Загробное путешествие

Он занимал суздальскую кафедру в 1654 году, правил недолго, а известно о нем крайне мало. Однако при этом архиепископа Софрония можно считать фигурой почти мистической. Достаточно сказать, что в центр епархии Суздаль и в кафедральный Богородице-Рождественский собор, где архиерею надлежало служить и проповедовать, владыка Софроний впервые попал из Москвы лишь спустя 62 года после… своей кончины! А причина загробного путешествия, состоявшегося ровно 300 лет назад в 1716 году в том, что долгое время останки святителя считались опасными для жизни и здоровья соотечественников.

Хутынский настоятель

В 1653 году в Суздале скончался правящий архиепископ Суздальский и Тарусский Серапион II, занимавший суздальскую кафедру ровно 20 лет и в 1642-м даже рассматривавшийся в качестве одного из кандидатов в Патриархи Московские и всея Руси. В течение нескольких месяцев пост суздальского архиепископа оставался незанятым, после чего недавно избранный Патриарх Никон подобрал в качестве преемника Серапиона архимандрита Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамского монастыря Софрония. Основанный в XII веке Хутынский монастырь на берегу Волхова в 10 верстах от Великого Новгорода являлся одним из крупнейших монастырей России и оплотом православия на северо-западном рубеже.

Софроний4Кем был архимандрит Софроний до того, как возглавил монастырь на Хутыни, точно неизвестно. В эту обитель он был назначен в 1652 году сразу после избрания Никона. Святейший до патриаршества более трех лет возглавлял Новгородскую епархию, в состав которой входил Хутынский монастырь. Очевидно, инок Софроний был лично известен митрополиту Новгородскому Никону. И когда полтора года спустя в Суздале умер архиерей, Патриарх Никон назначил новым архиепископом Суздальским и Тарусским архимандрита Софрония. Святейший готовил архиерейский Собор по исправлению церковных книг — важного этапа готовившейся им реформы Русской православной церкви, и ему нужны были «свои люди» среди епископата, так как далеко не все его представители поддерживали нового предстоятеля.

Архиерейский Собор

В ту пору Суздальская епархия представляла собой сложное церковно-административное образование. Помимо Суздаля и обширного Суздальского уезда в старых границах в состав епархии входили большие области на Оке — города Калуга, Оболенск, Ярославец Малый (Малоярославец), а также Тульская припись с городами Алексин и Таруса. Поэтому значение суздальского архиерея, как духовного отца нескольких городов на дальних подступах к Москве, была велико. А титул владыки «Суздальский и Тарусский» наглядно отражал «двуединый» характер необычной епархии.

Хиротония архиепископа Суздальского и Тарусского Софрония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 29 января 1654 года. Вскоре после этого должен был начаться архиерейский Собор, подготовленный Патриархом Никоном. Поэтому по настоянию Святейшего новопосвященный суздальский архиепископ в Суздаль не поехал, поселившись на Суздальском архиерейском подворье в Москве на углу улиц Рождественской и Пушечной (рядом с нынешней станцией метро «Кузнецкий мост»). На подворье даже имелась своя церковь Рождества Иоанна Предтечи, где и служил владыка Софроний.

С началом весны архиерейский Собор, наконец, собрался, в течение двух месяцев принял решения, которых добивался Патриарх, и положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. Так начались известные реформы Патриарха Никона. В начале лета 1654 года архиепископ Софроний уже собирался отправляться на место своего служения в Суздаль, но тут грянула страшная беда: чума!

«Черная смерть»

Чума, или, как ее еще называли, «черная смерть», пришла на Русь из Западной Европы через территорию нынешней Украины. Вскоре на Москве ежедневно умирали сотни, а потом и тысячи человек. Князь Пронский принимал самые энергичные меры по устройству карантинов и погребению умерших. Кремль и Китай-город были оцеплены, но на окраинах царила анархия. Царская семья спасалась в Калязине на Волге.

Тогда же «мор» начался и в Суздале. Суздальский воевода князь Иван Михайлович Волконский расставил заставы и ограничил въезд и выезд из города, но вскоре часть и без того немногочисленных стрельцов и дворян, которые несли караулы, перемерла. Поэтому князь писал царю: «Мимо тех застав проезжают и проходят всяких чинов люди насилством, а унять тех проезжих и прохожих людей некем, потому что в Суздале стрельцов нет, а отставные дворяне меня не слушают».

11 сентября 1654 года в Москве умер наместник князь Пронский. Принимавший участие в его погребении архиепископ Суздальский Софроний заразился и скончался 13 сентября. Его похоронили прямо на территории Суздальского архиерейского подворья. Перевозить умерших от «мора» запрещалось. Московские кладбища, на которых в массовом порядке погребались жертвы чумы, были обнесены высоким забором и после эпидемии, наглухо заколочены. Погребать в них тела запретили, чтобы при раскапывании земли снова «моровое поветрие на люди не учинилось».

Полвека спустя

В октябре 1654-го эпидемия чумы пошла на спад, а с началом морозов и вовсе прекратилась. Могила владыки Софрония так и осталась на Суздальском подворье. Десять лет спустя, суздальцы во главе с тогдашним архиепископом Стефаном били челом царю Алексею Михайловичу и Патриарху Иоасафу II о перенесении останков владыки Софрония в Суздаль. Но разрешения не получили — считалось, что выкапывая чумного покойника можно заразиться вновь.

…Шли годы. Архиепископа, не добравшегося до своей паствы, забыли. Но 62 года спустя, в 1716 году, епископ Суздальский Игнатий (Смола) обратился к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану (Яворскому) с просьбой разрешить перезахоронение архиепископа Софрония в Суздаль. Владыка Игнатий был родом из московских купцов и до назначения в Суздаль служил настоятелем Московского Богоявленского монастыря. Вероятно, он знал о могиле своего предшественника в Москве, и получив суздальскую кафедру инициировал перезахоронение.

На этот раз дозволение было дано, так как о чуме середины прошлого века уже никто не помнил.

В тему:

В Москве в 1654 году от чумы умерло около 150 тысяч человек — примерно половина тогдашнего населения столицы. В Суздале — 1177 человек из общего числа в 2567 жителей.

Обретение мощей

Когда в Суздальском архиерейском подворье раскопали могилу Софрония, то оказалось, что мощи святителя — нетленные. Их «с бережением» привезли в Суздаль и торжественно при большом стечении народа положили в Богородице-Рождественском соборе. По одной из версий, гробница архиепископа находилась «в левой пазухе под спудом». По другой — в правом приделе с западной стороны. Владыка Софроний причислен к числу священномучеников и упоминается в службе Всем Святым в земле Российской Просиявшим.

 

Обсуждение 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[contact-form-7 404 "Not Found"]