ГАИ надо вернуть летучий взвод

Изменилась ли ГАИ за последние 30-40 лет? Конечно! Техническая база, например… Но основа осталась, считают ветераны Госавтоинспекции Владимир Хигер, Владимир Кутузов, Владимир Ефимов и Николай Горемыкин. А кое-что из прошлого опыта можно было бы вернуть и успешно применять сейчас.
Да, 30 лет назад сотрудников ГАИ было меньше, но и машин в области — тоже. А во многом служба была мобильнее. В автопарке ГАИ помимо машин были мотоциклы, велось вертолетное патрулирование, инспектора работали в паре с докторами…

Как ГАИ прописку получила

Хигер Владимир Петрович, начальник ГАИ Владимирской области в 1973-1975, 1977-1980 гг.: «Мы добились того, чтобы всем сотрудникам ГАИ предоставили квартиры в новом доме. Это было наше достижение. И еще — мне удалось отстоять площадку под здание ГАИ именно на Московском шоссе. Тогда мэром Владимира был Роберт Магазин, и он предложил построить здание ГАИ на «рокадке», в промзоне. Там и дороги не было. Это было бы неудобно и инспекторам, и водителям. Сегодняшнее здание ГАИ строили своими силами».

На вертолете и «рафике»

Владимир Николаевич Ефимов, начальник отдела технадзора ГАИ по Владимирской области в 1996-2004 гг.: «Пьяных водителей и раньше хватало. Скрутишь из протокола трубочку, скажешь «дыхни», запах есть — везем в наркологию на анализ. По глазам, по запаху нетрезвых водителей всегда определишь. Алкотестеры тоже были, но другие. Трубки Мохова-Шинкаренко появились в 70-х годах, позже был прибор «контроль трезвости». С нами в рейды по области и для патрулирования трассы Москва-Казань (ныне М-7) выезжали мобильные бригады фельдшеров. Сверху вертолет, мы на мотоциклах, фельдшеры — на «рафике». С вертолета хорошо засекали и нарушителей скоростного режима. «Фары» (приборы замера скорости) были не у всех, секундомером пользовались».

Летучий взвод

Владимир Петрович Кутузов, начальник ГАИ Владимирской области в 1980-1984 гг.: «Мотоциклистов в наше время было значительно больше. Многие — лихачи, на одном колесе могли ездить, но правил дорожных не знали. В 16 лет все мальчишки на мотоциклах были. Это сейчас только с 18 лет можно. Мы большую работу с мотоциклистами проводили. Школы выделяли нам классы и время в расписании для учебы. А потом они в ГАИ приходили для сдачи на права. Да у нас у самих в ГАИ был летучий взвод на мотоциклах. Один во Владимире, другой в Коврове.

Сегодня, когда так много пробок и аварий на дорогах, такой летучий взвод точно бы не помешал. В свое время был и отдельный взвод регулирования уличного движения. Светофоров было намного меньше, и обстановка на дороге во многом зависела от инспекторов».

Учиться на ошибках

Николай Иванович Горемыкин, зам. начальника отдела ГАИ по Владимирской области в 1974-2002 гг.: «В городах и селах нашей области устраивали передвижные выставки автомобилей и мотоциклов, разбитых в авариях. Это была шоковая пропаганда. Услышать, сколько и какие ДТП случились, — это одно, а увидеть то, что бывает из-за нарушений правил дорожного движения, — это совсем другое».

Еще бы хор возродить…

При областном управлении ГИБДД уже 18 лет существует совет ветеранов, который сегодня возглавляет Владимир Ефимов.

Все сотрудники, ушедшие на пенсию со службы в Госавтоинспекции, могут вступить в ряды совета ветеранов. Сейчас в списках этой общественной организации — 130 человек . Многие из них принимают активное участие в работе нынешней дорожной инспекции. Выступают в роли наставников начинающих инспекторов ДПС, проводят экскурсии в музее ГАИ для детей из садиков и школ.

Каждый ветеран — на учете совета, всех поздравляют с днями рождения и профессиональным праздником, приглашают на торжественные мероприятии и встречи. Им помогают оформить компенсации, социальные выплаты. Актив совета навещает 70-80-летних ветеранов на дому, оказывая моральную и материальную помощь.

Ветераны ГАИ вспоминают, что когда-то в Госавтоинспекции был свой хор и ансамбль, сейчас, к сожалению, такого нет. Но многие ветераны готовы и сейчас вести активную жизнь, как минимум, проводить беседы о безопасности дорожного движения со школьниками.

В ГИБДД есть свой музей, создавать который также помогали ветераны. Один из самых ценных экспонатов музея — снимок 1981 года, когда Владимирская инспекция стала лучшей в стране, и ей было вручено знамя победителя. В музее хранятся также снимки зданий, где в разные годы размещалась служба, первые технические средства «вооружения» сотрудников ГАИ — свисток и деревянный полосатый жезл.

40-43-22 — телефон отделения пропаганды областного управления ГИБДД, по которому можно узнать более подробную информацию о проведении экскурсий и встреч с советом ветеранов ГАИ.

На фото: Ветераны Госавтоинспекции (слева направо): Владимир Хигер, Владимир Кутузов и Николай Горемыкин

В тему:

Назад в будущее

123Что, по мнению ветеранов владимирской ГАИ, можно вернуть в практику из прежнего опыта службы.

Талоны предупреждений в водительском удостоверении.
Это наиболее действенная мера пресечения нарушений. После третьего прокола водителей обязывали сдавать экзамен. С первого раза мало кто его сдавал. Приходили по нескольку раз. И, чтобы этой участи избежать, после двух предупреждений водители вели себя образцово. Как минимум год, пока нарушения не «обнулялись».

Оплата штрафа на месте.
Раньше сразу же выдавали талон об оплате. Размеры штрафов составляли 50 копеек, рубль, потом их увеличили до 3 рублей. Нередко делали предупреждение. Сегодня штраф за нарушение ПДД тоже можно оплатить на месте, но только с помощью банковской карты, через мобильные терминалы, которые есть в патрульных авто. У пеших инспекторов ДПС нет терминалов, а у многих водителей нет банковских карточек.

Уважение водителей к инспекторам ДПС.
Раньше водитель первым выходил из машины и спрашивал, что нарушил. Без пререканий отдавал документы для проверки. Сейчас — иначе: немало любителей безнаказанно «покачать права».