет вы занимаетесь горячей эмалью?

— С 2006 года. Получается, что скоро юбилей, десятилетие.

— Сразу стало получаться?

— Постепенно. Сначала я увлекалась керамикой. И еще обожаю живопись: до сих пор, когда смотрю работы наших художников, сердце замирает. Но все это недолговечно. Керамика быстро бьется. Картины необходимо реставрировать. А горячая эмаль — материал вечный: металл же не деформируется, стекло не тускнеет. Это меня подкупило.

— Сколько времени занимает создание одной эмали?

— Если говорить непосредственно о создании картины, не включая обдумывание замысла и подготовительные работы, то минимальный срок работы над пейзажем или натюрмортом — от трех дней до двух недель. Одну работу я делала два года. То есть процесс идет по-разному, это творчество.

— Ваш конек — русские пейзажи. Почему?

— Наши пейзажи интернациональны на самом деле. Я как-то приехала в Венгрию и сразу нашла там православную церковь. Сначала даже не поняла этого, а потом, уже когда сделала набросок картины, мне местные художники говорят: «Вы, русские, всегда найдете свое…» Да, возможно! Не специально, это льется из сердца.

— Часто ездите за границу со своими работами и за вдохновением?

— Да. Парадокс: чем дальше едешь, тем ближе становишься к своей родине, потому что чувство любви к родной земле на расстоянии обостряется. Это совсем не пустые слова о патриотизме. Это, видимо, природа русского человека…

Женская доля

— Знаю, что многие творческие люди уезжают в столицу за лучшей жизнью и признанием, говоря, что у нас — «болото»…

— Когда-то я тоже считала, что все «движение» в Москве и Санкт-Петербурге, но когда стала работать во Владимире и вращаться в наших творческих кругах, то поняла — это неправда. У нас активная культурная жизнь. А дальше все зависит только от вас. Женщинам, правда, в искусстве приходится сложнее. Мы, во-первых, должны состояться как матери, как жены, как любимые. И одно дело, когда мужчина — художник, он всегда найдет себе музу, которая будет за ним следовать и терпеть лишения, безденежные периоды. Женщинам в этом отношении с «музом» должно еще повезти! И я для этого приложила определенные усилия. У меня родилась прекрасная любимая дочка. Я в этом плане состоялась. Мое самое лучшее произведение — ребенок. Мать во мне преобладает. Правда, я и к своим работам отношусь как к детям, все их люблю.

— Кто-то из известных людей приобретал ваши работы?

— Известные люди любят, когда им просто дарят работы. Последний раз в Дании встретила Веру Глаголеву. Она прошлась по моей выставке, посмотрела и сделала приятные комплименты. Но для датчан что я, что Глаголева. И для нас понятие «известные люди» тоже относительно. Скажу одно: мои работы находятся в самых лучших коллекциях самых хороших людей. Любой человек, покупающий произведение искусства, является меценатом. И именно он дает возможность создавать художнику новые работы.

— Над чем работаете сегодня?

— Скоро буду устраивать персональную выставку в Вязниках. Это мне предложил Центр пропаганды ИЗО. А еще готовлюсь к выставке в Суздале, которая пройдет в августе в галерее кремля.

— Скажите, а с годами технология горячей эмали меняется, приносится ли в нее что-то новое? Или она тоже вечна?

— Я придерживаюсь проверенной технологии. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл найдены в Микенах и на острове Кипр в XV- XIV вв. до нашей эры. В музеях можно видеть эмали, которые существуют тысячелетия. Я придерживаюсь тех же технологий, не нарушая основных принципов работы. Мои эмали также будут сиять через века.

Факт-4В тему:

4 факта об эмали

  1. Знаменитая Ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью — составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово «финифть» ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину «художественная эмаль».
  2. Эмаль — это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин. Смоченный водой и превращенный в сплошную податливую массу состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующий этап — обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.
  3. В зависимости от состава измельченной стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной — глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.
  4. Невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение — уникально.

Фото Алены Ручан и из личного архива Елены Сахаровой-Староверовой

 

 

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение